Обзор Ультракосмического тоннеля Артема Болотина

Гуйван Богдан
«Ультракосмический тоннель» Артема Болотина можно прочесть здесь: http://www.proza.ru/2011/06/22/1015

                До самой последней строчки «Ультракосмического тоннеля» (УК) меня не оставляло желание выплеснуть весь негатив по поводу этого рассказа на бумагу. Потому что бесило. Все эти метеориты, катастрофы, проклятые фонарики, искрящиеся электронные замки родом из халвы, законсервированные в булыжниках космослизняки (Жуткий Галактический Монстр, привет) так и подначивали полить грязью сии элементы штампованного отстоя, из которых состоит порядочная часть УК. Но когда я дочитал до конца, то общее впечатление оказалось не таким уж плохим. Изюминка в произведении нашлась, она смогла подтянуть оценку до «нормально». Без вышеописанных недостатков получилось бы даже «хорошо», но есть, как есть.
                А теперь все по порядку.

                Сюжет.

                Имеем космический корабль. Пятнадцать километров в длину – космобольцы тихо курят в сторонке. Рипли со своим «Ностромо» тоже утирает пот с лица, но история наша не о том. Как этот фаллический монумент приручению человеком свиньи космоса называется, в УК не упоминается. Но это, по мнению автора, видимо, к делу не относится. Корабль отправляется к Альфа Центавре – на орбите, к счастью, обнаружилась планета земного типа, населенная разумными рептилоидами с эльфийскими именами. Ну, рейс заурядный такой – корабли туда, как контейнеровозы с майками-кроссовками по маршруту Китай-США курсируют. Технология космического полета как-то связана с мегаконструкциями и рельсотронами, хорошо хоть всемиупоминаемого Гаусса автор не упомянул, на этом спасибо. Короче, терпит корабль крушение. Причина… Заурядна до заурядности. Наткнулся на скопление астероидов, которые в произведении упорно именуют метеоритами. Не пиши я обзор, бросил бы УК уже на этом моменте. И тут начинается действие (метеориты, кстати – это астероиды, достигшие поверхности Земли, а вовсе не маленькие астероиды).
                Пассажиры «Безымянного» пребывают в состоянии криосна. Чтоб перегрузка не размазала в «клюквенный сироп». Плюсик за знание матчасти. Так вот один из них в стиле «Матрицы» просыпается, спасает соседа, который оказывается пришельцем, и начинается долгая прогулка к спасению. Тем временем из одного из астероидов вываливается космослизняк. Вываливается аккурат так, чтобы под конец встать на пути главного героя к спасению. И это в корабле длиной пятнадцать километров! Вот такой невезучий ГГ. Под конец там еще рептилоид, аки заправский негр из голливудского мегаблокбастера жертвует собой, чтобы спасти единственно достойного жизни представителя человеческой расы. А еще есть момент с отказом охлаждения реактора «Безымянного», прям слизанный из «Пандорума». И крайне нелогичные планшеты с КЛАВИАТУРАМИ со странными символами (недружественный интерфейс, однако(с)Билл Гейтс) в двадцать втором-то веке. А еще непонятно, зачем главный герой вообще отправился в путешествие на космическом лайнере. В УК вообще не упоминается ничего о том, кто он, откуда, что за дела у него были на планете разумных негрорептилоидов. О том, что его зовут далеко не Иван Иванов, я умолчу. Американщина – наиболее незаметный недостаток УК.
               
                Герои

                В разделе о сюжете я уже сказал, как «глубоко» проработан ГГ. Остальные не лучше. Фразы одинаковые, никто не выделяется.

                Стиль

                Ну, хоть написано хорошо. Вначале идет космическая симфония. Челнок ползет по космосу, готовясь к стыковке со «старшим братом» («Безымянный»). Кое-что нам объясняют, действие неторопливое, сравнения меткие, все плавно, затягивающе, немного гипнотизирует что ли? А потом дикий экшн. Хоть тут и стоило бы добавить темпу, а автор упорно продолжает гнуть те же сравнения и ту же детализацию, но напряжение все равно передается читателю. А сцена с побегом из криохранилища так вообще развернулась в моем мозгу в полном тридэ. Единственно не хватает чуть-чуть жесткости. Многовато сглаженных углов и эвфемизмов. Ну и уровень поэтичности иногда зашкаливает как раз в неподходящие для этого моменты.
                Затем опять скат в обыденность, крышка экшну. Космослизняк таки сдох, хотя я ждал, что под конец он проскользнет своею склизкою тушею меж строк по всем законам хоррора. Разочарование приятное. Итоговая цитата +1. Минититаник вышел.

                Общее впечатление

                По необъяснимым причинам в целом оно позитивное. Несмотря на все эти штампованные отталкивающие детали, я приобщился к описанной к УК трагедии. Это многого стоит. Если б не то, что из кусков грязи как то вышла конфетка, вердиктом стало бы протокольное: «трэш». А так: «норм». Читать не обязательно, но если вы любитель фантастики, вполне можно.

                Оценки:

                Сюжет: 4
                Персонажи: 4
                Стиль: 7
                Общее впечатление: 7
                Итоговая оценка: 6