Совместимо ли христианство с жизнью?

Владислав Луцкий
БЕСЕДЫ   С   ПАНКРАТОМ,
ЗАПИСАННЫЕ
ПЛАТОНОМ   КСЕНОФОНТОВЫМ-ЭККЕРМАНОМ



РАЗГОВОРЫ   О   БОЖЕСТВЕННОМ.
ДИАЛОГ   ВТОРОЙ.
СОВМЕСТИМО   ЛИ   ХРИСТИАНСТВО   С   ЖИЗНЬЮ?


СОБЕСЕДНИКИ  всё  те  же: Панкрат  и  Студент.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:
 
Та  же  озеленительская  бытовка, обеденный  перерыв. Всё  уже  съедено  и  выпито, но  на  работу  ещё  рано. Студент  устроился  на  лавке  с  книжкой, Панкрат  же  заскучал  и  очевидно  жаждал  общения. А  потому  Студент  был  просто  обречён  на  ещё  один  философическо-богословский 

РАЗГОВОР:

П а н к р а т. Что  читаем? А, Гумилёв-фис… Ну-с, и  что  можете  сказать  по  поводу  прочитанного?
С т у д е н т. Круто!
П а н к р а т. Исчерпывающий  ответ. А  если  всё-таки  поподробнее?
С т у д е н т. Слушай, Панкрат, не  мешай. Опять  со  своими  понтами? Я  то  студент, но  ты, слава  Богу, не  профессор, и  фамилия  твоя  не  Преображенский. Впрочем, возвращаясь  к  нашему  давешнему  разговору… Вот, ещё  один  умнейший  человек  определённо  говорит, что  христианство  есть  учение  жизнеутверждающее. И  прямо  противопоставляет  его  манихейству, в  отличие  от  некоторых  горе-философов.
П а н к р а т. Горе-философ – это  я? Ну  что  же, я  действительно  продолжаю  настаивать, что  первохристианство, - христианство  евангельское, христианство  Христа, - есть  продукт  негативного  мироощущения  и  чистейший  образец  антисистемы, если  рассуждать  в  терминах  Льва  Николаевича. И  я  могу  это  доказать.
С т у д е н т. О, Господи, опять?!
П а н к р а т. Я  знал, что  ты  с  удовольствием  меня  выслушаешь. Ведь  это  так  интересно, не правда  ли?
С т у д е н т. Да  уж…
П а н к р а т. Ну, вот  и  славно… В  прошлый  раз  мы  начали  с  частного  вопроса  о  справедливости, любви, этике  и  праве, а  в  итоге  вырулили  на  некие  важные  обобщения. Что  же, повторим  пройденный  материал. Нами  несомненно  установлено  следующее.  Нагорная  проповедь есть  смысловое  ядро, сущность  христианства  Христа. Нагорная  проповедь  предъявляет  человеку  требования, очевидно  несовместимые  с  человеческой  природой, а  потому  в  принципе  неисполнимые. Если  человек, которому  эти  требования  постоянно  предъявляются, считает  их  правомерными, он  неизбежно  приобретает  чувство  тяжкой  неизбывной  вины, презрения  и  ненависти  к  самому  себе. Это  самоуничижение  называется  «смирением», его  обретение  провозглашается  высшей  целью  христианской  духовной  жизни. Разумеется, состояние  «смирения»  совершенно  несовместимо  с  целым  рядом  предрассудков. С  чувством  собственного  достоинства, честью, потребностью  в  свободе  и  справедливости, с  «обидой  за  державу», с  «праведным  гневом», с  «яростью  благородной». В  данной  системе  координат  всё  это  должно  рассматриваться  как  проявления  «гордыни», самого  тяжкого  греха. Если  мы  не  должны  «противиться  злому»  и  «осуждать», а  должны, напротив, «подставлять  другую  щёку», если  «христианский  Бог  есть  Бог  любви, а  не  справедливости», если  праведник, обычный  нормальный  человек  и  подонок-изувер  есть  в  равной  степени  «ничтожества  пред  Господом», не  заслуживающие  от  Него  ничего  хорошего… Всё  это  и  означает, что  никакая  социальная  жизнь  с  её  атрибутами, – этикой, правом, государством, политикой, – в  принципе  не  может  быть  «богоугодной».
