Невымышленное Сампо

Игорь Кондратьев
С начала XIX века финские фольклористы записывали от карельских коробейников исполняемые ими древние руны. Затем некоторые из фольклористов отправились в экспедиции по карельским деревням чтобы узнать больше. Первые ценные записи сделали Топелиус, Шегрен, Фельман и Лённрот. Самый известный и результативный из них – Элиас Лённрот – на основе собранных рун создал единое литературное произведение со сквозным сюжетом – эпос «Калевала». Эпос был впервые опубликован в 1835 году под названием «Калевала. Карельские народные руны о древних временах финского народа». Ключевым объектом «Калевалы» стало Сампо. Созданная кузнецом Ильмариненом по заказу хозяйки Похьёлы чудесная мельница-самомолка под названием Сампо обеспечила народу Похьёлы достаток и благоденствие. Позднее калевальцы вместе с самим Ильмариненом решили завладеть Сампо. В ходе борьбы Сампо было разрушено и пропало в море.
Руна о Сампо интриговала собирателей карельского фольклора ещё в начале XIX века. Но уже и в то время большинство рунопевцев не могло объяснить, чем именно являлось Сампо. Рунопевцы из северной Карелии считали, что в Сампо – залог всякого благополучия: и посевы, и пашни, и истоки всяческого роста. Отдельные рунопевцы из приладожской Карелии считали, что Сампо – это редкая, ныне вымершая рыба, водившаяся некогда в Ладожском озере.
«Калевала» была переведена на более чем 50 языков мира, и теперь уже миллионы читателей гадали над оригинальным образом.
Для профессиональных исследователей тема Сампо всегда была приоритетной. Исследованием рун о Сампо в разное время занимались такие выдающиеся финские учёные как Д.Э. Европеус, А.А. Борениус, М.А. Кастрен, К. Крон, У. Харва, Э.Н. Сетеля, В. Кауконен, российские учёные В.Я. Евсеев, Э.С. Киуру.
Д.Э. Европеус, бывший современником Э. Лённрота, считал, что Сампо – это корабль. А.А. Борениус в 1872-1873 гг. связывал образ Сампо с мифологическим представлением о Солнце.[1]  М.А. Кастрен считал, что образ Сампо и вовсе не относится к древней мифологии, поскольку упоминаний о подобном объекте нет у других финно-угорских народов.[2]  Э.Н. Сетеля видел в образе Сампо летающего хранителя клада[3], но позже назвал Сампо столпом мироздания, вершиной которого была Полярная звезда, являющаяся центром небосвода, осью вращающегося звездного неба, «небесной ротационной машины».[4]  В.Я. Евсеев считал, что поимка редкой, ныне вымершей рыбы сампи, водившейся некогда в Ладожском озере, было одним из испытаний для жениха при сватовстве. При переселении карел в Приботнию сампи-осётр трансформировался в чудесную мельницу.[5]  Э.С. Киуру считает миф о сампо бессознательно-художественной переработкой представлений о происхождении растительности, злаков, богатств морских глубин.[6]  В целом, большинство исследователей считало Сампо вымышленным образом, символизирующим истоки благосостония.

Впервые интерес к Сампо возник у меня ещё в детстве, во время прочтения эпоса «Калевала» в варианте пересказа для детей. Достаточно логичное в целом повествование давало необъяснимый сбой в сюжетах о Сампо. Речь шла о том, что кузнец Ильмаринен выковал для соседнего народа Похьёлы чудесную мельницу под названием Сампо в обмен на обещание отдать ему в жёны дочку хозяйки той страны. Некоторое время спустя, самый авторитетный герой Калевалы – Вяйнямёйнен - уговаривает Ильмаринена завладеть Сампо. Огромным числом отправляются калевальцы за Сампо и похищают  его. Проснувшийся народ Похьёлы настигает похитителей. Завязывается борьба, в ходе которой Сампо тонет в море. Далее все страдают от потери и надеются, что когда-нибудь у народа Калевалы появится новое Сампо.
