Прощай солнце! Да здравствует солнце!

Елена Шопен
«Возвращение во все времена вызывало некое щемящее чувство.  Витиеватое сплетение радости с грустью, надежды с ожиданием.  Странные создания люди – когда им плохо, они плачут, когда им хорошо – они опять-таки плачут.  Разберись в их эмоциях, пойми их двойственность».

***

Айдина возвращалась. Комфортабельная капсула индивидуального использования несла ее в пучины космоса, унося от родной планеты к не менее родной звезде.  Этот полет был не столько возвращением, сколько посещением, давно забытого родственника.  Сказать, что это был ее дом в буквальном смысле, значит ввести в заблуждение.  Она летела к Солнцу.

***

Много поколений назад жители Земли, а точнее ее светила науки , забили  тревогу. Вот уже на протяжении многих тысячелетий с Солнцем происходили всяческие метаморфозы.  Некогда ослепительной красоты желтый карлик, вначале разросся до невероятных размеров и превратился в красного гиганта, а спустя еще некоторое время преобразовался в злобного белого карлика.  Когда с солнцем начались первые изменения, ученные задумались, как им поступить – то ли переселиться на более отдаленные планеты, то ли вообще покинуть пределы солнечной системы. Айдина не особо вдавалась в исторические хитросплетения земного периода их цивилизации. Знала, что  взоры надежды человечества были обращены к Проксима Центавра, задолго до начала планетарной эвакуации. Несколько миллионов лет назад, земные ученные вычислили, что в системе Альфа Центавра имеется звездная система, практически аналогичная солнечной. Уже тогда эту систему рассматривали как возможный вариант переселения человечества. Айдина очень любила свою Проксиму. Она родилась и выросла под этим замечательным красным светилом. История переселения из солнечной системы не была романтической. По мере того, как звезда претерпевала изменения, на Земле начали происходить катаклизмы. Изменился общий климат планеты. Температура стала расти, ледяные шапки полюсов в короткие сроки перестали быть таковыми. Уровень океанов стремительно вырос, что сопровождалось катастрофическими землетрясениями, наводнениями, смещением поверхностных границ суши. Из архивов земного существования людей,  Айдина знала - в этот период погибло огромное число людей. Но Солнце и не собиралось прекращать своих перевоплощений. Как писали историки той эпохи - "звезда вошла в раж". С каждым днем она все ожесточеннее поливала свои планеты смертоносным светом . Часть планет , наиболее приближенных к звезде просто сгорели, иначе говоря - Солнце поглотило Меркурий и Венеру. Приближался черед Земли. Материки к тому моменту уже видоизменились, что происходило впервые на памяти цивилизации, водные акватории, вначале пополнившиеся за счет полюсных вод, начали испаряться. На планете резко изменился климат – температура скакнула вверх, влажность повысилась, что грозило парниковым эффектом и неминуемой гибелью еще живой цивилизации. Перед всеобщей угрозой вымирания, на планете было сформировано единое правительство. Более древние документы гласили о разрозненности людских общин. Но угроза  в лице единого врага сплотила. Заставила забыть о разнице в цвете кожи, разрезе глаз, географической приписки. Этой угрозой стало Солнце, а более могучего врага и представить невозможно.

Все светила науки того периода были брошены на решение единственной задачи – как уберечь остатки цивилизации от гибели. По всем расчетам эра солнечного существования подошла к кульминационной точке не возврата, а точне уже миновала эту точку, и стремительно приближалась к апофеозу - финишной черте. По подсчетам астрономов солнцу оставалось существовать считанные тысячелетия. Правительство планеты приняло  решение об эвакуации землян.  Марс, ближайшая планета к Земле, был отвергнут сразу в связи со своей близостью расположения. Пока перебирались бы на Марс, было бы упущено драгоценное время, которое начало свою игру против человечества. Собственно говоря, историю Земного существования им преподавали еще в школе первого цикла, поэтому каждый проксиминианец, можно сказать с пеленок, знал этот период человечества.   Поражал такой момент из истории человечества, как при таком несовершенном оборудовании, таком слабом развитии науки они вообще сумели покинуть солнечную систему. Вероятно, желание выжить было столь велико, что победило всяческие препоны. Время выставило жесткие рамки эвакуации, поэтому говорить о разведывательных экспедициях не приходится. По земным хроникам, вокруг Проксимы должно было вращаться восемь планет, на поверку планет оказалось семь. Первые три планеты ни по каким критериям не подходили для заселения. Жизненные ресурсы на кораблях к тому моменту уже были практически израсходованы, перелет был слишком долгим и весьма опасным.

