Бузина-бузинушка

Оксана Студецкая
      Оксана Студецкая

                Как собирают травы
   

На ПрозеРу есть автор Владимир Митюк, который часто читает мои произведения, которые опубликованы мною как повести, рассказы . Но последнее время ничего не публикую, более того, ничего не пишу. Владимир Митюк не может успокоиться,  спрашивая меня -
 – почему нет новых публикаций?  У вас работа в саду? И вам некогда писать?
 - Конечно, летом работы в саду невпроворот, а писать – надо иметь свободное время.
 - Но не может быть, чтобы его не было, - отвечает мне Владимир Митюк. – Отдыхаете же вы, в конце концов, не круглосуточно же копаетесь в огороде. Вот во время отдыха и пишите. Отдых – это есть перемена деятельности,  физической на умственную, или наоборот.
-  Людям много пишущим, желают для здоровья сменять умственный труд на физический, Вот я это и сделала, сменила  умственный труд на физический. А вы заставляете меня снова сесть и писать. Но о чем? Писать рассказы? У меня есть много идей, но только мысленно пытаюсь их перенести на бумагу.
 - Тогда вы, просто лентяйка.
 - Может быть…
 - Не знаете о чем писать? А о работе в саду, ведь это тоже интересно.
 - Правда? Да, интересно и не только…
Итак, подстегнутая просьбами и настоятельным требованием моего постоянного читателя, я начинаю цикл рассказов – как собирают травы..
               
                Бузина – бузинушка,   –  диву-дивушка.
    
      Собираю травы я уже много лет, не помню, когда впервые и сорвала первую травку даже для личного чая. Наверное, еще будучи ребенком. Моя мама болела диабетом, и часто пила травы. В нашем саду росла бузина, довольно большой куст с черными ягодами. Но рос он в самом далеком углу сада и почему-то никто на него не обращал внимания, даже не подходили к нему. Вот дерево белой черешни почиталось, мы ежегодно ждали созревание ягод, обрывали мгновенно и съедали в течение нескольких дней. А бабушка, при обильном урожае выносила полные ведра черешни на продажу. Запомнился мне из детства и урожай вишен. Мама и бабушка ежедневно  варили сладкий кисель с вишнями, разливали его в большие тарелки, добавляли молоко, размешивали. Такой кисель был необыкновенно  ароматен, а вкус напоминал мороженое. Впрочем, мое детство не изобиловало лакомствами,  и потому вишнево-молочный кисель оставил в моей памяти вкус мороженого. Но, чтобы мы обрывали ягоды бузины -    не помню. Так засыхали они на кусте, а потом их объедали птицы. А птицы не глупы, Бог им дал избирательную пищу. Объедают ягоды бузины птицы ранней осенью перед вылетом в теплые края, для поддержания сил в перелете. Обычно это грачи, ласточки. Будучи уже лекарем, или так называемым травником-целителем я приобрела знания об этой бузине, которой цены нет в полезности для питания. Варенье или сок из ягод бузины продлевает жизнь, предупреждает любые заболевания, поддерживает гемоглобин крови при любом недостатке питания, выводит радионуклиды, которыми изобилует наша пища и воздух. Вообще целебных свойств этих ягод не перечесть,  одним словом – лечит все и предупреждает все.
 О бузине существует легенда: заблудившийся путник в лесу,  встретил двух старцев  и спросил их, как выбраться из этого леса. Но старцы сами не знали путей из лесу, так как сами прожили всю жизнь в лесу. Как? – удивился путник. Разве можно прожить жизнь без хлеба и пищи? На что старцы ему ответили, что они всю жизнь ели ягоды бузины и сохранили силы и жизнь до глубокой старости. - А сколько же вам лет? - еще больше удивился путник. - Не знаем, но больше ста, - отвечали старцы. Конечно, это сказка, но в каждой сказке есть намек. И следуя этой легенде, например немцы, до сих пор не забыли ягод бузины и пользуются ней в питании и всех алкогольных и безалкогольных напитках, добавляя ее как натуральный краситель.