С т у д е н т. Тем  хуже  для  социальной  жизни. Тоже  мне, идол.
П а н к р а т. Золотые  слова! Только  хочется  немного  расширить: тем  хуже  для  жизни  вообще. Ибо  «истиннохристианское»  отношение  к  социальной  жизни  есть  лишь  частный  случай  отношения  к  жизни  вообще, к  жизни  как  таковой. Истинные  христиане, похоже, полностью  солидарны  с  монофизитскими  уклонистами  с  армянского  радио  в  том  отношении, что  тоже  не  считают  жизнь  предметом  первой  необходимости.
С т у д е н т. По-моему, эта  реприза  уже  звучала. Повторяешься, горе-ритор…
П а н к р а т. Да  неужто? Ну, ничего  страшного… Крылатые  фразы  от  длительного  и  многократного  употребления  не  снашиваются.
С т у д е н т. Ну-ну… Чего-то  ты  сегодня  говоришь, как  пишешь. Прямо  доклад  какой-то. Репетируешь, что  ли? Речь  Панкрата  на  подпольном  заседании  тайного  общества  атеистов-самоучек.
П а н к р а т. Зачем  же  тайного? Мы  ведь  в  свободной  стране, или  как? И  почему    атеистов?
С т у д е н т. А  кого  же?
П а н к р а т. Ну… об  этом  позже. Так  на  чём  мы  остановились? Вечно  ты  меня  сбиваешь… Ах, да! Был  такой  товарищ  Богданов, великий  философ  и  большой  учёный, а  заодно  отзовист, богостроитель  и  отец  пролеткульта. Так  вот  он  построил  свою  знаменитую  «Организационную  науку»  как  пересказ  наукообразным  языком  народных   пословиц  и  поговорок  типа  «где  тонко, там  и  рвётся». С  развёрнутыми  комментариями, естественно. Вступим  же  и  мы  на  этот  скользкий, но  продуктивный  путь. Фундаментальное, основанное  на  человеческой  природе, естественное  и  здоровое  отношение  к  миру, то  самое  позитивное  жизнеутверждающее  мироощущение, которое  Гумилёв  каким-то  образом  умудрился  обнаружить  в  раннем  христианстве, исчерпывающим  образом  выражается  в  двух  бессмертных  афоризмах. Первый: «Жить – хорошо! А  хорошо  жить – ещё  лучше!» Второй: «Лучше  быть  здоровым  и  богатым, чем  бедным  и  больным». Здесь  утверждается  очевидная  для  абсолютного  большинства  нормальных  людей  истина: жизнь, здоровье  и  благополучие  есть  добро, благо; смерть, болезнь, страдание - физическое  и  душевное – есть  зло. Для  человека  естественно  стремиться  к  первому  и  избегать  второго, и  такое  поведение  в  глазах  человеческих  совершенно  законно  и  оправдано. Это  вовсе  не  отменяет  идеалов, предполагающих  самоограничение  и  самопожертвование. Но  пожертвовать   можно  только  тем, что  представляет  для  тебя  безусловную  ценность. Иначе  что  это  за  жертва? Какой  смысл  спасать  от  смерти  и  страданий  ближнего  своего, если  для  него  смерть  и  страдание  есть  или  нечто  нейтральное, безразличное, или  даже  желательное, полезное? Элементарные, очевидные  вещи… Но  не  для  истинных  христиан. Ведь  для  этого  жизнеутверждающего  учения  страдание – благо, а  смерть – освобождение, ворота  в  вечность. Со  всеми  вытекающими  последствиями…
С т у д е н т. Но, согласись, в  этом  есть  своя  логика.
П а н к р а т. Да  есть, есть, конечно… Только  какая-то  она  извращённая. Если  страдания – это  благо, если  наши  самые  естественные  эмоции  и  привязанности – это  страсти, с  которыми  следует  бороться, если  забота  о  безопасности, благоустройстве, благополучии  и  красоте  нашей  здешней, земной  жизни – это  бессмысленная  суета, отвлекающая  нас  от  чего-то  такого  «главного», чего-то  такого, чему, собственно, и  следует  посвящать  все  свои  силы… Если  всё  это  так, то  о  какой  культуре  и  цивилизации  вообще  может  идти  речь?