Из хроник перелета: - часть кораблей была потеряна в пути, по ошибкам бортового оборудовании  и из-за столкновений с космическими объектами. Но вот в иллюминаторах кораблей засверкала четвертая планета. Те немногие люди,  остатки от некогда великой земной  цивилизации, как завороженные смотрели на космического близнеца своей утраченной родины. Зонды запущенные к Проксима-4 подтвердили  идентичность с Землей. Планета имела два больших материка, огромную водную акваторию,  разделяющую сушу на два материка. Но больше всего беглецов порадовало то, что на планете существовала растительность.

Как известно из первоначального курса химии, а так же биологии, человеческий организм это сложное соединение кислот, для жизнеобеспечения которого требуется постоянное пополнение внутренних ресурсов кислорода, потому как жизнь не что иное, как постоянный процесс окисления. В атмосфере Проксима четыре кислорода было в избытке, и первое поколение вновь испеченных проксиминианцев в этой связи испытало небольшой адаптационный шок.

Айдина отвлеклась от своих размышлений. Бортовой навигатор сообщил, что через пять дней их корабль достигнет зоны визуального контакта с Солнцем.

Значит пять дней. Времени было предостаточно, потому Айдина решила посвятить этот период более глубокому ознакомлению с историей своей цивилизации. Она запросила  у компьютера исторический курс, выставила таймеры на четыре дня. Пока она будет эти четыре дня находиться в коконе сна, компьтор вложит в ее сознание более объемную информацию истории Земной цивилизации.

История человечества.

Маленькая, покрытая восхитительной кисеей атмосферы, голубая планета, весело неслась по своей орбите вокруг  звезды. Звезда щедро дарила своей малышке тепло и свет. Та, в свою очередь, будто стыдясь собственной наготы, приоделась в атмосферу, собрала воды в океаны, моря, реки. Воды заполнили впадины и ращелины, углубления и низменности, подчеркнув возвышенный рельеф поверхности и преобразав эти возвышенности в континент. Колыбель. Тепла от звезды было так много, что на подготовленном просторе появилась первая жизнь. Вначале микроскопическая, но погруженная в благодатные условия, усиленно развивающаяся и быстро растущая. И вот уже на планете проклюнулась первая растительность, а в глубинах океанов появились первые сложные организмы. Солнце  пристально следило за своей подопечной. Как истинный родитель, оно заботилось о планете, пеленая ее в свои свет и тепло.  С рождением жизни, родилось время. И поскакало время семимильными шагами вперед. Вот уже планета покрылась густыми лесами. Остроконечные пики гор щекочут небо. В лесах обитает множество животных. Небо рассекают крылами птицы. Океанические глубины так же населены животными. А время все быстрее и быстрее, ему не стоится на месте. И вот появились первые люди. Звезда довольна. Нет, она счастлива. У нее и любимой планеты появились дети. Какой родитель не счастлив при появлении желанного первенца?!  Первые звуки произнесенные дитем, первые его шаги. Родители с умилением наблюдают за своим чадом…

Первые люди, первые общности. Почему человек всегда стремился к обществу себе подобных? Ответ прост - выживаемость. Там где один непременно погибнет, двое имеют хоть какой-то шанс выжить. Но в любой общности, таков закон природы, непременно появляется тот, кто сильнее остальных, или хитрее, иными словами – лидер. И вот тут начинают проявляться весьма любопытные человеческие качества. Появляется такое понятие как зависть. Ну, кто же не позавидует более сильному, более удачливому?!  Начинается самое интересное. Кто-то начинает раболепно лебезить перед лидером, признавая его первенство. Кто-то презирает за удачливость, считая, что он куда лучше бы справился. И редко кто искренне радуется. Странный все-таки человек. Сильнейшим всегда тяжелее остальных.  Ему надлежит решать сложные задачи, на нем лежит ответственность за сохранение своей общины, а это и освоение новых территорий, сопряженное с риском для жизни, это добыча жизненно важных ресурсов. Это и контроль внутреннего устоя в своей общине. Но это так сказать на уровне одной единицы. Теперь рассмотрим две сосуществующие общины. Их мирное сосуществование зависит от многих факторов. Наиглавнейший – симпатия лидеров. Если лидеры не симпатизируют друг другу, войны не избежать. Ну и дальше можно не продолжать эту цепочку, потому что исход очевиден, исчезновение двух общин – появление одной, но уже более численной, естественно более сильной. Это получается, что один поглотил другого.

Это все очевидные факты человеческого существования. Сколько помнит себя человечество – столько оно и воюет.  Причины разные итог один – поглощение более слабого.

