О пользе волшебных слов

Сергей Гусев 27
Много всяких рассказов есть и о знаменитом нашем конькобежце Евгении Гришине. Да он и сам любил их рассказывать. Но эта история не вошла в его книгу «Такое не забывается». Хотя вот уж что не забывается, так именно этот случай, который до сих пор припоминают. Евгений Гришин объяснял это так: «Моего пятиклассного образования не хватило, чтобы цензурно обработать. А ругаться в книге матом, как это делают сейчас многие, я не могу. А в общем-то, это произошло очень интересно».
Вкратце история про «хусим», до сих пор живущей в многочисленных пересказах, выглядит так. На чемпионате мира в Токио, в день, когда проходили соревнования, наступило потепление, температура чуть ли не ноль градусов, а Гришину как раз 500 метров бежать. Он вышел к старту, наклонился, лед пощупал, а тренер ему говорит: «Как лед, не слишком мягкий?» — Наш гонщик в ответ слегка пожал плечами и сказал всего одну фразу. А рядом, как по заказу, стоял местный корреспондент. На том чемпионате Гришин и пятьсот метров выиграл, и полтора километра, даже в многоборье — что у него бывало редко — занял третье место. Ну, герой чемпионата, что говорить.
И вот японский корреспондент потом в газете пишет: «Вышел стройный русский парень, дотронулся до льда, сказал волшебное слово «хусим» и победил».
Резонанс от этой статьи на родине, конечно, был сильный. На следующий год олимпийскую сборную СССР перед отлетом на Игры в Мельбурн пригласили в ЦК комсомола. Долго говорили о том, что вы не просто спортсмены, а представители державы, государства Советский Союз, должны во всем быть образцом. И вести себя соответственно. Тут припомнили и нашего знаменитого тульского конькобежца Гришина. Строго предупредили: смотрите там, волшебных слов поменьше говорите…
Правда, сам Евгений Романович начисто отрицал, что дело было именно так. В его изложении история выглядела совсем по-другому:
– Я стартовал в первой паре на чемпионате мира в Японии. Местный судья на ломаном английском приглашает на старт. Но первый раз фальстарт делает, второй, третий… В конечном итоге, а я вспыльчивый, заводной, да и это все-таки чемпионат мира, поворачиваюсь к нему и говорю: «Ну ты, б… косоглазая, еще раз, и я тебя задушу! Конечно, он понять не мог, что я сказал, но после этого дал нормальный старт.
Через некоторое время, когда мы вернулись домой, у нас была встреча в МИДе. Им было интересно с нами поговорить, ведь Советский Союз тогда не имел дипломатических отношений с Японией. И вот Громыко, который тогда был министром иностранных дел, рассказал этот анекдот... Я, конечно, был поражен, как быстро распространяется информация. У наших стран ведь нет дипломатических отношений, а граница с Японией в двадцати тысячах километров от Москвы. Да еще все переиграли: «Гришин сказал «хусим», побежал и выиграл. Кто, откуда придумал эту историю, я так до сих пор не могу сказать.