С т у д е н т. Да  сдались  они  тебе!
П а н к р а т. Пардон, пардон, опять  увлёкся. В  самом  деле, на  хрена  нам  эти  архитектурные  излишества? Склад  ненужных  вещей, коллекция  предрассудков. Правда, нужно  отдать  должное, весьма  живучих… Впрочем, обратимся, как  и  намеревались, к  жизни  как  таковой, не  отягощённой  всей  этой  «надстроечной»  ерундой. Возможно  ли  в  принципе  существование  биологического  вида  «хомо  сапиенс»  в  условиях  господства  истинного  христианства? Ответ: нет, ибо  данный  вид  в  означенных  условиях  просто  не  сможет  воспроизводиться.
С т у д е н т. Ну  ты, блин, даёшь…
П а н к р а т. Я – не  даю! Я  не  по  этому  делу! Но  сейчас  не  об  этом. Вот  ты  в  прошлый  раз  ни  к  селу, ни  к  городу  помянул  Розанова… Повторюсь: розановщина  в  целом – это, конечно, перебор, но  в  главном  Василь  Василич  был  прав.
С т у д е н т. Это  в  чём  же?
П а н к р а т. А  вот  в  том, что  истинное  христианство  со  своим  «не  женитесь, если  хотите  быть  совершенными»  в  корне  отрицает  заповедь  «плодитесь  и  размножайтесь, заселяйте  землю». Что  это – главное  доказательство  противоположности, а  не  преемственности  Нового  Завета  по  отношению  к  Ветхому. И  что  именно  неукоснительное  следование  этой  заповеди  является  основой  процветания  и  могущества  еврейства.
С т у д е н т. А, ну  ежели  процветания  и  могущества – тогда  оно, конечно…
П а н к р а т. Да  Бог  с  ним, с  могуществом. Не  до  жиру, быть  бы  живу. В  буквальном  смысле. А  то  с  христианским  отношением  к  браку, ежели  оно, паче  чаяния, возобладает  в  нашем  многострадальном  народе – вымрем  же  все  нахрен, в  натуре!       
С т у д е н т. Да  вроде  и  так  вымираем.
П а н к р а т. Вымираем. Но, так  сказать, стихийно, прагматически, безыдейно, и  потому  слишком  медленно  и  непоследовательно. А  вот  если  взревнуем  не  по-  детски…
С т у д е н т. Чем  тебе  христианский  брак  не  угодил? Брак – священное  таинство, супружеское  ложе  свято. Дети – Божье  благословение, их  рождение – единственная  цель  и  оправдание  плотской любви, аборт – преступление  перед  Богом. Вот  христианский  подход. Что  не  так? Где  здесь  угроза  семье  и  продлению  человеческого  рода?
П а н к р а т. Нет, брат, это  подход  не  христианский, а  исторически-христианский. Это  придумали  вы – маловеры  теплохладные, оппортунисты  и  соглашатели.
С т у д е н т. Ну  что  ты  несёшь? Христос  же  насчёт  брака  лично  всё  по  полочкам  разложил. Это  ведь  прочесть  можно…
П а н к р а т. Да  читали  мы… В  том-то  и  дело, что  читали. Да, брак – это  чуть  ли  не  единственный  социальный  институт, о  котором  Христос  высказался  внятно, определённо  и  даже  развёрнуто. Но, с  точки  зрения  содержания, - высказался  так, что, честное  слово, лучше  бы  вообще  не  высказывался. Нет, я  понимаю, не  моё  собачье  дело  указывать  Сыну  Божьему, что  говорить  и  о  чём  молчать. Но  всё-таки, по  слабости  моей  человеческой…
С т у д е н т. Господи, прости  этого  интеллектуального  извращенца…
П а н к р а т. А  вот  к  этому – полностью  присоединяюсь!
