Momentos

Роман Новиков
Tu y yo
Estupidos amantes, fuimos tu y yo
Perfectos comediantes fuimos tu y yo
Dos necios que jugaron al amor.

«Tu y yo»  (Julio Iglesias/Danny Daniel/Fernando Adour)


Если отмотать на несколько лет назад киноленту нашей с тобой жизни, то найти сейчас видимые отличия будет достаточно сложно: та же улица, то же кафе, тот же столик, свечи, музыка, мы. И все же взгляд, посвященный во все тонкости минувшего и нынешнего, легко распознает все то новое, то неизбежное, то неотъемлемое, что произошло с нами за это время.
 В наш город снова пришла весна. Скоро будет совсем тепло и сердцу так захочется чего-то необъятного, стремительного и нескончаемого, что удержать его среди четырех стен будет не под силу ни Гестии, ни Хроносу, ни какому иному богу. Живое сердце всегда непослушно, сердце мечтающее – непослушно вдвойне. И только Эрос, с его вожделением, с его неутолимой жаждой любви, с его неукротимой тягой к изобилию, с его всепоглощающим желанием в крови служит сердцу проводником и собратом в его извечном полете…
Крис де Бург приглашает на танец свою очаровательную «lady in red» в субботнем радио эфире, официанты негромко переговариваются в глубине зала, горячий чай  с имбирем наполняет воздух приятным ароматом. Ты, как всегда, опьяняюще неотразима и дерзки соблазнительна.
Сколько лет, сколько долгих лет я не перестаю открывать в тебе что-то новое, что-то новорожденно девственное, что-то такое, к чему еще не прикасалась жестокосердная  рука жизни,  а напротив, что-то, что еще хранит в себе тепло и чистоту  прикосновений рук Божьих. Ты удивительная загадка, самая сложная и самая чарующая в моей судьбе.
Не знаю, сколько мы уже тут сегодня находимся – час, два, три. Я давно заметил, что когда мы вместе, время почтительно обходит нас стороной. Ты, со свойственными тебе энергичностью и вдохновением, рассказываешь мне что-то из недавно приключившегося в твоей жизни. Я слушаю, я всегда очень внимательно слушаю тебя, пытаясь уловить то, что на самом деле сокрыто за всеми твоими словами. Я киваю,  делаю восклицания, жестикулирую, играю мимикой лица и все это совершенно искренне. Но пока я все это делаю, мое сердце вслушивается в тебя, всматривается в глубины твоего человеческого архе, угадывая последующие движения твоей непредсказуемой души.
Да, к большому несчастью, жизнь не щадит никого из нас. Наверно, глядя на меня со стороны, можно заметить много изменений, сделанных не в лучшую сторону. Я  и сам чувствую их сырые норы в потемках своей души, чувствую и пытаюсь завалить их лавиною вешнего света возрождения и самообретенья. Да вот только свет этот пока так недосягаем и так призрачен.
Как ни больно это признавать, но и тебя жизнь не обошла стороной. Пока ты, улыбаясь, рассказываешь мне очередной бытейский анекдот, я с грустью подмечаю, как  суетность жизни сантиметр за сантиметром отвоевывает берега твоей души у былого  романтизма и верой в светлое, доброе, вечное.  Я не осуждаю тебя, ибо, во-первых, это не в моей власти, а, во-вторых, у меня нет ни малейшего желания делать это. Я все понимаю. Жизнь – это безбожно короткий миг, миг выживания, миг самоспасения. Каждый выбирает сам, какую систему защиты он будет применять, отбиваясь от нужды, бездомности, лицемерия, продажности, одиночества и болезней. И, само собой разумеется, что все мы сами решаем, как будем проводить наши атаки на редуты судьбы, дабы  завоевать себе сытое, теплое, комфортное и беззаботное место под солнцем.  У каждого есть совой метод и знаю твой, как пел Б.Г.
Поэтому речи об осуждении нет и в помине. Я имею ввиду другое – если раньше наши пути  были так  дьявольски похожи и мы с тобой ступали по одной и той же почве, видели один и тот же горизонт, дышали одним воздухом, то теперь какой-то злой перекресток развел нас в разные стороны. Но так уж случилось и теперь тщетно сетовать на уже свершившееся. Гораздо важнее понять, во всяком случае мне, как вновь сблизить наши дороги?
Ты спросишь меня - для чего? Вопрос не из простых. В том смысле, что на него если и можно ответить несколькими словами, то необходимо, чтобы ты их прочувствовала самой глубиной своего сердца. Только тогда они будут по-настоящему услышаны и поняты. Но я все же попытаюсь ответить тебе более широко и полно...
Официантка меняет пепельницу на нашем столике, тем самым принуждая нас прервать беседу. После секундного молчанья, я наполняю наши чашки чаем, попутно спрашивая тебя о чем-то новом. Слово, второе и тонкая материя беседы снова восстановлена.  И вот теперь, пока мы будем разговаривать о сторонних вещах, я попытаюсь ответить на твой вопрос импульсами своего сердца…