Проксима не знает войн. Не потому что на ней нет лидеров, не потому что у нее нет оружия, причина проста –  длительное перемещение в замкнутом пространстве научило людей правилам сосуществования. Люди поняли - они последние представители некогда процветающей цивилизации, и только сплоченность дает шанс на выживание в необозримых просторах космоса. Это понимание заставило людей измениться. Эмоциональность уступила место рассудительному спокойствию, исчезла из обихода зависть и озлобленность. Взаимодействие, взаимовыручка и взаимопонимание стали основой новой человеческой общины. Во время перелета были инциденты на нескольких кораблях, некоторые из них потерялись в бесконечном пространстве, иные своими силами навели порядок и благополучно достигли Проксимы.

Войны на земле выматывали не только людей. С развитием технического оснащения прогрессирующей науки, войны стали выматывать и планету. Солнце взирало со своих высот на своих детей и грустило. Разве для этого оно вложило в планету столько тепла и любви, чтобы ее дети беспощадно уничтожали своих братьев и сестер, а так же и свою мать-планету…

Первые общности человека. Первые изобретения. Палка становится оружием, вначале выполняя защитную роль. Находится безымянный гений, который додумывается заострить конец палки и перед нами грозное оружие нападения. Человек развивается, создает первые поселения. Надо же кому-то возглавить эту самую общность. Первые правители. Сплошная фикция. Потому что тот, кто сыскал себе славу и уважение за свою доблесть в противостоянии врагу, это всего лишь лицо власти – антураж. Истинные правители хитры, всегда находятся в тени декоративного лидера. Жрецы. Они культивируют зависть, холят разобщенность и озлобленность.

…Айдина стоит на открытой площадке высоченной пирамиды. Вокруг полыхают факелы, откуда-то снизу раздается дробь барабанов, дикие завывания толпы. Опьяненные предвкушением свежей крови, жрецы конвульсивно исполняют ритуальный танец жертвоприношения. Обезумевшие от ужаса жертвы парализованы…

Айдина идет за группой людей, лица которых скрыты капюшонами.  Низкие потолки коридора говорят о том, что они спускаются куда-то глубоко под землю. Стены резко раздвигаются,  и перед глазами Айдины предстает зала, уставленная всяческими предметами.  Вот кресло, вроде бы обычное, но нет. На подлокотниках закреплены ремни, для рук, догадывается Айдина. В ногах стоит нечто, напоминающее жаровню. Пришедшие подводят человека к этому креслу, усаживают, привязывают его, закрепляют ноги в этой самой жаровне, и…разводят огонь. Из угла раздаются дикие вопли, там еще кого-то растягивают на дыбе. Айдина стремительно переносится из подземелья на поверхность. Город охвачен непонятным возбуждением. В центре площади стоят столбы, подножия которых засыпаны хворостом. К столбам привязаны женщины. Кто-то из них молит о пощаде, кто-то дико хохочет, кто-то безвольно повисает на привязанных к столбам руках. Аутодафе - сожжение ведьм. Времена святой инквизиции…

На смену заостренным палкам, пришел порох. Началась эра огнестрельного оружия. Ружья, пистолеты, пушки. Но этого мало. Человек научился пересекать морские просторы, как по воде, так и под водой. Гребные суда сменяют парусники.  Человек покоряет небо. Корабли морские, корабли воздушные. И…он оснащает эти корабли оружием. Наука не стоит на месте, уже сотни, тысячи ученных заняты созданием более мощного, более разрушительного оружия. Научившись расщеплять  атом, человек тут же находит этому применение, создав атомную бомбу. Покорение космоса. И?! Спутники-шпионы заполонили околоземную орбиту. Итак до бесконечности.  Любые достижения в различных областях науки тут же находили применение в уничтожении себе подобных.  Биохимия, биофизика, медицина – все эти отрасли работали на войну. Вместо того, чтобы искать способы защищать человека, наука искала способы более изощренного уничтожения его.

И в то же время…

Айдина заходит в комнату, ярко освещенную светом свечей. Посреди комнаты перед мольбертом стоит  мужчина, задумчиво рассматривая картину,  и невесомыми движениями касается кончиком кисти холста.  С полотна на Айдину смотрят глаза, кроткие и в то же время освещенные каким-то внутренним сиянием. Эти глаза живые, полны любви. Айдина мысленно заканчивает  контур лица – «Мона Лиза» смотрит на нее с полотна великого художника Земли. Каждый порксиминианец знает этот взгляд.  Переселенцы с Земли успели забрать с собой все самое ценное, по их мнению. И на основе вековых шедевров землян зарождалось творческое начало Проксимы.

Айдина переносится в зал, посреди которого стоит огромный предмет на трех мощных ножках, рояль  –  догадывается Айдина.  За роялем сидим довольно молодой мужчина, слегка вьющиеся волосы обрамляют высокий лоб. Глаза его закрыты, а тем временем пальцы, будто перебирая клавиши, являют миру музыку. Эта музыка и поныне звучит, правда уже на Проксиме. Величественная «Лунная соната» это потрясающее наследие земной цивилизации.

