Я никогда не считал себя поэтом

Евгений Раевский
Интервью Евгения Раевского с поэтом Дмитрием Мизгулиным.

Е.Р.: Дмитрий Александрович, вы являетесь почетным членом МСПСЗ более двух лет. И наш разговор будет дружески откровенным. В нашем городе, как известно, существует 8 писательских организаций. Почему вы стали членом Межрегионального союза писателей?
Д.М.: Откровенно говоря, Межрегиональный союз писателей – единственный мне известный союз, где идет нормальная, настоящая творческая работа. Это союз, где активно работают секции поэзии, прозы, публицистики и литературоведения, критики… Здесь издается прекрасная газета «Русь», позволяющая писателям регулярно публиковаться. Союз, который не утратил непосредственной связи с читателем. И, самое главное, это союз единомышленников. Можно сказать, что я отмечаю не только 40 лет жизни, но и более чем 20 лет творческой деятельности. Первая моя публикация состоялась в 1980 году в газете «Комсомолец Заполярья». Я посещал многие литературные объединения (ЛИТО), проходил всяческие обсуждения на секциях и т. д. Но нигде я не встречал такого сочетания профессиональной творческой работы и сердечного отношения. Я думаю, что за этим союзом будущее.
Е.Р.: Дмитрий Александрович, я знаю ваше творчество, я был автором предисловия к последней книге. Не секрет, что вас связывают давние и близкие отношения с Санкт-Петербургской организацией союза писателей России. Вас хорошо знают Ирина Малярова, Андрей Романов, Вячеслав Кузнецов и многие другие. Почему же вы не стали членом этого союза?
Д.М.: Да, действительно, с 1978 года я начал посещать ЛИТО у Натальи Иосифовны Грудининой, потом это ЛИТО перешло к Ирине Маляровой. С 1982 года был членом Клуба молодого литератора при ленинградской писательской организации Союза писателей России. Был участником писательских конференций, семинаров. XXVII Конференция молодых писателей Северо-Запада РСФСР в 1983 году рекомендовала издание моей книги, которая так и не вышла. В. Кузнецов еще в 1986 году напечатал меня в журнале «Звезда». Я прекрасно знаю Юрия Шестакова, с которым участвовал на совещании молодых писателей в Белоруссии еще в 1983 году. У меня дружеские отношения с Анатолием Иваненом, Юрием Оболенцевым, Валентином Голубевым и многими другими.
Е.Р.: Так в чем же дело? Столько друзей среди весомых, как они себя представляли, людей – и никакой поддержки при вступлении в союз никто не оказал?
Д.М.: Так уж сложилось, что все мои крупные публикации состоялись не в Петербурге, а в Москве. B те годы, когда в Ленинграде меня вообще не печатали, я поехал в Москову, в отдел культуры ЦК ВЛКСМ к Михаилу Кизилову. И после звонка из Москвы в Ленинградскую писательскую организацию, меня сразу напечатали и в журнале «Молодая гвардия», и в сборнике «Молодые поэты Ленинграда», который вышел в Москве в 1984 году. Я особенно благодарен за помощь и поддержку замечательному русскому писателю и моему другу Петру Кириченко. Но, видимо, не судьба. Хотя я был в середине 90-х годов приглашен на заседание секции поэзии под руководством В. Кузнецова и дважды там выступал и даже проходил голосование. Не могу сказать, что я не стремился в союз, я даже заполнял какие-то документы, но особенно в эти двери я не «колотился». Удивительно другое. На какое-то время, не переставая писать, я отошел от так называемого «литературного процесса». И когда я вновь пришел на секцию поэзии, меня поразил низкий уровень диалога. Даже у нас в ЛИТО в начале 1980-х не было такого. И второе, что меня поразило, – это атмосфера крайней склочности и недоброжелательства. Борис Орлов даже усомнился в том, учился ли я в Литературном институте! Я подумал: какой смысл вступать в такой союз, если уровень ЛИТО я прошел еще 20 лет назад! Я хочу входить в тот союз, где люди улыбаются друг другу, где царит атмосфера любви, доброжелательности и высокий профессиональный уровень.
Е.Р: А не кажется ли вам, что вас попросту испугались как яркой творческой индивидуальности?
Д.М.: Мне сложно ответить. Возможно, и так. Двадцать лет назад, наверное, можно было бы принять. Мне показалось, что все хорошее, что было в творческих организациях при Советском Союзе, этот союз растерял, а все плохое и уродливое – заботливо сохранил.
Е.Р.: Дмитрий Александрович, а что вам дал Литературный институт?
Д.М.: Я поступил в Литературный институт в 26-летнем возрасте. Прошел большой конкурс. Занимался на семинаре у Александра Петровича Межирова, замечательного русского поэта. В Литературном институте был принцип: Мэтр сам выбирает себе учеников. Это была школа мастерства. Не простой разбор стихов, а анализ жизни, души. Со мной учились мои друзья: Александр Росков и Николай Харитонов из Архангельска, Константин Савельев из Харькова, Святослав Иванов из Воронежа, Александр Шиненков из Нижегородской области, Владимир Дмитриев из Владимира. Это была целая эпоха. Мы поступили в институт при Советском Союзе и закончили его в 1993 году, когда СССР уже не было. Нам повезло жить на переломе эпохи.
Е.Р: Вы являетесь общественным деятелем нашего города, одним из руководителей крупного банка. Я понимаю, что в наше время это невозможно, но вам хотелось бы, чтобы литературный труд стал хлебом?