Если посмотреть на нашу планету глазами вселенной,  то она окажется все лишь одним из миллиардов  космических тел, на котором Богу было угодно посеять жизнь во всем ее многообразии. Когда же мы смотрим на ту же Землю человеческим взглядом, то она представляется нам чем-то бесконечно-запутанным, чем-то сложно устроенным, чем-то настолько инвариантным и неоднозначным, что мы немеем при попытке дать ей более или менее точное определение.
И это не удивительно, ибо мы, в отличии от вселенной, смотря на Землю, в первую очередь видим на ней человека, людей и взаимоотношения между ними. Все же остальное – это в большинстве случаев лишь фон и антураж. А разве возможно с точностью до слова, до оттенка, до ощущения описать всю гамму, всю необъятность человеческих взаимоотношений. Думаю, что это не под силу простым смертным, ибо человеческие отношения – это целая вселенная, такая же бесконечная и загадочная, как и ее космическая сестра.
Я не знаю, сколько людей в мире ощущают себя частью большого космоса, сколько просто живут в повседневных проблемах и в бытовых размышлениях, но в одном я уверен точно, - все мы  ежедневно, ежемоментно испытываем переживания, которые рождают в нас соприкосновения с жизнью в целом и жизнями других людей в частности.  И мы с тобой не исключение…
Ты задаешь мне какой-то вопрос, заставляя прервать мои объяснения. Знаешь, сегодня ты действительно особенно красива. Наверно, такой красивой может быть только женщина, которую не видел целую вечность, но которую  не переставал любить ни на секунду. Я неторопливо начинаю тебе отвечать, достаю какую-то там по счету сигарету, откидываюсь на спинку стула и чувствую, что живу. Какое забытое мною ощущение, какое божественное осознание – я живу.
Мы смеемся, я подливаю тебе еще чая, что-то спрашиваю и вновь возвращаюсь к моему ответу…
Итак, вселенная человеческих отношений и взаимопознаний. Как часто ты чувствовала себя в ней безопасно? Много ли было в ней дней истинного блаженства, подлинной радости, безоговорочного счастья? На долго ли жгучее чувство одиночества позволяло тебе забывать о себе? И что все это время заставляло тебя не поддаться отчаянью, не уступить разочарованиям, забывать обиды, прощать предательства, мириться с потерей близких людей и продолжать жить и идти вперед?
Задавалась ли ты этими вопросами? Думаю, что много раз. Находила ли ты ответы, которые бы тебя полностью устраивали? Возможно, но все же позволь усомниться.
Все дело в том, что я всем своим существом чувствую ту неиссякаемую силу искания и беспокойства, которыми буквально переполнено твое сердце. Человек, обретший гармонию с миром и с собой, обладает совершенно иным сердцем. Но, в полнее может быть, что это и к лучшему, что ты все еще находишься на распутье дорог своей судьбы. У тебя все еще впереди.
Что касается меня, то я столько раз задавался всеми этими вопросами, что мне иногда кажется, что я только этим и занимаюсь. В разные жизненные периоды ответы на них  варьировались и видоизменялись. Но это было только внешнее изменение, сброс чешуи. По сути же я всегда знал и чувствовал истинные ответы. Всегда ли мне удавалось сформулировать их при помощи слов – едва ли. Но душой я все понимал и ежедневно старался жить, ведомый этим пониманием.
Теперь я знаю, что все ответы просты и понятны. Самое главное в какой-то момент прекратить вращательные движения гончарного аппарата жизни и посмотреть, что на самом деле у тебя получилось из того бесформенного куска глины, который дала тебе судьба в начале пути. Так я и поступил. И, знаешь, то единственное настоящее, что ежечасно заставляло меня собирать все свои силы и держаться на поверхности бушующего океана действительности, то подлинно истинное, что одухотворяло меня и наполняло мое сердце незыблемой верой, было ни чем иным, как твоим благодатным светом. Твой свет всегда был для меня тем же самым, чем была нить  Ариадны для Тесея в логове Минотавра. Благодатный свет твоей жизни, твоей безграничности во мне всегда помогал мне выйти из любых жизненных лабиринтов, побороть любого Агдистиса и Орфа, пережить любую чуму и проклятья.  Да, именно так и я говорю сейчас без преувеличений. Ты только не смейся и не прими меня за фанатика францисканца. Если ты прислушаешься к самой себе, ты поймешь, о чем я говорю…
Парочка молодых людей усаживается за соседний столик, и ты на мгновение переводишь на них свой взгляд. Я закуриваю, делаю глубокую затяжку, выдыхаю и густой едкий дым причудливыми струйками начинает подниматься к потолку. В умиротворенной атмосфере кафе начинает разливаться мелодия песни, только что начавшей звучать по радио. Я узнаю знакомый голос и в мое сердце начинают проникать такие родные и близкие мне слова: 

