Странная ночь

Римма Шанховская Коровина
      
      эпизоды из военного времени  о жизни  в  тылу.

  .               
               
                СТРАННАЯ  НОЧЬ.
 
            1942-й год.  Декабрь.

            Этой ночью меня разбудил детский плач. Я  подумала, что плачет мой младший брат, но он крепко спал рядом со мной.  Спала я с братьями на полатях.  У меня два брата – Толик и Вовочка. Толику  4 года, он на два года младше меня, а Вовочке и двух лет нет. Спали мы на полатях потому, что вверху теплей, а еще потому, что у нас на всех была одна комната. Все – это:  мы трое детей,  мама,  бабушка и  раненый, которого подселили к нам из госпиталя. Раненого подселили потому, что в госпитале не хватало мест и ходячих  раненых размещали по квартирам.

          Раненый спал на топчане, бабушка спала – на кровати, мама – на русской печи, а мы – на полатях.  На полатях мы не только спали, но и жили: ели, играли, и сверху наблюдали за взрослыми. Вниз спускались только умыться и на горшок. Гулять не ходили, вернее – ходили, но только один раз в неделю – в субботу перед баней. В остальные дни взрослым было не до нас.

            Мама работала гл. бухгалтером в Заготзерно (военный объект), домой приходила очень поздно, а иногда и не приходила - оставалась на ночь на работе – все сотрудники лопатили зерно на элеваторе, если тот по каким-то причинам останавливался. У бабушки много дел было по хозяйству: наколоть дров, истопить печь, что-то придумать и приготовить поесть, стирка, уборка, снег отгрести от крыльца и т.д.  И еще она готовила настойки и бальзамы из трав для раненых и раз в неделю отвозила в госпиталь.  Госпиталь был далеко около 3-х километров от нас, летом она ходила пешком, а зимой ее возил наш сосед Спиркин на своей корове,  запрягая корову  в сани как лошадь.

          А по субботним дням  бабушка с женой Спиркина топили баню для нас и для них. Когда баня хорошо нагревалась, над каменкой развешивали одеяла и матрацы – прожаривали от насекомых. А нас снимали с полатей, одевали, как могли, и выводили во двор. Там мы бегали, барахтались в снегу, катались на санках, а потом нас отогревали и мыли в бане и опять на неделю отправляли  жить на полатях.

        Так вот,  проснувшись от детского плача и убедившись, что мои братья спят, я  отдернула занавеску, отделявшую нас от внешнего мира, и увидела странную картину.  На столе в пеленках лежит  маленький ребенок, а бабушка смазывает его  своими целебными мазями. Было видно, что его только что искупали.  Рядом стоит незнакомая женщина с бутылочкой молока в руке,  на бутылочке соска -  значит ребенок совсем маленький.  Топится печь, мама хлопочет у печи.  К нам идет запах вареной картошки и еще чего-то очень вкусного.
   
        Вот, бабушка взяла у женщины бутылочку с молоком и стала кормить ребенка, а ей сказала: «Иди, мойся, баня готова, одежду свою оставишь в бане на полу, вот возьми мой теплый  халат, его оденешь, как помоешься.  Сверху накинешь мою шаль. Тут рядом, добежишь не замерзнешь». Женщина ушла.  Накормив ребенка, бабушка  положила его на кровать, а сама стала вытаскивать вещи из своего сундука: шаль, теплую юбку, свитер. Потом взяла две простыни,  порезала их на лоскуты  и  сказала: «Это -  на пеленки, а эти  две - ей на портянки.  Александра, твои валенки придется ей отдать,  тебе потом Спиркин скатает, а пока в моих валенках походишь. Ей-то мои будут  очень большие – ноги сотрет».

         Вернулась женщина из бани, бабушка налила ей травяной чай  и сказала: «Пей, и уже надо собираться. Твою одежду мы попытаемся выжарить в бане, уж очень много в ней вшей, постираем, может быть, она еще кому-нибудь послужит. А оденешь мою,  вот тебе теплая юбка, свитер и шаль. Сверху наденешь свой арестантский халат, и никто ничего не заподозрит.

          Раненый сидел на топчане, смотрел на эту суету, качал головой и тихо говорил : «Вы очень рискуете, очень;  если кто-нибудь узнает и донесет – все загремите в лагерь».

         Бабушка  рассердилась: «Ты не донеси, а соседи, если и видели дым из трубы, ничего не поймут. Скажем, что баню топили, потому, что Спиркин валенки катал, срочно валенки понадобились – в колхоз везти. А печь рано затопили, потому что холодно -  мороз большой, дети и раненый мерзнут.  Найдем, что сказать…. А лагеря я не боюсь, я в нем в свое время уже побывала….  В случае чего, все на себя возьму».

           Бабушка быстро укладывала в вещевой мешок продукты: кусочки жмыха подсолнечного, варено-сушеную сладкую свеклу (она у нас была вместо конфет), пресные лепешки, сделанные из пшенной каши,  вареную картошку, соленые огурцы и несколько вареных  яиц.  И все приговаривала:  «Господи, и положить-то нечего. Бедная, бедная Паша, как же ты там будешь?  Что же это такое творится на белом свете и где же это справедливость–то заблудилась?...   Лепешки распаривай горячей водичкой и давай малышу, они сытные – на молоке, не будет горячей воды,  можно и в холодной размочить»

           Женщина оделась в бабушкину одежду, а сверху надела серый халат и стеганую серую фуфайку. И обулась в мамины валенки. Накрутить на ноги портянки у нее не получилось, и бабушка отдала ей свои вязаные носки. Ребенка завернули в пеленки из бабушкиной простыни, потом  в Вовочкино байковое  одеяльце и положили в чехол, который мама быстро сшила из теплой ватной безрукавки раненого.  А ему бабушка пообещала сделать новую безрукавку из овчины.

