Осенний сонет

Евгений Раевский
С композитором Евгенией Хазановой нас познакомил её новый диск «Осенний сонет». Музыка и стихи меня приятно поразили. Яркие образы, красивые джазовые созвучия, интересные аранжировки. Женя как раз приехала в Петербург из Бостона, где она аккомпанирует, преподаёт в своей студии, концертирует, часто играет на «интернациональных» jam sessions и, конечно, скучает по друзьям и по Питеру, так как этот город забыть невозможно.

Е.Р.: А что, правда, Бостон похож на Петербург?
Е.Х.: Есть некоторые места, напоминающие Питер по стилю. Например, Newbury Street – это маленький Невский проспект, а Mass. Ave. – это местный Московский проспект. Даже есть свой Исаакиевский собор. К тому же Питер стоит на Неве, а Бостон – на Charles River. И в Бостоне тоже большое количество мостов.
Е.Р.: Ну, а какие новости в Вашем творчестве?
Е.Х.: Выпустила первый CD «Осенний сонет» с песнями из моих спектаклей.
Е.Р.: Что значит «из моих спектаклей»?
Е.Х.: Я – режиссёр и композитор. Недавно закончила писать музыку для своего мюзикла о поэте Франсуа Вийоне. Эта работа длилась не один год. Начали мы её вместе с Борисом Вишневским. Борис отошёл от неё, а я завершила её в Америке, так как на быт тут уходят минуты, а это – колоссальная экономия времени и возможность творить.
Е.Р.: Женя, вы сказали, в Питере вы были и концертмейстером, и педагогом, и режиссёром, и композитором, и продюсером, и кем-то ещё… Как вы это успевали?
Е.Х.: Вы лучше спросите, как я успела закончить технический ВТУЗ и театральный ЛГИТМиК, музыкальное джазовое училище (три факультета: аранжировки, джазового фортепиано и вокала), организовать 3 детских театральных студии, вокальный театр песни, 2 ВИА, написать более 100 песен для театра и 3 мюзикла, отработать 13 лет в Ленконцерте, 4 года преподавать трех питерских ВУЗах, отыграть почти во всех ресторанах и кафе города, стать членом джаз-клуба «Квадрат», авторского Клуба Песни и СКДЛ, объездить с гастролями всю страну, стать лауреатом 5 музыкальных конкурсов (как композитор и автор-исполнитель) и дипломантом «Шлягера-93» и «Шлягера-9б» и при этом не стать знаменитой…
Е.Р.: Как же так?
Е.Х.: Всему виной было моё нежелание высовываться. Мне было важно состояться как личности, почувствовать в себе силу, и я очень много работала «в стол». Я не актриса, но я артистка, а это разные вещи. Актриса всегда играет других, а артист выставляет себя. Спор на эту тему идёт со времён моей учёбы в ЛГТМиКе. Там меня называли то «Чижиком в юбке», то «Аптекманом в юбке», и даже величали «мини Натальей Сац». За полгода до её смерти мне удалось познакомиться с ней и показать свой детский мюзикл «Крокодил без хвоста». Он ей понравился, но поставить его мы не успели – она умерла. Её предсмертная постановка в Японии – спектакль «Чио-Чио-Сан» – стала лучшей в мире. Правда за 2 месяца до смерти, она ещё успела привезти в Питер прокофьевского «Петю и волка» и прочитала весь спектакль сама. Великая была женщина! Для меня большая честь, если хоть чем-то смогу заменить её.
Е.Р.: И вы чувствуете, что сможете?
Е.Х.: Да, теперь чувствую! Америка научила! Это лёгкая для жизни, но очень сложная для творчества страна. И уж если в Америке я осталась музыкантом, композитором, режиссёром, а не стала программистом, как большинство!..
Е.Р.: Женя, а с кем из знаменитостей вас сталкивала жизнь?
Е.Х.: Ой, это надолго! Я, кажется, знаю весь музыкальный и театральный мир, и меня, наверное, все знают.
Е.Р.: Но особое отношение к кому-то есть?
Е.Х.: Особая привязанность к Марку Самойлову – моему педагогу и «крёстному отцу» в музыке. Сейчас он живёт в Атланте (США). Мы часто перезваниваемся. Очень нежно отношусь к поэтессе Екатерине Шантгай – автору трёх песен на моём диске. Особое отношение у меня к Альберту Асадуллину – нашему первому Орфею. Я «больна им» с детства, с журбиновской рок-оперы (кстати, с А. Журбиным мы снова встретились уже в Нью-Йорке 2 года назад). А. Асадуллин меня знает 10 лет как композитора и режиссёра, который возил его вместе с Игорем Корнелюком на гастроли в Башкирию. Могла ли я подумать, что через 17 лет я встречусь с кумиром юности на одной сцене. Я хочу поставить свой мюзикл о Ф. Вийоне с А. Асадуллиным в главной роли, Театр согласен, Альберт – тоже, осталась «ерунда» – найти деньги на постановку. Если кто-нибудь захочет проинвестировать проект, можно позвонить в редакцию вашего журнала, я правильно излагаю?
Е.Р.: Ну конечно. Предположим, вы нашли деньги, что дальше?
Е.Х.: Хочу возродить детский мюзикл «Крокодил без хвоста» и спектакль-ревю «Видеть небо» по моим 33 песням. Это название первой песни спектакля на стихи Глеба Горбовского, которая есть на диске. 29 января 2000 г. в Петербурге прошла презентация книги Г. Горбовского, организованная замечательной журналисткой и поэтессой Лидией Гладкой. На вечере песня «Видеть небо» прозвучала в исполнении Сергея Рожкова. Знаю, что она многим понравилась. На очереди музыкальный спектакль «Чёрным по белому». А я пока меня ждёт моя работа в Бостоне.
Е.Р.: Много русских музыкантов, певцов, актёров живёт в Бостоне?
Е.Х.: Очень много, а в Нью-Йорке ещё больше. Только вот уровень и стиль у всех разные. Например, Фаину Брянскую как преподавателя по фортепиано я не могу сравнить ни с кем. Это великолепный педагог и методист. Яков Якулов и Игорь Ткаченко – это два композитора от бога. И рядом с ними уживается самая обычная самодеятельность. Но время всё расставит по своим местам.
Е.Р.: А много ли русских артистов приезжает в Бостон на гастроли?
Е.Х.: 0, да! Каждые пятницу и субботу – чей-то концерт, но честной работы мало… За три года могу назвать только несколько фамилий. Это А. Фрейндлих, М. Козаков, С. Юрский, О. Табаков, Р. Виктюк, А. Макаревич и, пожалуй, все. Остальные гонят откровенную «халтуру».
Е.Р.: Женя, а почему вы уехали?
Е.Х.: Я дочку повезла учиться, когда появилась такая возможность…
Е.Р.: Назад приедете?
Е.Х.: Обязательно. Впереди большие планы. Я ещё потихонечку «прокатываю» своих друзей-артистов, так что надеюсь, что и моё российско-американское продюсерство состоится.
Е.Р.: Чем порадуете напоследок?
Е.Х.: Недавно в Бостоне я записала два романса на стихи Евгения Раевского «Не задувай любви свечу» и «Возвысься, возвышая красоту» и сразу с успехом опробовала их на зрителях. Пел великолепный баритон, выпускник московской консерватории, Алексей Петров. Это его псевдоним. Думаю, это не последняя наша совместная работа.
Е.Р.: Надеюсь, что все ваши мечты скоро сбудутся.

Публикуется по изданию: журнал «Русский Джокер», №5, 2000 г.