С т у д е н т. И  вообще, чем  рассуждать  о  браке, лучше  бы  женился. Теоретик  хренов…
П а н к р а т. А  если  я  хочу  быть  совершенным?
С т у д е н т. Чего?
П а н к р а т. Того! Христос  что сказал? «Женитесь, чтобы  не  распаляться». «А если  хотите  быть  совершенными, то  лучше  вообще  не  женитесь». И, заметь, ни  слова  о  продлении  рода… Ну  так  мы  уже  согласны, как  говаривал  почти  что  классик, пусть  и  несколько  по  иному  поводу. В  самом  деле, человек  должен  ставить  перед  собой  максимальные  задачи  и  стремиться  к  совершенству  во  всём, не  так  ли? Причём  каждый  человек! Значит, и  я  тоже. Вот  я  и  стремлюсь. А  когда  этот  мой  порыв  к  совершенству  подхватят  все, и  когда  мы  всем  скопом  этого  совершенства  достигнем… Ух, что  будет! Да  мы  даже  глядеть  на  баб  перестанем, чтобы  не  пришлось  вырывать  соблазняющее  нас  око  и  чтобы  по  случаю  не  спрелюбодейничать  с  означенными  бабами  в  разуме  своём… И  тогда  настанет  искомый  парадиз, а  вскорости  вслед  за  ним – полный  и  окончательный  песец, белый  и  пушистый.
С т у д е н т. Что  за  бред…
П а н к р а т. Да  почему  бред? По-моему, всё  очень  даже  логично… Помнишь  диалог  из  «Крейцеровой  сонаты»? «Но  ведь  тогда  (если  не  заниматься  «этим  делом»)  и  род  человеческий  прекратится. – Да  и  пускай  прекращается! Зачем  он  вообще  нужен?» Мощный  старик, матёрый  человечище! Зрит  в  корень  и  режет  правду-матку. Вот  только  не  надо  мне  рассказывать, что, мол, Толстой – не  наш, и  мы  его-де  публично  осудили. Он, конечно, не  ваш, не  церковный. Но  он  точно  христов. И  осудили  его, полагаю, как  раз  за  то, что  он  выдал  главную, страшную  тайну  истинного  христианства. Господин  граф  уловил  самую  суть  учения  Христа, и, будучи  гениальным  художником, в  высшей  степени  убедительно  представил  её  «городу  и  миру». Люди  вняли  и  ужаснулись, ибо  поняли, что  христианство  есть  религия  смерти. 
С т у д е н т. Христианство  есть  религия  преодоления  смерти!
П а н к р а т. Да-да… «Смертью  смерть  поправ». Слышали. Только  никто  вот, в  том  числе  и  специалисты, не  может  толком  объяснить, что  это  значит. А  я  говорю  о  вещах  простых  и  очевидных.
С т у д е н т. Это  та  самая  простота, что  хуже  воровства, причём  намного.
П а н к р а т. Да  ладно, не  будь  букой. Не  дуйся. Давай  подойдём  к  делу  с  несколько  иной  стороны. Вот  скажи  мне: почему  ваши  так  не  любят  сектантов?
С т у д е н т. А  ты  любишь?
П а н к р а т. Я – нет. Но  я  знаю, за  что  не  люблю, и  могу  это  объяснить.
С т у д е н т. Так  объясни.
П а н к р а т. Вообще-то, я  первый  спросил. Ладно… Ненавижу  секты  хотя  бы  за  то, что  они  разрушают  семьи. Разделяют  жён  и  мужей, стравливают  их  друг  с  другом, похищают  детей  у  родителей. Это, пожалуй, самое  страшное. Они – похитители  детей.
С т у д е н т. Ну  и  мы  не  любим  их  за  то  же  самое.
П а н к р а т. Неужели? Странно.
С т у д е н т. Что  странно?
П а н к р а т. Просто  я  подумал… Сам  посуди. Если  единственный  путь  к  совершенству  для  истинного  христианина – это  монашество…
С т у д е н т. Да  сдалось  тебе  это  совершенство! Не  хочешь  быть  совершенным – не  будь! Кто  заставляет? 
