Солнце в гранёном стакане

Владимир Гугель
    Впервые за многие годы я свободен:  уволился из «органов»!  И на дворе лето. И моя «Победа» на старте. Вопрос – куда ехать? Ясное дело – в Крым. Только не на Южный берег. Там уже всё знакомо. Хочется другого Крыма, незнакомого. Решено, едем в Керчь. Говорят, там и спокойнее, и людей поменьше, и море полезное для хронически больного горла, и катакомбы, прославившиеся во время войны, и … знаменитая  керченская селёдка. За компанию с нами  (я, жена и 7-ми летний сын) напросился Юра Красильщиков. Он - профессиональный водитель и в трудные годы  работы в уголовном розыске часто возил меня на прикреплённой  к райотделу от автохозяйства  машине. Уволившись из милиции и перейдя  «на гражданку» - на танковый завод, я и его устроил туда же – персональным водителем к самому секретарю парткома завода Виктору Антоновичу Роденко. Тот как раз искал на эту роль «верного человека», и Юра подошел ему по всем статьям. Самой большой страстью Юры было постоянно возиться с машиной, ремонтировать  её, даже когда в этом не было крайней необходимости. В общем, фанат. Для меня, с моими двумя левыми руками и далеко не новой «Победой, он  с этой его страстью   был незаменимым механиком.  При этом, хороший парень, со спокойным, покладистым характером.
Итак, мы в Керчи. Не Ялта, конечно, не Алупка. Далеко не роскошный курорт  Небольшой городок, раскинувшийся  у подножья горы Митридат. Сняли, как принято у курортников -«дикарей», квартиру. Расположена  удобно – и от  моря недалеко, и  к центру города, пунктам питания близко.  Хозяин –  хороший, добрый, приветливый  мужик, средних  лет, рыбак и при этом,  главный механик автопредприятия. Последнее  обстоятельство особенно впечатлило Юру: надо, мол, использовать его автохозяйство, загнать туда машину, полежать  под  ней, заглянуть куда надо, проверить, подтянуть и т.д. Его интересовало не столько море и возможность поваляться на пляже, сколько  вплотную заняться машиной. И мне покоя не давал с этими планами. В один из вечеров сидим мы втроём с хозяином во дворе, под развесистым деревом, немного выпили, разговор о том, о сём. А Юра – о своём: надо профилактику «Победе» сделать. Анатолий сразу откликнулся, рад помочь. Тем более, говорит, сегодня в ночь заступила хорошая бригада, слесаря – умельцы, что нужно, помогут. Сказано – сделано.  Тут же, в двенадцатом часу ночи  сели в  мою «Победу» и поехали .Куда, зачем, не знаю. 
       На площадке перед въездом на территорию автохозяйства стояли штук 10 машин – автоцистерны  КАМАЗы.  Здесь  дорога шла на подъём, и они стояли   одна за другой, цепочкой, как бы на излёте. Все машины новенькие, окрашены  в яркие, светлые тона, огромные колёса подкрашены серебрянкой. Была уже поздняя ночь, но  ярко светила луна, и эти красавцы автоцистерны смотрелись очень эффектно, как на параде, хоть  на Красную площадь таким строем выезжай.
Я залюбовался этим зрелищем и спросил у Анатолия, что это за строй?
- А это колонна наших КАМАЗов,  в 5 утра отправятся в Венгрию. В цистернах классное вино, наш крымский Рислинг. Всё надёжно опечатано. Вот приедет оно в Венгрию, там разольют вино в красивые венгерские бутылки с яркими этикетками  на не  русском языке. А потом , уже в  этих бутылках его снова привезут к нам и станет наше вино  иностранным импортом – «дефицитом». Стоить будет дорого. Знатоки в ресторанах будут цокать языками и приговаривать: «Вот это вино! Умеют там делать!»
И закончил  наш всегда спокойнейший хозяин Толя свою тираду со злобой и горечью:
- Всю жизнь, во всём мы фраера!  Обидно.
И вдруг, как-то моментально преобразившись, заулыбался и,  будто что-то себе доказывая, предложил:
- А хочешь,  винца хорошего попробовать, пока оно ещё не  импортное?
- Так оно ж за рубеж идёт!  Запломбировано. Ты же сам сказал – опечатано.
- Ничего, сейчас!...
Не успел я и глазом моргнуть, как Анатолий два пальца в рот и засвистел, нарушив своим разбойничьим свистом   ночную,  почти пасторальную,  крымскую тишину.  Тут же, как из –под земли  вырос работяга из автохозяйства  и застыл в ожидании указаний.