De noche nos pasabamos las horas
Hablando de mil cosas por hacer
Y a veces en pequenas discusiones
Llegaba a amanecer

Y siempre amanecia con un beso
Y tu, despues me preparabas un cafe
Y yo me despedia cada dia
Sonando con volver

Parabamos el tiempo dia a dia
Queria descubrirte cada vez
Prendido de tu vida
Y tu prendida de la mia
El mundo parecia a nuestros pies*…

Я знаю, что ты тоже узнала эту песню и где-то в глубине твоих глаз я уловил еда заметный отсвет нежной и такой понятной мне грусти по давно минувшим временам, когда мы были совсем другими, когда мы были вместе. Сколько всего произошло за это время, сколько всего не случилось. Одно лишь осталось неизменным – благодатный свет, лучащийся из твоего сердца и моя любовь к тебе.
Помню, что когда-то кто-то мне сказал, что я вовсе не люблю тебя, ибо нет в моем чувстве вдумчивости. Тогда я только неопределенно улыбнулся в ответ, но сейчас я скажу, что  когда бы мы всегда любили "вдумчиво", разве то была бы любовь?
Только когда случайный взгляд нечаянно пронзает тебя насквозь, только когда простое слово заставляет замирать сердце, только в тот момент, когда думаешь, что ты свободен от чувств, и внезапно  ощущаешь таинственный шелест "растаявших" снежинок и "камуфляжных" встреч, ты снова бежишь назад, в свою настоящую, не придуманную жизнь. И в этот момент приходит осознание, что именно то  безвольно, бездумно утраченное  и было неизбежно правильным и единственно нужным. Тогда ты понимаешь, что дышал и горел не зря.  А главное заключается в том, что ни что не умирает…
Чайник почти опустел, наша беседа приняла более спокойный характер, догорающий язычок пламени свечи сиротливо подергивается на столе,  время, до сих пор тактично не напоминавшее о себе, начало медленно приближаться к нашему столику…
Сегодня был еще один день, еще одно мгновение нашей жизни, жизни, которую на этом отрезке времени мы прожили с тобой вместе. Сегодня я еще раз признался тебе в самом главном – в своей любви к тебе. И ответ на твой вопрос звучит именно так. Я не берусь говорить хорошо ли это или плохо, ибо данная оценка в этом случае пуста и  вовсе не к месту, но так уж случилось в этой жизни, что люди, которые, иногда сами того до конца не понимая, дарят тебе радость и смысл жизни настолько бесценны и неповторимы, что находиться в дали от них, как душой, так и телом, было бы настолько противоестественно и преступно, что и нельзя передать словами.
Я очень надеюсь, что таких моментов, как сегодняшний, в нашей с тобой жизни будет как можно больше. И как бы ни разводили нас распутья судьбы, в конечном счете, наши пути с тобой сойдутся в один – путь счастья, любви и гармонии. На все воля Господня, конечно, но и мы тоже чего-то да стоим на этой земле. И как бы не испытывала жизнь на прочность наши судьбы, как бы не тянули к нам свои грязные лапы Кали Ма, Скади, Велиал и еже с ними, в душе мы всегда останемся самими собой и это прекрасно. Одно я знаю точно, у тебя все будет хорошо, ибо ты есть любовь, а любовь всегда счастлива… 
Я расплачиваюсь по счету, подаю тебе руку, прощаюсь с официантом и мы покидаем наше кафе, в котором все начиналось, все продолжается и, дай Бог, никогда не закончится. Шумная улица вновь разводит нас в разные стороны, но лишь для того, чтобы очень скоро вновь свести нас вместе. До новой встречи, mi primavera!
 
 
 
*Долгие часы мы ночами проводили
Болтая о тысячах вещей
И порой эти разговоры
Затягивались до рассвета

И всегда рассвет встречался поцелуем
А затем ты готовила мне кофе
И каждый день, уходя
Я мечтал вернуться

И время замирало изо дня в день
Я хотел каждый раз открыть в тебе что-то новое
Погружаясь в твою жизнь
А ты в мою
И мир, казалось, лежал у наших ног
 (Песня «Momentos», исп. Хулио Иглесиас, пер. с исп.)