П а н к р а т. Так  я  типа  хочу! Ведь  душу-то  небось  всем  спасти  охота, или  как? Или  одни, значит, достигают  совершенства  и  спасаются, а  другим – шиш? Чего  удумали! Это  что  это  за  дискриминация  такая? Получается, есть  избранные – те  самые  совершенные, которые  «не  оскверняются  с  жёнами»  и  «не  заботятся  о  завтрашнем  дне». В  общем, монахи. И  есть  обречённые  на  гибель  несовершенные – те, которые  с  жёнами  оскверняются  и  о  завтрашнем  дне  заботятся. То  есть, если  проще – рожают  и  вкалывают. И  содержат, кстати, совершенных. Ведь  для  того, чтобы  жить  как  птички  небесные, то  есть  паразитировать, обязательно  должен  быть  некто, на  ком  можно  паразитировать. Тот, кто  в  силу  своего  несовершенства  и  сеет, и  пашет, и  жнёт, словом, в  поте  лица  добывает  хлеб  свой, а  заодно  и  тот  хлеб, которым  кормятся  совершенные. Прямо  какой-то  мистический  фашизм  получается. Но  этот  номер  не  пройдёт! Но  пасаран! Мы, слава  Богу, не  кальвинисты  какие-нибудь. Нет  уж, если  спасаться – так  спасаться  всем, скопом. Тем  более, что  «дурацкое  дело – нехитрое», если, конечно, верить  вышеизложенным  представлениям  о  спасении. Чтобы  чего-то  не  делать, в  том  числе  не  жениться  и  не  трудиться, особого  ума  не  нужно. Равно  как  и  воли, энергии, трудолюбия, уживчивости. Так  что  каждому  должен  быть  предоставлен  шанс…Впрочем, я, кажется, немного  ушёл  в  сторону… 
С т у д е н т. Немного?
П а н к р а т. Так  вот. Если  монашество – единственный  путь  к  совершенству  и  спасению, причём  путь, доступный  любому  человеку, то, как  не  крути, получается, что  последним  шагом  на  этом  пути  должно  быть  натуральное  скопчество. Что  и  доказал  на  своём  примере  небезызвестный  Ориген, весьма  авторитетный  товарищ.
С ту д е н т. Но  Ориген  был  осуждён  Церковью!
П а н к р а т. Да, осуждён, но  не  за  самооскопление! Так  что  скопчество – это  доведённое  до  логического  конца  самосовершенствование  по  Христу. Если  некий  член  соблазняет  тебя, то  вырви  его… Или  как-то  так… Но  если  действительно  так, то, во-первых, какие  могут  быть  претензии  к  секте  скопцов? И, во-вторых, главное: что  же  всё-таки  делать  с  этой  самой  отсталой  традиционной  семьей, целиком  и  полностью  построенной    на  «осквернении  с  жёнами»?
С т у д е н т. Но  ведь  брак – это  прежде  всего  духовный  союз  мужчины  и  женщины. Например, Пётр  и  Феврония…
П а н к р а т. А-а, это  те  самые  идеальные   супруги, которые  жили  долго  и  счастливо: он – в  мужском  монастыре, она – в  женском? А  умерли-то  они  хоть  в  один  день? Что  же, так  и  запишем: идеальный  христианский  брак  предполагает  странные, неестественные  отношения  между  женой  и  мужем. Духовный  брак… Ну-ну… Что  же, а  теперь  обратимся  к  вопросу  о  похищении  детей.
С т у д е н т. Заранее  трепещу. Чувствую, что  «и  часовню - тоже  мы», только  пока  не  пойму, каким  образом. Разъясни, кто  же  из  христиан  занимался  киднеппингом  по  идейным  соображениям?
