Наталья Московченко

Евгений Раевский
Наталья Московченко: «Я мечтала стать актрисой»

– Наташа, слушатели знают тебя как популярную радиоведущую, поборницу русской музыки, поэзии. Как ты попала на радио?
– В жизни всё, наверное, происходит случайно. Когда я играла Баха на фортепиано, а потом занималась хоровым дирижированием в Академии культуры, мне и в голову не приходило, что когда-нибудь я буду радиожурналистом. Прекрасную профессиональную подготовку я получила в Академическом камерном хоре под управлением Николая Корнева. С удовольствием преподавала в музыкально-педагогическом училище, была методистом в Ленинградском музыкальном обществе. А когда пришла работать в Академический зал Капеллы, мне пришлось отложить дирижёрскую палочку, взять ручку и сочинять аннотации к концертам, создавать программы, придумывать афиши. Тогда-то всё и началось.
– Кто же был твоим «крёстным» в радиожурналистике?
– Моим педагогом была редактор, ныне ведущая радио «Петербург», Елена Кийко. Она пригласила меня на радио. Сказала, что я человек «радийный». Благодаря Елене Васильевне я и «заболела» этой профессией.
– Кроме познаний в области музыки, литературы, искусства, ведущий должен обладать и актёрскими качествами?
– Ты угадал. В детстве я мечтала стать актрисой, как моя мама. В школе играла в драмкружке – почему-то всегда мужские роли. Мой артистизм пригодился в работе.
– А отчаяние было?
– Конечно. И сейчас бывают сомнения, получится ли. Это нормально.
– А впечатление такое, что ты абсолютно уверена в себе. Интересно, как можно находиться несколько часов в прямом эфире и при этом прекрасно выглядеть, быть в отличном настроении?
– Это моя работа. Я прихожу в студию, смахиваю пыль, включаю микрофон и говорю: «Добрый день, дорогие друзья». С этого момента ни кашель, ни неприятности уже не существуют. Я должна создать для своего партнёра комфортную обстановку. Хотя экстрасенсы и говорят, что эфир уносит массу энергии – иногда после передачи ощущение, что умер! – но единение с собеседником, благодарные письма и звонки слушателей восполняют затраты. Ради этого стоит жить.
– Кому-то из творческих людей ты дала дорогу в жизнь?
– Я не продюсер. Но и известным, и новым именам нужна связь со слушателями. Несмотря на все сложности, которые окружают сегодня творческих людей, они находят в себе силы реализоваться. Мы – радио «Петербург» – рады им в этом помочь.
– А курьёзы были?
– Однажды на свой первый прямой эфир пришёл маститый актёр, которого я боготворила. Но вдруг меня поразило то, как он волнуется перед микрофоном. Я поняла, что по-настоящему талантливый человек должен трепетно относиться к работе.
– Недавно радио переродилось. На пользу или во вред?
– Конечно, реструктуризация радио была неизбежна и, соответственно, сокращения тоже. Структура действительно была громоздкой. Но мы не FM, мы – старейшее радио «культурной столицы», которое должно просвещать, воспитывать вкус.
– Ты согласна, что петербургское радио остаётся самым действенным и любимым?
– Конечно. Несмотря на богатый выбор радиостанций на FM, у нашего радио бесспорный приоритет.
– А если представить, что ты – владелец канала, что бы ты сделала?
– Чтобы привлечь светлые умы, нужны средства. Многим из нас предлагали уйти на коммерческие радиостанции, но, как говорится, это «не наш формат» (смеётся). На FM от людей многого не требуется, а нам надо развиваться.
– Может, сделать петербургское радио круглосуточным по типу коммерческого канала?
– Да, но людские ресурсы не безграничны. И потом, мы потеряли аудиторию на средних волнах. Надеемся, что скоро у нас откроется FM-станция.
– От кого это зависит?
– Это решают городские власти – им принадлежит 51% акций. Этот вопрос пока не решён. Самое ценное, чем пока обладает петербургское радио, – это люди.
– С какими «звёздами» ты встречалась?
– За последние 1,5 года у меня в передаче «Сегодня с вами» побывало более ста человек. Очень запомнилось интервью с Дмитрием Хворостовским в отеле «Европа». Сначала разговор был вежливо-холодным, но потом вылился в задушевную полуторачасовую беседу. А во время прямого эфира с Валентиной Пономарёвой, женщиной неординарной, яркой, с непростым характером, я похудела килограмма на два! Но беседа получилась острой, интересной. С Сергеем Захаровым отношения тоже начинались прохладно – я не была его поклонницей…
– Судя по передачам, он – твой поклонник!
– (смеётся) Да, почему-то так думает весь город! Сергея очень любит моя мама и женщины её поколения. Сначала я помогала ему как редактор, а потом мы затеяли свою программу. Он мне открылся с совершенно иной, «незвёздной» стороны. А Виктор Кривонос! Фонтанирующий идеями, беспокойный человек.
– Вижу, что глаза уже загорелись! Наташа, по опыту знаю, что тебя застать дома почти невозможно. Если бы я был с тобой в романе, я бы позвонил раз, два, три – и бросил бы это дело. У тебя вообще личная жизнь есть?
– (смеётся) Попал в точку! Работу очень люблю, а совмещать пока не получается.
– Всё-таки не будем лишать поклонников надежды?
– Ни в коем случае!

Публикуется по изданию: журнал «Русский Джокер», №5, 2000 г.