Для меня сразу же было не ясно, зачем Ильмаринену, однажды уже выковавшему мельницу, ввязываться в авантюру с её похищением, вместо того, чтобы просто ни сделать ещё одну. Ещё более непонятным это становилось после утери Сампо. Казалось бы, теперь то уж точно пришло время просто повторить известный опыт и выковать новую мельницу. Но по неизвестной причине тема закрывается, превращаясь в мечту для будущих поколений. Именно это, казалось бы, явное противоречие в сюжете и залегло надолго в мою память.
Прочитав позже полный текст эпоса, я узнал множество подробностей, но не приблизился к ответам на свои детские вопросы ни на сантиметр. Детали не просто не внесли логики – они добавили гротеска в это противоречие. Не найдя ответа на этот вопрос, я просто оставил этот момент странным фактом.
В 2003 году мне на глаза попала статья Э.С. Киуру «Миф о Сампо». В ней приводился краткий обзор попыток исследователей прояснить тайну Сампо. Автор статьи соглашался с одним из современных исследователей Сампо В. Кауконеном в том, что «на вопрос, какой была воображаемая древняя руна о сампо - независимо от того, имеется ли в виду руна, исполненная «первым» или любым последующим рунопевцем,— не может быть ответа».[7]
Видимо, где-то у меня в подсознании всё это время тихонько жила надежда когда-нибудь узнать правду о Сампо – не зря же в институтах работают филологи. Расставаться с этой потаённой надеждой оказалось удивительно жалко. Я вспомнил народную мудрость: хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо – сделай это сам.
Я решил начать сначала, просто с информации обо всём, что гипотетически могло бы иметь отношение к древним рунопевцам и их предкам, не ограничивая себя ничем и принципиально не изучая никаких методик. Параллельно я занялся самостоятельным изучением карельского языка.
В 2008 меня озарило предположением, вокруг которого массивы информации, нагромоздившиеся к тому времени у меня в голове, вдруг начали складываться в имеющую смысл картинку. Безусловно, изначально я и сам относился к своей гипотезе как к необычной фантазии на заданную тему. Именно поэтому в течение последующих двух лет я кропотливо проверял свою гипотезу текстами рун, данными параллельных источников и полевыми исследованиями. Количество обнаруженных совпадений деталей в рунах с реалиями на местности становилось удивительно большим. Вероятность такого количества простых совпадений стремится к нулю, а это означает, что руны всё-же донесли до нас информацию о реальных событиях в конкретном месте. И несмотря на всю невероятность её восстановления спустя 16 веков, похоже, мне удалось это сделать.
Опуская детали и доказательства, подробно изложенные мною в готовящейся к печати монографии, я опишу суть своего открытия.
В результате лингвистического анализа я пришёл к выводу, что ряд тононимов юго-запада Ленинградской области, а также запада Псковской области имеют саамское происхождение. Речь идёт о следующих топонимах: 1 – оз. Сяберо, 2 – д. Сяберо, 3 – р. Лунья, 4 – д. Саралог, д. Сарагора, 5 – р. Пеледа, 6 – р. Луга, 7 – оз. Залустежское, 8 – р. Верца, 9 – г. Песье, 10 – Туганы Горы, 11 – р. Руя, 12 – р. Плюсса, 13 – р. Саба, 14 – р. Керина, 15 – г. Симанский Лог, 16 – ур. Малый Ложок, 17 – Пайкова Гора, 18 – д. Выйтлус,  19 – р. Веряжка, 20 – д. Курокша, 21 – д. Мтеж, о. Старый Мтеж, 22 – р. Нимоловка, 23 – р. Ровья, 24 – д. Колпино, о. Колпина, 25 – д. Шартово, 26 – д. Медли, 27 – р. Вярска, 28 – д. Люйбнитса, 29 – р. Пскова, 30 – р. Ухта, 31 – р. Курея, 32 - д. Ложголово, 33 – оз. Бол.Верешня, оз. Зарепринье.