          Зашел Спиркин, весь в снегу,  очень сердитый и сказал:  «Сани поданы, корова готова. Шевелитесь побыстрее, надо успеть до рассвета.  Ох, Никаноровна, ты конечно баба умная, но иногда поступаешь неразумно. Помогаешь одной, а рискуешь многими и меня втянула в это опасное дело.  Если попадемся, или кто донесет, страшно подумать, что будет. И с твоими дочерями и внуками,  и с моими тоже, а  у меня их восьмеро, кому они  нужны будут без меня?...   А ей что?  Ну,  помыла ты ее,  потеплей одела,  накормила, а дальше-то  что?..  Ведь в телячьих вагонах грязно и холодно, кормят их один раз в день – вода, да кусочек черного хлеба, и то не каждый день. Все равно они не доедут, либо замерзнут, либо с голоду помрут – путь-то далекий  до Нарыма, а может и еще дальше куда везут» .
             «Не каркай Спиркин, без тебя тошно. Бог милостив – Он  поможет.  В библии сказано, что сиротам помогать надо, а у нее никого родных нет. Мы поможем ей, а Бог нам – благое дело делаем…   Доедут,  одеты они тепло.  А ты самогонку принес?» 
            «Обижаешь. Вот четыре  бутылки, как говорила:  три -  охране и одну -  ей».   Бабушка взяла у него одну бутылку, завернула в полотенце и положила женщине в мешок с продуктами: «Будешь греться в дороге, и вот еще бутылка с бальзамом, пей по глотку три раза в день, он поможет тебе выжить и будет молоко в груди для ребенка».

             Стали прощаться, женщина плакала, мою маму называла сестричкой и просила прощения, а бабушку называла мамой, и все говорила, что она их век не забудет и всю жизнь будет за них молиться.  Бабушка оделась, взяла мешок с продуктами, женщина – ребенка и они вышли вслед за Спиркиным.
 
             Стало тихо.  Мама тяжело опустилась на стул: «Ноги не держат, внутри все дрожит от страха и усталости. Господи, помоги им, спаси и защити».   Раненый налил маме чай, потом себе и сказал: «Жалко бедную.  Молодая, красивая и такая страшная судьба.  За что ее так?» 
             И мама рассказала историю Паши.   Паша – это падчерица моей   бабушки и мамина названная сестра.
            Бабушка, сразу после гражданской войны, была арестована и сослана в лагерь «Нарым», за то,  что ее муж, а мой дед был офицером и сражался  за Отечество в армии Колчака, за что был очень жестоко казнен. Из лагеря бабушке удалось бежать – помогли добрые люди. И она скрывалась в санитарном поезде - госпитале – помогала ухаживать за ранеными. Потом вышла замуж за врача этого госпиталя и жила у его родителей, там и познакомилась с Пашей – его маленькой дочкой.   Врач этот вскоре, от чего то,  умер, и бабушка, взяла Пашу и уехала к своей младшей сестре в Алтайский край.

         Когда Паше исполнилось 16 лет, она уехала к родственникам своего отца в Мингечаур, чем очень обидела бабушку.   В 17 лет Паша вышла замуж  за такого же молодого парня, как сама.  Когда началась война, им было по 18 лет.  Пашиного  мужа сразу взяли на фронт.  А так как воевать он не умел,  как большинство наших молоденьких солдат  (не успел научиться),  то почти сразу   попал в плен.  И сразу же был объявлен предателем. А Пашу, как жену предателя, с грудным ребенком отправили в Сибирь в лагерь на каторгу.  Таких «предателей» тогда было  очень  много.

         В каком эшелоне будет ехать Паша, бабушке сообщили Пашины родственники  из Мингечаура.  А когда этот эшелон пришел на нашу станцию, бабушке сразу же сообщил начальник станции, он был дальним родственником бабушки.  С охранниками она уже договаривалась сама, никого не вмешивая.  У нас большая станция и эшелоны иногда стояли подолгу.  Так, что Паше  хоть немного, но повезло.

           Мама долго рассказывала и про Пашу и про то, как вместе с бабушкой была сослана в лагерь, ей тогда было всего 12 лет. И еще много страшного  про свою жизнь, чего я не знала раньше. 

          Бабушка вернулась, когда уже рассвело, она была очень уставшая, но довольная. Все получилось – Бог помог.  До самой станции им никто не встретился, с охраной бабушка расплатилась самогонкой и валенками, какие одолжил ей Спиркин.

         О том, что я этой ночью не спала и все видела и слышала, я очень долго не рассказывала ни маме, ни бабушке. Мне казалось, что так им будет спокойнее. Я видела, что они с нетерпением ждали весточку о Паше от охраны, сопровождавшей эшелон. И часто потихоньку говорили об этом.   Ее - то осудили без права переписки.

      Я слышала,  как  Бабушка молилась каждый вечер и  просила у Бога всем здоровья,   просила пощадить Пашу, говорила: «Ведь он попал по молодости, по неопытности, а ее-то за что,  да еще с грудным ребенком?  Господи,  ведь  в этом эшелоне  она не одна такая,  таких там много, пощади их,  дай им терпения и силы пережить эти страшные испытания».
       


           Апрель 2011 год.