П а н к р а т. Кто? Ну, например, Тот, кто  прямо, открытым  текстом  заявляет, что  «пришёл  разделить  человека  с  отцом  его, ибо  враги  человеку  домашние  его». Так, кажется, у  Матфея? Или  без  всяких  экивоков, предельно  откровенно  и  абсолютно  недвусмысленно, не  оставляя  никаких  возможностей  для  смягчающих  интерпретаций, разъясняет: «Кто  не  возненавидит  отца  и  мать, тот  не  может  быть  моим  учеником». Не  слабо, да? И  без  вариантов. Ну, разумеется, если  верить  Луке… Вот  ты  возненавидел  отца  и  мать, студент? В  глаза  смотреть! То-то  же, маловер… Ладно, можешь  не  отвечать… Вот  такие  пироги… Да… И  ведь, надо  думать, словами  дело  не  ограничивалось, а? Может  быть, именно  этим  и  объясняется  настороженное, мягко  говоря, отношение  широких  иудейских  масс  к  первохристианам? А  равно  и  те  малоприятные  инциденты, которые  тогда имели  место  быть? Этим, а  не  только  происками  фарисеев, испорченностью  и  непродвинутостью  самих  масс? Во  все  времена  и  у  всех  народов  нормальные  люди  крайне  отрицательно  относятся  к  «ловцам  человеков», натравливающим  сыновей  на  отцов  и  уводящим  из  семей  супругов  и  родителей. Никому  не  хочется  остаться  в  старости  брошенным  один  на  один  с  сетями  и  морем, в  то  время  как  два  здоровенных  лба, которых  ты  вырастил  и  на  поддержку  которых  обоснованно  рассчитываешь, уходят  вести  жизнь  птичек  небесных. Конечно, шкурный  мотивчик, но  уж  извини… Тогда  ещё  не  изобрели  термин  «тоталитарная  секта», но  относились  к  первохристианам, похоже, так  же, как  мы  относимся  ко  всяким  «белым  братствам», «аумам  синрикё»  и  разным  прочим  кришнаитам, - и  по  тем  же  основаниям. Как  и  мы, они  почти  инстинктивно, на  интуитивном  уровне  пытались  от  всего  этого  защититься. Ну  и  порой, конечно, чересчур  истерили  и  перегибали  палку. И  так  было  не  только  в  евангельские  времена. Знаешь  ведь, как  отнеслись  к  решению  сына  уйти  в  монахи  родители  Сергия  Радонежского? Вот-вот… Да  и  родителям  Игнатия  Бречянинова  было  не  намного  легче. Только  сделать  они  ничего  не  могли…
С т у д е н т. Да-а, Панкрат, я  тебе  поражаюсь… Сравнил  Божий  Дар  с  яичницей. Причём  почти  буквально… «Марию  Дэви  Христос»  с  Иисусом  Христом, «белое  братство» - со  Святыми  Апостолами.
П а н к р а т. Ну, сравнил. И  чего?
С т у д е н т. Да  того! Иисус  Христос – Сын  Божий, Путь, Истина  и  Жизнь. А  «Мария  Дэви  Христос», насколько  я  знаю - бывшая  комсомольская  активистка, съехавшая  с  катушек. Апостолы – сообщество  святых, носители  и  проповедники  Истины. «Белое  братство», «аум  синрикё»  и  иже  с ними – банальные  кодлы  с  мистическим  антуражем. Похоже, видите  ли… Открытие… Дьявол – обезьяна  Бога, слышал?
П а н к р а т. Слышал, слышал, как  не  слыхать… А  ещё  слышал: «Что  позволено  Юпитеру, не  позволено  быку». Насколько  я  понимаю, это  как  раз  наш  случай, не  так  ли? Банальным  кодлам  разрушать  семьи  мирных  граждан  нельзя, а  Всемилостивому  и  Всеблагому  Богу, Который  есть  Любовь – можно? Хорошо, так  и  запишем. Интересная  мысль, очень  интересная… Только  видишь  ли, мой  юный  друг… Открою  тебе  секрет. Людям  совершенно  безразлично, кто  именно  разлучает  их  с  близкими. Им  абсолютно  по  барабану, как  именно  похитители  детей  обосновывают  свои  безобразия. Ведь  для  всех  вас  обычные  люди  по  определению  являются  «внешними», то  бишь  объектами  для  манипуляций. Но  и  для  людей  все  вы, манипуляторы, – на  одно  лицо. Все  вы  провозглашаете  своего  кумира  Сыном  Божьим, пророком, ещё  чем-то  в  этом  роде, все  вы  именуете  себя  «сообществами  святых», «носителями  истины». Поэтому  люди  предпочитают  следовать  мудрому  совету  и  судят  обо  всех  вас  по  плодам, которые, увы, одинаково  горьки. Так  что  для  современного  нормального  человека, считающего  семью  безусловной  ценностью, православное  монашество  ничем  не  лучше  католического, индуистского, буддистского, «белобратского», «аумсинрикийского»  и  какого  угодно  ещё, а  также  скопчества, которое, как  мы  уже  говорили, есть  всего  лишь  наиболее  честная  и  последовательная    разновидность  монашества. То  есть  в  этом  смысле  между  православной  церковью  и  «тоталитарными  сектами»  нет  никакой  разницы. И  вот  тут  возникает  вопрос: что  нам, обществу, со  всем  этим  делать?