***

Пробудившаяся Айдина была в небольшой растерянности. Она и представить себе не могла, насколько земное существование людей было жестоким и в то же время созидательным. Четырехмерные изображения земной истории, сопровождаемые звуковыми записями, сохраненными еще первыми поселенцами, позволяли создать ощущение личного присутствия. То, что увидела Айдина, повергло ее в состояние, ранее не знакомое ей.  Такое складывалось впечатление, что земное существование ее предков было сложным, порой невыносимо мучительным, но при этом они всегда тянулись к свету, к прекрасному. Ранее она никогда не соприкасалась так тесно с историей Земли, потому что в этом не было необходимости. И вот теперь, когда до встречи с некогда родной звездой оставались считанные минуты…

Айдина включила мелодию для релакса. Ей нужно было расслабиться. Как это все-таки странно, добро и зло, свет и тьма. Кровожадность древних, бесчеловечность инквизиции, стремление к мировому господству путем порабощения  и уничтожения себе подобных…и тут же полотна, которые несут красоту, музыка, которая переполняет души слушателей любовью.  Дуальность. В каждом человеке заложено поровну света и тьмы. И лишь его от его, человека, выбора зависит будет он светить, или же потонет в засасывающей, ненасытной тьме.

Навигатор сообщил, что  до визуальной зоны оставалось пятнадцать минут.

Проксима. Как же она любила свою планету. Проксиминианцы были полной противоположностью землян. Наука работала во благо людей. На Проксиме не было военных, большая часть населения была занята в сферах искусства и науки.  Проксиминианская наука вынуждена была претерпеть резкие изменения, во-первых,  потому что космическая одиссея опровергла ряд незыблемых на земле постулатов, а во-вторых,  потому что некоторые физические законы, принятые на земле, на Проксиме попросту не действовали. Богатая ресурсами планета не уничтожалась, как земля. Леса не вырубались, рекам не менялись русла, недра не опустошались в безумной гонке за прибылью. На Проксиме не существовало денег, за их полной ненадобностью. Отсутствовала торговля. Экономисты еще во время перелета пришли к выводу, если отказаться от торгового оборота предметов потребления, то не возникнет потребности в создании денежной массы. Экономика нового мира строилась на учете человеко-часов. Медицина развивалась стремительно. Ученные смогли задействовать, ранее невостребованные, участки мозга. Физический труд присутствовал в качестве хобби, потому как основное производство было доверено технике.    

Анализируя полученную информацию о земном цикле  своей цивилизации, Айдина думала, что лишь угроза планетарного характера смогла сплотить разобщенный социум, заставила действовать во благо всех, забыв о собственном Эго. Вот какова цена понимания. Только угроза полного уничтожения, заставила человека думать.

Солнце, наблюдая за человеком на протяжении тысячелетий, видело лишь ожесточение большинства.  И солнце приняло решение. Убивая себя, светило спасало свое детище – Жизнь.

От размышлений ее оторвал голос навигатора:

- До визуальной зоны осталось пятнадцать секунд.

Айдина включила экран обзора. Черноту космоса рассекали проблески далеких звезд, росчерки метеоритов-бродяг. Курсор выделил золотистую точку – это и было солнце.

- Что же в тебе такого магического, если спустя столько времени, став давным-давно обитателями иной звездной системы, мы никак не можем забыть, что первые свои шаги сделали в твоих лучах?! Сколько стихов, песен, романов, картин тебе посвящали земляне, а впоследствии проксиминианцы?! Твое время истекает. Ты, как любящий родитель,  пожертвовало собой, ради спасения  жизни. Еще несколько мгновений и ты прекратишь свое существование, но…мы сохраним память о тебе. В знак благодарности, что под ласковыми твоими лучами в мир пришла Жизнь.  На протяжении тысячелетий ты наблюдало, как дети твои отдаляются от природы, как они ожесточаются. И ты приняло решение. Только принеся себя в жертву, ты смогло нас объединить, заставило научиться бережно  относиться к живому. Вот потому я, Айдина, дочь шестнадцатого поколения Проксимы,  сейчас здесь. Чтобы отдать тебе последние почести.

По древней традиции землян, я,  пришла к тебе поклониться в знак благодарности. И проститься с тобой, Солнце. Не будь тебя, не было бы и нас.

Пока Айдина произносила свою речь в торжественной тишине, солнце…будто слыша ее обращение…эта крохотная искорка, в бесконечности мироздания, выстрелило в космос фейерверк золотистого свечения, оплакивая свою кончину. Огромной светящейся слезой застыло на фоне черноты космоса… и…вспыхнуло ослепительным светом сверхновой.

- Мы навсегда останемся твоими детьми. Прощай, Солнце! Да здравствует Солнце!