Работа благодарения активной группы в Церкви и способы ее оценки.
(На примере движения «Супружеские встречи»)
Любая работа должна быть разумной, а значит для ее выполнения следует обдумать и четко для себя сформулировать адекватно имеющимся возможностям следующие вещи:
1) задачи (проблемы);
2) способы их решения (рычаги);
3) способы оценки проделанной работы (показатели).
Т.к. здесь речь идет о наилучшем исполнении воли Божией, то руководящими материалами в планировании работы должны быть: 1) воля Святого Духа; 2) слово Божие; 3) учение Церкви.
ПРОБЛЕМЫ.
= Семья – Церковь – жизнь в мире.
= Церковь это Христово Тело, т.е. это единство ее членов. Следовательно, все дело – в единстве: «Будьте едины, как Мы едины».
= Любовь – это единство по подобию Святой Троицы.
= Сила только у Бога, а потому уместно задать вопрос: чем мы, люди, можем способствовать единению с Богом и друг с другом?
1) Возлюбить Бога: а для этого - хотеть любить Его.
2) Творить волю Божью.
3) Желать единства.
4) Склониться друг к другу: признать другого братом и сделать первый шаг первым, считая его лучшим себя.
= Милостью называют Божественную добродетель (дар Духа Святого), проявляющуюся делами милосердия.
= Имеющему разумение и усердие в творении милости дастся милость и преумножится, а у не имеющего (не желающего) отнимется и то, что имеет (Мф.25,29).
= Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его (Пс.24,10).
= Милость есть внутренняя сила души, питаемая благодатью Божьей и побуждающая человека к творению дел милосердия.
= Отвечая на позывы милости своего сердца делами милосердия, человек открывает его (свое сердце) для доступа благодати Божьей, питающей силу этой милости.
= Не отвечая на позывы милости своего сердца делами милосердия, человек закрывает доступ благодати Божьей в свое сердце и, тем самым, изгоняет милость из своего сердца, ожесточая его.
= Все достоинства (добродетели) духа даются изначально человеку Богом; сила же любого достоинства – от благодати Божьей, даруемой за деятельное исповедание этой добродетели, ради Христа совершаемое.
= Жизнь добродетели – в реальном действии. Невозможно сохранить силу доброты духа, подавляя в себе побуждения творения добрых дел.
= Сила добродетели развивается от ее деятельного упражнения.
РЫЧАГИ.
= Ищите прежде Царствия Божьего и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).
= Совершенство – в милосердии (Мф.5,48; Лк.6,36).
= Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто (Лк.11,41).
= Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лк.12,33), ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12,34).
= Принимая Божью милость, возвращай ее Ему с избытком (с прибылью), умножая ее через деление ею с другими людьми.
= Милость – Вера – Молитва - Пост.
= Опыт – доверие – надежа.
= Молитва – радость – воодушевление – стабильность (твердость позиции) – избыток сердца – любовь деятельная – благость – любовь к Богу.
= Постепенность – последовательность – терпение – милость – сотворение любви: сотвори любовь!
= Осознание собственных ошибок, своей вины – покаяние – плодоношение добрых дел ради Христа – делай первый шаг первым.
= Профессии общественных пап и мам, к которым по собственному выбору могли бы обращаться за помощью и советом молодые или нуждающиеся люди.
= Любовь к Богу и общение святых – то же самое: любящий Бога другого человека видит лучшим себя – ПРИНЦИП УЧИТЕЛЬСТВА. Иными словами, принцип учительства заключается не в управлении другими (учащимися), а в служении им (Иоан.13,14-15; Мк.10,42-45).
= Сила дела – в духе, поэтому в общине требуется постоянная общая: деятельность милосердия, подкрепляемая постом и молитвою. Группа, которая задает в этом тон всей общине это ядро общины (активная группа). Милосердие – ее сердце и СЕРДЦЕ ВСЕЙ ОБЩИНЫ, по подобию Господу нашему, Сердце Которого есть Милосердие.
Следуя практике, можно указать, что успешным дело было той общины, которая в основу своего формирования положила некоторое конкретное дело милосердия. В пример можно привести общину св.Иоанна Кронштадского, организовавшей социальный центр помощи в образовании и трудоустройстве нуждающимся; общину св.падре Пио, организовавшего "Дом облегчения страданий"; Легион Марии Фрэнка Даффа, организовавший дом призрения для людей, отверженных обществом; общину св.Винцента де Поля, организовавшую дело сестер милосердия; общину св.Иоанна Боско, организовавшую социальный центр помощи в образовании и трудоустройстве нуждающимся детям и юношам; и т.д., и т.д.
Не всегда возможно общине организовать полностью собственное дело, в этом случае можно воспользоваться конкретной помощью в имеющихся уже общественных заведениях. Так, например, в нашей маленькой общине Легиона Марии в начале ее создания было решено помогать больным детям в неподалеку находящейся детской туберкулезной больнице, посещать и оказывать помощь одиноким и больным людям, адреса которых узнали через местный "Каритас" и через собственных знакомых.
Плоды работы общины: деятельность ее членов с определенными заданиями.
Итоги работы: прибавление членов к ядру (круг замкнулся – и т.д к продолжению).
= Милость Божия привлекается милостью: деятельной, молитвенной, жертвенной, созерцательной.
ПОКАЗАТЕЛИ.
= Я пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Иоан.10,10). Следовательно, основной критерий – полнота жизни: жизнь с избытком, жизнь в Духе Святом.
= % семей неполных;
= % семей неблагополучных;
= % семей, нуждающихся в помощи;
= % семей стабильных;
= % семей активных;
= % участия благополучных семей в работе благодарения, семей стабильных, активных;
= % привлечения семей неблагополучных в работу по улучшению семьи;
= % привлечения семей неполных для воссоздания семьи;
= количество молодых людей, потенциально возможных к браку (мужчин, женщин);
= % молодых, желающих помощи для образования семьи;
= % не желающих того;
= % равнодушных к этому;
= % молодых, собирающихся вступить в брак и участвующих в работе.
Бог создал человека существом вольным, со свободной волей. Поэтому действия Божьи на человеков осуществляются через человеков, т.е. требуется сотрудничество Бога и человека. Это основной тезис спасения: активное единство Бога и человека.
Есть две свободные воли: Бога и человека. Одна из них источает силу, другая может лишь принимать ее и передавать, умножая ее благодатью Божью через других, а таковое возможно лишь в единстве этих волей. Предоставляя волю свою Богу через творение милости Божьей, человек дает возможность Богу умножить ее плод – силу милости, и возвратить т.о. ее Богу с избытком, когда «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84,10-14).
| М И Л О С Т Ь Б О Ж И Я |
| /\
| |
| | | -----------------------------------------------| | |
| | |----------------------------| | | | |
| | | |---- молитва ---->| СФЕРА ДЕЙСТВИЯ - | | |
|-->| | Я Д Р О |=== милость ==>| Л Ю Д И | |----|
| | (активная группа) |---- пост ------>| | |
| |----------------------------| |------------------------------------------------| |
| /\ | |
| |------------------- пополнение ядра -----------------------| |
Нарисовав эту схему, я вдруг услышал: «Это прекрасно!».
Благословен Бог наш.