Моя семья или генеалогические поиски гл. 19

Владимир Смысловский
                СМЫСЛОВСКИЙ   ПАВЕЛ   КОНСТАНТИНОВИЧ

    Старший  из сыновей Константина Павловича был Павел Константинович. Родился он 9 января 1867 года в г. Полоцке. Как я писал ранее, Смысловские, еще в 1874 году переезжают в г. Москву. Через два года, а именно в августе 1876 года, Павел Константинович поступает в 1-ю Московскую военную гимназию, где преподает Константин Павлович. В мае 1883 года (через год после переименования военных гимназий в кадетские корпуса)  он заканчивает кадетский корпус и уже в сентябре поступает в Михайловское артиллерийское училище и зачислен на действительную службу.
  В 1886 году, по окончанию училища, он получает звание подпоручика и назначается на службу во вторую резервную артиллерийскую бригаду (г.Серпухов Московской губ.). Прибыв к месту службы, он зачисляется в 4-ю батарею. Но служба продолжалась не долго и в сентябре 1888 года  Павел Константинович поступает в Михайловскую Артиллерийскую Академию. Уже в ноябре этого же года он получает очередное звание – поручика.
  В феврале 1891 года он переводится в 1-ю Гренадерскую генерал-фельдмаршала графа Брюса артиллерийскую бригаду (г.Москва), продолжая учебу в Академии.  В мае 1891 года он заканчивает Академию, в июне получает очередное звание  штабс-капитана и возвращается в свою Гренадерскую бригаду с зачислением в 3-ю батарею.
   В октябре 1891 года назначается помощником делопроизводителя Артиллерийского Комитета Главного Артиллерийского Управления с зачислением по полевой пешей артиллерии.   6 декабря 1895 года  произведен  в капитаны. В мае 1896 года переведен в гвардейскую пешую артиллерию с зачислением по роду оружия и с оставлением в занимаемой должности.
   В августе 1898 года Павел Константинович прикомандировывается к Александровскому Военному Училищу для исполнения должности преподавателя артиллерии с оставлением по гвардейской пешей артиллерии. : декабря этого же года произведен в капитаны гвардии.
   Считаю необходимым немного посвятить этому училищу:
Сегодняшние москвичи, проходя по улице Знаменка и Малому Знаменскому переулку от Арбатской площади до метро "Кропоткинская", большей частью даже и не подозревают, что находятся рядом со зданием прославленного Александровского училища, о котором в начале ХХ века А. И. Куприн писал: "Москва в число своих фаворитов неизменно включала и училище в белом доме на Знаменке, с его молодцеватостью и вежливостью, с его оркестром Крейнбринга и с превосходным строевым порядком на больших парадах и маневрах"1.

Кроме Куприна, в списках юнкеров-александровцев мы находим имена таких известных людей, как актер Б. В. Щукин, композитор А. Н. Скрябин, генералы Н. Н. Юденич и Н. Н. Духонин, советские военачальники С. С. Каменев и М. Н. Тухачевский, а также (с 1908 года) наследник цесаревич Алексей Николаевич.
+ + +
Московское Александровское военное училище было основано в 1863 году императором Александром II. Первым шефом училища стал сам государь. В царствование Александра III оно получило название Третьего Московского военного Александровского. Шефство над ним взял опять же император. После восшествия на престол Николая II - нового шефа училища - последнему возвратили прежнее название.
+ + +
Улица, на которой находилось Александровское военное училище, в XVIII веке называлась Смоленской. Здесь после упразднения церкви Обретения Честнаго и Животворящего Креста Господня на ее месте по проекту архитектора Ф. И. Кампорези был построен дом графа С. С. Апраксина. В начале XIX века во владение Апраксина перешел и дом графа М. А. Толстого на углу улицы Знаменка и Пречистенского (Гоголевского) бульвара. Сначала оба дома разделял Арбатский переулок, но вскоре их соединили в один. После смерти графа его вдова продала здание Опекунскому совету под сиротский приют. В 1831 году приют переименовали в Александринский Сиротский институт для осиротевших офицерских и солдатских детей, супруга императора Николая I Павловича Александра Федоровна приняла его под свое покровительство. 27 января 1850 года институт был преобразован в Александринский Сиротский кадетский корпус. В ходе военной реформы 1863 года выявилась невозможность воспитывать по одним и тем же правилам мальчиков 10-11 лет и молодых людей 17-19 лет: потребовалось отделение младших классов от старших. Первые составили военные гимназии, вторые - военные училища, воспитанники которых - юнкера - считались на действительной военной службе и жили по законам воинской дисциплины.

Вновь сформированное Александровское училище разместилось в здании упраздненного Александринского Сиротского кадетского корпуса. В училище принимались главным образом воспитанники военных гимназий. На вакантные места дозволялось поступать молодым людям всех сословий с законченным средним образованием; не имевшим такового предоставлялось право поступления на младший курс по итогам вступительных экзаменов.

Осенью 1863 года в Александровское военное училище были переведены учащиеся старших классов трех московских (в том числе Александринского Сиротского), Орловского, Воронежского и Полтавского кадетских корпусов2. В первый год кандидатов со стороны почти не принимали. В последующем число их постепенно увеличилось и через десять лет достигло 54 процентов от общей численности юнкеров. Далее этот процент стал постепенно снижаться и к 1890 году вновь сошел на нет3. Положением 1894 года устанавливался новый порядок поступления в училище. Отныне, сюда принимались выпускники кадетских корпусов и молодые люди, имеющие право в этих кадетских корпусах обучаться, достигшие 17-летнего возраста и получившие аттестат за полный курс кадетского корпуса или соответствующего среднего учебного заведения. Прием со стороны для лиц недворянского происхождения ограничивался.

В строевом отношении училище представляло собой батальон, состоящий из четырех рот. Каждая рота до 1871 года делилась на два взвода (впоследствии - на четыре). Приказом военного министра за N 243 от 24 июня 1867 года численность личного состава определялась в 300 юнкеров. Со временем штат изменялся: в 1880 году он был увеличен до 350, в 1882-м - до 4004, а к 1917 году, когда началась практика ускоренных 4-месячных выпусков, так как фронт остро нуждался в пехотных офицерах младшего звена, - до 2000 юнкеров. Руководство строевой подготовкой возлагалось на командира батальона, являвшегося помощником начальника училища.

Двухгодичный курс обучения распределялся по двум классам - младшему и старшему. Программа строевого образования в младших классах включала в себя правила внутреннего распорядка, дисциплинарный устав, наставление по обучению стрельбе, гарнизонную и сторожевую службу, устав строевой пехотной службы, фехтование на рапирах, гимнастику, практическую стрельбу, глазомерное определение расстояний. Строевые занятия юнкеров старших классов имели целью подготовку будущих офицеров к их деятельности в войсках в качестве учителей- инструкторов. Один раз в неделю они упражнялись в верховой езде в манеже и приемами при орудиях. Летом начинался период стрельб, ротных и батальонных учений, проводившихся на Ходынском поле совместно с другими подразделениями Московского военного округа и заканчивавшиеся смотром командующего войсками округа и тактическими учениями.