С т у д е н т. Ух  ты! И  у  тебя  есть  ответ?               
П а н к р а т. Ну, в  общем, есть…
С т у д е н т. Как  интересно! Что  же  это  за  решение? Неужели  опять  Соловки  и  Колыма?
П а н к р а т. Зачем  Соловки? Не  дождётесь! А  со  своей  доктриной  на  этот  счёт  я  тебя  ознакомлю. Потом. Если  захочешь.
С т у д е н т. Ого, целая  доктрина! «Доктрина  Панкрата». Звучит!
П а н к р а т. А  то! Мы  тут  вам  не  там…
С т у д е н т. Ну, с  киднеппингом  всё  более-менее  ясно… А  ещё  в  каком  смысле  ты  не  видишь  разницы  между  Церковью  и  тоталитарными  сектами?
П а н к р а т. В  смысле  тоталитарности.
С т у д е н т. То  есть?
П а н к р а т. Да  то  и  есть. И  там, и  там  основной  ценностью  и  главной  заповедью  является  постоянное, безусловное  и  беспрекословное  подчинение  воле  начальства, наличного  и  ушедшего, причём  от  имени  ушедшего  вещает  опять-таки  наличное. Ведь  почему  ещё  такой  наезд  на  семью? Да  потому  что  родные – самая  очевидная, естественная  и  сильная  привязанность  любого  нормального  человека. И  что  же  это  получается: клиент, то  бишь  адепт, любит  папу-маму  больше, чем  начальство? Непорядок! Это  не  дело, если  клиент  любит  начальство  меньше, чем  папу-маму. Это  скандал. Впрочем, сие  есть  тема  для  отдельного  разговора.
С т у д е н т. Боже, ещё  одного?
П а н к р а т. По  желанию, друг  мой, исключительно  по  вашему  желанию… А  пока  что  подведём  итог. Как  не  крути, а  христианство  - это  действительно  религия  смерти. Может  ли  быть  иначе, если  основа, альфа  и  омега  учения: «мир  во  зле  лежит»  и  «царствие  моё  не  от  мира  сего»? Тогда  вполне  естественно  «не  оскверняться  с  жёнами», «не  заботиться  о  завтрашнем  дне»  и  «подставлять  другую  щёку». Да  и  ненависть  к  отцу  и  матери  сюда  вполне  укладывается. В  общем, как  там  у  новейшего  классика? «Друзья, давайте  все  умрём! К  чему  нам  жизни  трепыханье? Уж  лучше  гроба  громыханье  и  смерти  чёрный  водоём». И  ещё    раскольники-самосожженцы  вспоминаются. Явно  из  этой  же  оперы… Как  и  скопцы, ломились  к  цели  кратчайшим  путём. Вот  так-то  с  вашей  верой  дело  обстоит, брат  Парфён… Ну, вот  и  обед  закончился. Сейчас  мастерица-гадюка  прискачет, в  смысле  - приползёт… Величайшая  всё-таки  вещь  трудотерапия! Коль  мысли  чёрные  к  тебе  придут, то – лопату  в  зубы  и  копай  траншею  отсюда  и  вплоть  до  ухода  чёрных  мыслей. Два  часа  лопатой  помашешь, и  всё  пройдёт. Все  мысли  как  рукой  снимет – чёрные, белые, красные… Все, кроме  одной: о  пузыре  и  койке.