Абсурдно, но верю

Николай Пропирный
Кто из нас не знает, что, если случаем переступишь через играющего на ковре ребенка, нужно немедленно перешагнуть через него и обратно, — иначе чадо может не вырасти. Кто не помнит, что нельзя пришивать пуговицу или штопать одежду, если она уже надета, — «память пришьешь», в смысле сделаешься или сделаешь другого — в зависимости от того, на ком зашиваемое, — забывчивым. И сплюнуть три раза, как известно, — самое верное дело, чтобы отвадить всякую нечисть. А еще пить нужно, конечно же, нечетное число рюмок…

Мы это знаем, так же как и то, что с научной, религиозной, да и вообще разумной точки зрения — все это полнейшая ерунда. Однако… Однако и сплевываем, и перешагиваем.

Суеверия свойственны всем народам, в том числе, что уж тут поделаешь, — и богоизбранному. И ни осознание евреями того факта, что они принесли миру единобожие, ни суровые указания Закона, ни язвительные, а порой и весьма жесткие высказывания мудрецов не могли и не смогли избавить народ Израилев от суеверий. Кстати говоря, все вышеперечисленное — и перешагивание через детей, и опасение «пришить память», и отплевывание от злых духов, и правило выпивать нечетное число сосудов, — входило в арсенал еврейских суеверий. Кто уж у кого научился, евреи у окружающих народов или же наоборот, сказать трудно…

Сегодня евреи, во всяком случае, в несоблюдающей массе своей, по поведению в обыденной жизни мало чем отличаются от остальных людей, живущих рядом с ними. И если и склонны к суевериям, то, что называется, на общих основаниях. Интернациональные такие суеверия у них… Но, как мы помним, были времена, когда евреи (будем говорить здесь о тех, кто нам ближе, — евреях бывшей Российской империи) жили обособленно. И потом, уже в Советском Союзе, часть из них продолжали жить довольно компактно в местечках и городках Украины, Белоруссии, Прибалтики. И суеверия-приметы, помимо общих с окружающими народами — уже поминавшихся отплевываний и т.п. — у них были свои собственные. То есть, может, когда-то давно и позаимствованные у других, но уже ставшие за столетия вполне органичной частью народного бытования. Мир еврейских примет и суеверий был весьма богат, поэтому приведем лишь самые любопытные примеры.

Во время эпидемий холеры литовские евреи устраивали на кладбищах свадьбы калек — это странное действо, по их твердому убеждению, должно было отвести беду. В Белоруссии в подобных же обстоятельствах под черным свадебным балдахином сочетали браком сирот на могилах их родителей. А уж в совсем глухих местечках устраивали формальное бракосочетание женщины с одним из похороненных на кладбище. В Галиции евреи, стремясь обмануть напасть, поступали менее экзотично. Они писали на стенах домов: «здесь уже была холера» или просто вешали на дверь замок и тихонько лазали через окна. Видимо, подобный наивный обман иногда действовал…

Если в еврейском доме был тяжело больной, его ближайшие родственницы отправлялись на кладбище и свечными фитилями измеряли длину могил похороненных там благочестивых мужей. Потом эти фитили шли на религиозные нужды — на свечи для синагоги. Помогало ли? Статистики нету…

Религия, кстати говоря, тоже нашла свое отражение в суевериях. Так, вторник считался у евреев счастливым днем для разного рода начинаний, поскольку в библейском описании третьего дня творения дважды говорится: «Бог увидел, что было хорошо». Понедельник же, напротив, считался днем несчастливым, поскольку при описании этого дня не сказано, чтобы Бог увидел что-нибудь хорошее…

Еще сегодня в небольшом украинском городке Шаргороде остаются постройки XVIII–XIX веков, типичные образцы архитектуры штетла — еврейского местечка. И в одном из этих домов — в отличие от абсолютного большинства других и жилого, и обитаемого по-прежнему евреями, можно заметить в наружной стене круглое отверстие — зримый знак суеверия.

Отверстие это было оставлено на месте двери, которая вела на открытую галерею второго этажа, где в прежние годы в дни праздника Кущей ставился ритуальный шалаш. В 1930-е годы в связи со всеобщим упразднением веры в Бога была упразднена за ненадобностью и галерея — ее сломали, а дверь, которая теперь вела в никуда, замуровали. Но! Поскольку в эту дверь даже за мгновение до того, как ее не стало, мог войти злой дух, на месте двери оставили «выходное отверстие», дабы этот дух имел возможность удалиться из дома тем же путем, что и проник в него. Вот, кстати говоря, пример того, как суеверие иногда оказывается куда более жизнеспособным, чем вера.

И еще один любопытный момент: хозяева дома, может быть, сами того не зная, последовали правилу раввина Иегуды Хасида (жил в XII–XIII вв.), который в своем «Завещании» настоятельно советовал «не заделывать окно или дверь наглухо, чтобы не навредили человеку бесы, которые обычно выходят в это окно, нужно оставить в нем отверстие». Кстати, это не единственный отголосок суеверий в «Завещании». Так, в нем говорится о том, что при освящении нового кладбища принято убивать петуха и хоронить его, как первую добычу смерти…

Впрочем, это довольно редкий случай следования одновременно и Традиции и народным традициям. Вообще же иудаизм, как и другие монотеистические религии, последовательно боролся с суевериями. Однако приходится признать, не слишком успешно.

Великий врачи и философ Маймонид (те же XII–XIII вв.) тоже не обошел в своих трудах вопрос о суевериях. Он писал: «Все эти поверья — сплошная ложь и неправда, коими древние язычники увлекали за собою многие народы, и разумным израильтянам не следует увлекаться этими глупостями… Кто в душе верует в эти приметы, считая их истиной, но воздерживается только потому, что наша Тора их запретила, тот должен быть причислен к невеждам, лишенным разумения… все эти вещи, которые запретила Тора, представляют собой ложь и суету, которыми могли увлекаться люди, лишенные всякого смысла».

И мы, конечно же, согласимся в этом с выдающимся врачевателем души и тела. Мы ж не невежды какие-нибудь, чтобы верить в сон да в чох. Тьфу-тьфу-тьфу…