   После окончания школы я сбежала со своего родного дома, оставив сад с черешнями, вишнями и никем не тронутым, кроме птиц, кустом бузины. Учеба в институте, замужество, рождение детей и забылись мои травяные увлечения. А они были только такими, когда я помогала маме бегать в аптеку с перечнем трав, приносила домой целую сумку, а мама уже сама разбиралась, что ей пить. И вот, один раз, приехав домой в летний отпуск, я захожу в дом и слышу неприятный запах. – Что за вонь?! – выкрикиваю, и вижу на плите большую миску, в которой парует какое-то черное варево.
- Бузину варю, дочка, - отвечает мне мать.
 - Где ты ее взяла?
 - Как где? У нас в саду растет.
 - Это что же, тот куст, который всеми забытый и никогда не тронутый в углу сада?
 - Он доченька, он.
 - А почему ты вспомнила о нем?
 - Не только вспомнила, а уже третий год как варю варенье из нее и съедаю. Правда, через силу, но посмотри на мои ноги.
  Мама приподняла подол платья, и я увидела ее поправившиеся бедра, которые раньше были атрофированы  от постоянных инъекций инсулина.
  - Но ты перестала уколы делать в бедра, - решила я.
  - Нет, доченька, уколы я делаю там же, а мышцы нарастают.
  - И ты считаешь, это от бузины?
  - А от чего же?
 -  Ты же еще какие-то травы пьешь?
 - Ничего я уже не пью, кроме бузины. А еще чай из цветочков, а также научилась сушенными цветками бузины пирожки начинять.
  - И что вкусно?
  - Не то слово, запах миндаля!.  Когда испеку, попробуешь.
 -  Какой же запах миндаля, если варенье так воняет!
 - Это ягоды так пахнут, но сейчас еще покипит, испариться запах и больше его не будет,  Готовое   варенье  уже без запаха. А сухой цвет бузины пахнет миндалем.
  - И где же это ты об этом узнала, или кто посоветовал?
 - Никто не советовал, Бог подсказал. Приснился мне сон, что держу я в руках какую-то книгу и читаю, что бузина тебя от болезни спасет, жизнь твою продлит.
  - И что там так было написано, в той книге? Да еще во сне?
  - Нет, написано не было, самих букв или строчек я не видела. Просто держу книгу в руках, а в голове или мыслях читаю эти слова. Причем даже никем не сказанные, а просто мысленные во мне слова.
   В тот год я увезла с собой баночку варенья бузины, но есть ее не смогла, также ни муж мой, ни дети, ни свекровь. Ягоды с очень мелкими семечками, которые застревали неприятно в зубах, и напоминали песок во рту. Вкуса никакого, запаха тоже. Но моя мама ела, причем вместе с семечками. А когда я ей позвонила и посоветовала выделять из ягод бузины только сок,  и  добавлять в него для вкуса кисловатый сок яблок, она запротестовала.
 - Нет,  буду есть, как мне подсказал Бог. Иначе… Может не помогать. А ведь помогает, ты бы видела мои руки, они тоже поправились.
 - Мама, но ты же не делаешь уколы в руки, вот они и поправились.
 -Нет, не делаю в руки, теперь в живот, но он не худеет.
 -Ну, ладно, ешь, как знаешь, если можешь. Я эту гадость есть не могу.
   Только теперь я понимаю и знаю, что поправляться мама стала от того, что вылечила бузиной свой больной кишечник и печень,  которые ее мучили много лет, отчего она была очень худой. А когда стала поправляться, все на бузину уповала. И все же…
Когда мать умерла в возрасте 67 лет из которых 37 лет проболела диабетом, причем на полных инъекциях инсулина, ее врачи записали в долгожители с этой болезнью, потому что считается, жизнь диабетиков намного короче. И ела мама бузину пожизненно, правда потом прислушалась,  стала готовить то джем из сока бузины вместе с яблоками, или даже повидло. Диеты никакой мама никогда не соблюдала, любила вкусно покушать и даже выпить на праздники, жила радостной полноценной жизнью, несмотря на ежедневный укол в живот.
   