Д.М.: Наверное, да. Но ведь и в царской России литература не очень-то кормила. Все литераторы вынуждены были подрабатывать. Пушкин занимался журналистикой, Достоевский всю жизнь занимался издательской деятельностью, Тютчев служил до последних дней своих. Тот же Толстой был крупнейшим землевладельцем в России. Писемский – домовладельцем в Петербурге. Я уже не говорю о Салтыкове-Щедрине и Державине, служивших губернаторами.
А уж если говорить о поэзии, то вам, Евгений Павлович, это известно лучше других, поэзия никого никогда не кормила.
Е.Р.: И даже Пушкина!
Д.М.: Да, стихи – это занятие некоммерческое. Наверное, если бы у меня была возможность творить и путешествовать, я посвятил бы жизнь этому.
Е.Р.: Переходя к творчеству, скажу, что я знал вас и раньше, но познакомились мы на «Празднике романса» в БКЗ «Октябрьский», и, насколько известно нашим писателям и читателям, вы пишете прекрасные романсы, которые становятся лауреатами конкурсов. На ваши стихи пишут музыку Игорь Насиковский и Валерий Минкин. Как это происходит, вы подтекстовываете музыку или наоборот?
Д.М.: Это двойственный процесс. Я благодарен судьбе за встречу с замечательным композитором Игорем Насиковским. Чаще всего Игорь пишет музыку на мои стихи. Потом мы дорабатываем текст, так как не все, что написано на бумаге, можно спеть. Хотя были случаи, когда я писал тексты к мелодиям Игоря. Сейчас мы готовим новый диск романсов.
Е.Р.: Откуда вы черпаете сюжеты для своих стихов? Я знаю, что вы много путешествуете, бываете на природе. Тем не менее эти темы не находят сильного отражения в вашем творчестве. В стихах вы философ, патриот. И, пожалуй, основная тема вашей поэзии – тема России.
Д.М.: Как сказала Ахматова, «когда б вы знали, из какого сора…». Я не думал, почему рождаются такие стихи. Уверен, что все в этой жизни от Бога, ибо сказано: «Без меня не можете творить ничесоже», то есть ничего без воли Господа не создается. И путешествия, и природа, и встречи с людьми, конечно, откладываются в памяти, оставляют след в душе.
Е.Р.: Но к написанию стихов вас побуждает увиденное и услышанное?
Д.М.: Безусловно. В творчестве первое – это восприятие души, а потом уже ум. Поэзия – это впечатление. Лично у меня стихотворение рождается от строки. Не бывает так, чтобы я сел писать задуманное ранее стихотворение. Сначала появляется строка, потом я, скажем, любуюсь зеленым листом, слушаю шум дождя, общаюсь с друзьями, и после этого из этой строки рождается стихотворение. Впечатление первично.
Е.Р.: А никогда не хотелось написать большую поэму? Ведь «поэт» от слова «поэма». Не собираетесь ли вы создать глобальное, этапное произведение?
Д.М.: Скажу честно, я никогда не считал себя поэтом. Всю жизнь я мечтал писать исторические романы. Вообще пишу я с детства. В 8-м классе я написал два романа – это десяток толстых школьных тетрадок, второй, правда, не закончил. Один роман – об эпохе Французской революции, второй – об эпохе восстания Болотникова. Я всегда мечтал стать историческим писателем.
Но так сложилось, что все больше времени и творческих сил забирала моя работа, и между делом я «пописывал» стихи. Конечно, я думал о том, что когда-нибудь я напишу произведение о нашем времени. И, кстати, я писал поэмы. В 1978 году была написана поэма о спорте. Мне кажется, что этот жанр сейчас несколько забыт. Поэма – это нечто среднее между большим прозаическим произведением и стихотворением, которое является коротким лирическим откликом и вмещает многое, но не все. Поэтому я сейчас работаю над поэмой о человеке в современном мире.
Е.Р.: А чем вы увлекаетесь?
Д.М.: На первом месте у меня семья, потом работа. Очень люблю собирать книги, дома у меня обширная библиотека. И еще больше люблю читать, особенно исторические и поэтические книги. С удовольствием работаю в саду и огороде, и со временем меня все больше тянет к природе.
Е.Р.: Ваше мнение о работе союза, о газете, о жизни и пожелания нашим писателям и читателям.
Д.М.: Должен сказать, что я с удовольствием вступал в этот союз – здесь были знакомые мне люди, друзья: Евгений Раевский, Лев Алексеев, Сергей Макаров. Говоря о проблемах современной литературы, необходимо отметить, что сегодня утрачена система взаимодействия с читателем. Утрачена атмосфера творческого цеха единомышленников. И утрачена система социальной поддержки писателей. Мне кажется, единственная творческая организация, которая что-то делает в этом направлении – это наш Межрегиональный союз писателей. Я уже говорил о работе секций. «Русь» – это хорошая литературная газета. Посмотрите, во что превратилась «Литературная газета» – это общественно-политическое издание, где пишут про убийства, изнасилования, про то, сколько денег украл Березовский и т. п. Это должна быть газета для людей, интересующихся литературой. Кому нужна сейчас «Литературная газета»? Люди пойдут и купят «Совершенно секретно» – пишут-то они об одном и том же. Литературы не стало и в «Литературной России». Мы же создаём прежний тип литературной газеты и не собираемся конкурировать с «Санкт-петербургскими ведомостями». Это – заслуга лично ваша и редколлегии, что есть такое издание, где автор может печататься. Ведь с написанным надо что-то делать. И вот эту самую связь наш союз и восстанавливает. Писателям же я бы пожелал больше писать, а читателям – больше читать.

Публикуется по изданию: Общероссийская писательская газета «Русь»,
№11(13), 2001 г.