 -  Неси  ведро – Анатолий  ему -  гостям вина захотелось!
Очень скоро мужичок вернулся с резиновым ведром, сварганенным из камеры колеса большегрузной машины,  и с большим разводным ключом.
Всё дальнейшее произошло молниеносно. Видать, процесс был хорошо налажен и отработан. Мужичок подлез под автоцистерну, что-то,  где-то крутанул, в ведро полилось вино. Когда  наполнилось, струю перекрыл, ликвидировал следы преступления  А полнёхонькое ведро понес  в гараж, куда медленно и спокойно мы въехали на «Победе». Юру вино не интересовало, он  с  местным пролетариатом  куда-то слинял – получать кайф от общения с моей «Победой». Она для него была любимым существом.
А мы с Толей остались вдвоём у ведра с вином в его кабинете.  Налил он вино в гранёные стаканы. Настроенный уже  поэтически, держа стакан в вытянутой руке, произнёс:
- Ты посмотри, какое  красивое, золотое! И какая польза от него – здоровье!  Чистый виноград, солнце, никаких вредных примесей.
Я вдруг вспомнил:
-«Солнце в бокале»!
Анатолий в ответ с обидой:
- Какой тебе бокал?  Мы чё, аристократы  какие? Мы от гранёного стакана, как от земли, отрываться не можем. Никак! Ну, за всё хорошее!
Выпили. Вино, действительно,  был хорошее, прохладное. Я поглядел по сторонам: чем бы закусить? Толя засуетился,  стал шарить  по своему кабинету …и нашел: две слипшиеся мятные конфетки, леденцы. Всё! И бодро успокоил:
- Такое вино закусывать – только радость портить . Это же нектар, солнце, никаких градусов.
Мы долго и с удовольствием пили с ним этот нектар. На закуску лизнёшь конфетку , ну, и....
…Помню, что, кажется, на 14-ом  стакане я спросил у Толика:
- Слушай.  я  свою норму по многим  видам  знаю – по водке,  самогону, боярышнику на спирту, даже по денатурату. А вот к сухому вину не приучен. Сколько ж ещё можно его выпить?
Толя опять мне про солнце… Но оно, видать, после уж не знаю, какого стакана,  для меня закатилось и померкло. Я отключился.
Очнулся часа в 3 ночи. На меня вдруг впервые в жизни напала дикая икота. Её ничем невозможно было остановить, всё тело  содрогалось в мучительных судорогах. Состояние было настолько тяжелым, что пришлось вызывать Скорую помощь. Позорно икающий, я предстал на станции Скорой помощи  перед немолодым  врачом. Он посмотрел на меня с отвращением и брезгливо сказал:
-Ещё один алкоголик – подонок!
Несмотря на своё ужасное физическое состояние, рассудка я не терял. Меня никто никогда не называл  алкоголиком. И, взвившись от возмущения, вступился за свою поруганную честь  - заорал на врача:
-  Да как Вы смеете меня оскорблять?!
 И…вдруг перестал икать! А врач смотрит на меня уже с улыбкой:
-А ведь икота у Вас  прошла! Вы уж извините, это у меня старый, испытанный  приём –  сильная обида надёжно снимает икоту.
Господи, как же мне стало легко. Я снова почувствовал своё тело, которое перестало  извиваться и содрогаться в конвульсиях.  Извинился перед врачом и поблагодарил его.

 Но по возвращении в Харьков на месяц  попал в больницу с приступом острого холецистита. Вот так. За всё в жизни надо платить. ..
Однако вино после этого случая я не возненавидел, как могло бы быть. Напротив, очень даже полюбил и, считаю,  стал что-то понимать в нём…или делать вид, что понимаю. Когда пробую налитое в бокал вино, делаю такие характерные  движения языком во рту, смакую, закатываю глаза, согреваю бокал руками, качаю головой. В общем, веду себя, как цивилизованный человек, ценитель этого удивительного напитка. В самом деле, не могу же я уподобиться  водителю моего покойного отца Илье Максимовичу Мажану. Когда однажды моя жена налила ему бокал хорошего марочного сухого вина, он молча выпил его.  В ожидании восторга от «букета» этого напитка жена  вопросительно смотрела на него, мол: «Ну, как, Илья Максимович?» Он глубокомысленно облизал губы, затем решительно вытер их рукавом спецовки   и  сказал проникновенно:
- Хорошее вино, Лилечка. Я такого никогда не пил. Уксус! Спасибо тебе!
 И, обращаясь к моей маме:
- Сотва Львовна -маму звали Софьей-  у тебя для меня самогончик найдётся?  Выручай!...