В начале нашей эры часть прибалтийско-финского населения, проживавшего на территории нынешней Эстонии, начала экспансию на восток, в земли саамов. Следы их вторжения можно проследить по «чудским» топонимам, которыми саамы определяли деревни пришельцев. Одно из мест скоплений чудских топонимов находится в окрестностях озера Самро Ленинградской области. Теряя под натиском пришельцев земли пастбищ и невест, предводительница саамов организовала уникальный проект – повышение рыбности озера Самро в 674 раза руками женихов из прибалтийско-финского пранарода. После вбития в месте стока из озера реки Самры и неподалёку от села Самро свай и скрепления их железными канатами, уровень озера поднялся с 1 метра до 5,5. Теперь озеро стало кормить аборигенов края. От этих самых свай строители плотины и их потомки получили своё название – водь. Ваддя в переводе с водского означает и водь и свая.
Но, видимо, коллективный брачный договор не оправдал надежд строителей, следствием чего явились их набеги за рыбой. Делёж рыбного объекта привёл к его разрушению в борьбе, в результате чего вода вместе с рыбой была унесена рекой в море.
Название Самро произошло от саамского Саммера, переводящееся как саамское море.
Слово Сампо восходит к саамскому Сампохк, что значит саамское дно как сокращение от дна саамского моря. Похьёла рун располагалась на месте нынешнего села Самро. Вяйнола рун находилась на месте нынешнего села Вейно Псковской области. Ещё одной загадкой Калевалы всегда являлись имена главных героев рун – Вяйнямёйнена, отца-основателя народа, и Ильмаринена, выковавшего Сампо. Исходя из саамской этимологии, Вейномейн – это просто изначальная часть деревни Вейно: первый дом или дома, из которых затем выросло остальное поселение. Т.е. Вяйнямёйнен – основатель села или его потомок. Само же село Вейно было форпостом на саамских землях, очерченных непроходимой рекой Плюссой, протекающей в болотах. Ильмаринен жил недалеко от деревни Чудская Гора, на берегу реки Ильменки.
При метровой глубине озеро Самро обладает трёхметровым слоем сапропеля – ценнейшего естественного удобрения. Поэтому загадочное руническое утверждение о том, что Сампо пашни, посевы и залог всяческого роста означает всего лишь констатацию факта занимания озером плодородных земель.
Вдвоём с сыном Никифором прошлым летом мы предприняли экспедицию на озеро Самро с целью проверки моих теоретических открытий на карте. Реалии местности подтвердили возможность осуществления такого проекта в прошлом.
---------------------------------------
  [1]В.Я. Евсеев, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.10
  [2]По В.Я. Евсееву, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.10 со ссылкой на: Castren M.A., Nordiska resor och forsknngar III. Castrens f;reb;sningar I finsk mytologi. Helsingfors, 1853.
  [3]По В.Я. Евсееву, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.11 со ссылкой на: Set;l; E.N., Sammon arvoitus, Helsinki, 1932.
  [4]По Э.С. Киуру, «Миф о Сампо» // «Калевала» - памятник мировой культуры, Петрозаводск, 1986, с. 70-78. со ссылкой на: Set;l; E.N., Sammon arvoitus, Helsinki, 1932.
  [5]В.Я. Евсеев, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.20
  [6]Э.С. Киуру, «Миф о Сампо» // «Калевала» - памятник мировой культуры, Петрозаводск, 1986, с. 70-78.
  [7]По Э.С. Киуру, «Миф о Сампо» // «Калевала» - памятник мировой культуры, Петрозаводск, 1986, с. 70-78. со ссылкой на: Kaukonen V. Sampo runouden symbolina ja myyttina.— Virittaja 1983 № 1.