    Каждую осень, вернее в последние дни августа в моем саду (теперь на даче) созревают ягоды бузины. Срываю гроздьями в ведра и перерабатываю на сок, уже не только для себя, но и для своих пациентов. Как-то мой брат, который проживает в Москве, наконец,  осмелился мне пожаловаться, что страдает геморроем, причем кровавым.
    - Что же ты молчал, ты же был у меня прошлым летом и ничего не сказал, - возмущаюсь я в телефонную трубку. – У врача был? Что сказали?
   _ - Был.. ничего страшного, элементарный геморрой…
      
  И был как раз конец августа. Я решаю немедленно ехать в Москву и везти брату ведро ягод бузины. Взяв билет на Москву на вечер следующего дня, с утра еду на дачу. Беру ведро, красиво выстилаю дно листиками бузины, чтобы ягода сохранилась подольше свежей, так когда-то советовала наша украинская целительница-травница Наталья Зубицкая. Осторожно руками отщипываю хвостик зонтика спелых черно-блестящих ягод и укладываю в ведро. Набрав полное,  сверху снова закрываю листьями бузины. И на маршрутку, а затем на поезд Киев-Москва. Своих вещей - всего дамская сумочка с необходимыми туалетными принадлежностями, ну и конечно - деньгами. Встретили меня с радостью. Брат меня целует, а я ему сразу с порога – Вот, лекарство тебе привезла, которого у вас здесь нет и быть не может, потому что в северных районах России, начиная от Москвы, бузина не растет.
   Меня угощать с дороги собираются, а я требую немедленно дать мне большую эмалированную посуду, т.к. ягоды ждать не могут, их срочно надо сварить. Вытаскиваю из ведра гроздья, промываю на дуршлаке под струей воды, общипываю от зонтика ягоды в большую эмалированную миску. Сверху ягод насыпаю килограмм сахара и оставляю на час, чтобы ягода пустила сок и сахар растворился. Предупреждаю своих родственников, что при варке бузины,  запах будет не из приятных, поэтому надо закрыть двери кухни, а окна открыть. Пока млела бузина, мы смогли отвлечься и позавтракать в комнате за журнальным столиком.
    - Так что же это за лекарство будет? – спрашивает меня брат.
    - Самое простое, но и самое эффективное. Сварю варенье, и ты будешь его есть каждый день по 3 столовые ложки в обед и вечером. Когда съешь все ведро, про свою стыдливую болезнь забудешь навсегда.
   - Неужели? – удивляется брат, но верит и серьезно. Я рассказываю ему как моя мама,  вылечила этой бузиной себе кишечник и печень, а также ела варенье из бузины уже потом всегда.
   - Спасибо, дорогая, - благодарит меня он, - обязательно буду есть.
   - Это ты сейчас говоришь, что будешь есть, потому что еще не пробовал. Но должна тебя предупредить, что варенье это не очень вкусное, особенно мелкая семечка тебя будет раздражать. Но для лечения твоей болезни именно семечка нужнее всего, так что потерпи, съешь пока невкусное, а в другие года, если дай Бог живы будем, наварим варенье повкуснее – без семечек и с яблочками.
     Приготовив варенье и разлив его в полулитровые банки, закупорила полиэтиленовыми крышками в горячем виде, которые при остывании герметично затягивают банку.
На следующий день надо было уезжать. На просьбы брата остаться еще погостить, отказалась, потому что дома  ягоды бузины ждать не могут. Их надо срочно обрывать и перерабатывать на сок. Промедление или опоздание со сбором – они осыпаются, или  засыхают. Впрочем, если ягода высохнет прямо на кусте – это прекрасный вариант. В основном, я оставляю ягоду недозревшую и не срываю ее до тех пор, пока она не высохнет. А высохшие ягоды собрать еще труднее – тронув гроздь, все ягоды летят  на землю. Поэтому приходится брать посуду, подставлять под каждый зонтик ягод и только тогда обрывать.  Сушить бузиновые ягоды очень сложно,  потому что они очень быстро покрываются белой плесенью,  нужен очень кропотливый уход, сильная жара на крыше, а в конце августа жара спадает. По первой своей неопытности, я подвесила зонтики с ягодами на веревку для высыхания под крышей на чердаке. Приезжаю через неделю, а все зонтики в белой плесени. Пришлось все выбросить. Что же делать? В духовом шкафу их тоже не высушишь, они будут вариться, какой бы маленький теплый дух не использовал. Но, оказывается все просто. Ягоды бузины надо сушить на солнце, также как и любые другие ягоды  и фрукты для заготовки на зиму в виде сухофруктов. Поэтому, оставив недозревшие зонтики на кусте, я собираю их уже высохшими. Хотя иногда, и там ягода может заплесневеть, но те, которые оставались в глубокой тени под листьями. И этот момент я усекла и оставляю для просушки только те зонтики, которые хорошо освещаются солнцем. Так знания приходят постепенно сами, если наблюдать за растениями  и методом проб и ошибок приобретать опыт. Так что сбор трав не такое и простое дело, ему надо учиться, причем учиться самому, потому что таких мелких, но необходимых нюансов вам никто не расскажет.
     Украинская пословица « На городі бузина, а в Києві дядько...» говорит нам о том, что «во саду ли, в огороде» обязательно должен расти этот куст для поддержания здоровья. Но, к сожалению, его всегда выкорчевывают, стараясь избавиться от разрастающихся корней и кустов. Да, я и сама вырубаю и выкапываю лишнее, чтобы не засорять сад. Бузина – бурьян или сорняк по-русски. Причем очень сильный и назойливый. Я на место, где только вырубила ее кусты, но не выкопала корни, вывалила машину глины, разумеется, для строительных потребностей. Глина мною используется постепенно, для подмазки, для лечения ног и т.д. поэтому гора горой из года в год остается. Через пару лет бузина вылезла и через гору глины.
   Что еще рассказать о бузине?  Случай приключившийся со мной трагико-комический.
Укусила меня оса, причем во рту за щеку. Такое бывает в сезон дозревания фруктов, когда осы жужжат у самого носа и не дают съесть грушу или сливу. Вот и я укусила грушу вместе с осой. Как не плюйся уже поздно, острое жало вонзается с неимоверной болью. Что делать, когда  боль, испуг и растерянность?  Здесь как раз бы и пригодилась она,  бузинушка! Хорошо, если она есть в саду и ты знаешь, как спасаться, чтобы опухоль во рту после укуса осы не заполнила до удушья твой рот. Я об этом знала. Мигом летела к своему родному кустику, который берегу из года в год, подчищая. Сорвала несколько листков, затолкала в рот и стала интенсивно их жевать. Через 5 минут боль прекратилась, но я продолжала жевать, сплевывая слюну. Глотать свежий сок листьев бузины не рекомендуется, так как свежие листья ядовиты. В них содержаться цианиды, которые в нашем желудке превращаются в синильную кислоту, всем известную как сильный яд. Но именно эти цианиды и нейтрализуют осиный яд, который не даст уже своей токсичностью опухнуть щеке или телу, пораженному жалом осы или пчелы, или другого ядовитого насекомого. Я спаслась, опухоли не было, через час я была здорова, ничего не болело и не опухало.

                (Продолжение будет)
http://www.proza.ru/2011/07/18/1407