Херсонес

Алекс Шеб
Этому городу посвещается...

День был жаркий. Решил прогуляться к морю. До моря было минут десять спокойной ходьбы. Я знал прекрасный уголок между двумя пещерками возле Херсонеса, а точнее на территории этого города…

Когда я подошёл к стене, окружавшей город, в очередной раз заметил, что хоть стены и довольно крепкие, их в наше время уже несколько раз реставрировали. А в тех местах, где стена разрушена, а таких мест было не мало, стоял обычный чёрный забор, узкий и с пиками на верхушках. А самое забавное, что на территорию разрушенного города можно было попасть или за деньги, или бесплатно, но обходить дольше. Ну, а для бывалых через дыру в заборе, метрах ста от главного входа. Там две пики в заборе отсутствовали из-за деревьев, там и проскакивали знающие.

Время было обеденное, а в эту часть дня в Крыму солнце палит особенно сильно, поэтому туристов быть не должно здесь много, как это бывает утром и вечером.

Я пролез через дыру, прошёл по рядам наполовину разрушенного театра и потопал на главную улицу Херсонеса. Я был прав, туристов действительно, не было. Поэтому я спокойно в слегка задумчивом настроении отправился к морю по главной улице.

Посмотрев по сторонам, можно было заметить таблички. На них было изображено здание, которое сейчас находилось в состоянии не стояния за этой табличкой.

С тоскою глядя на эти руины, я дошёл до моря. Залез в проём между двумя пещерками, спрыгнул на один из больших валунов, снял одежду и нырнул в воду. Вода вокруг Херсонеса была необычно чистая и прохладная. Дно было каменное, но камни были гладкие и большие, как будто показывали надёжность и защиту былого города, возле берега которого они лежали. Они как бы говорили о доброте жителей, об их гостеприимности к тем, кто пришёл к ним с миром. А от тех, кто пришёл с войной, они могли укрыться и защититься…

Искупавшись, я взял одежду, накинул тапочки и побрёл обратно, не хотелось ждать, пока высохну.

На обратном пути у меня, видимо, сильно разыгралось фантазия. Я начал представлять…

***

Вот я вижу греков, торопящихся по своим делам. Одни шли домой, другие в лавку, третьи на спектакль, настроение у всех было хорошее, видимо, был выходной или какой-то праздник. Все они были довольны своей жизнью.

Я прошёл мимо одного старика, он сидел на табурете перед домом и пытался разобраться в своих записях, рядом стоял милый мальчуган. По его грустному взгляду было понятно, что именно из-за него записи перепутались. К ним подошла, какая-та женщина, возможно, мама мальчика, так как она после разговора бросила строгий взгляд на паренька, взяла его за руку и увела от этого старика.

Мне захотелось подойти ближе, но подойдя, я всё равно не смог разобрать слова на записях, а судя по датам и цифрам, старик был либо учёным, либо историком.

Прошёл дальше, увидел монетный двор, он был закрыт. За ним заметил толпу граждан, опрятно одетых, наверно, местные аристократы. Обошел их, понял причину столпотворения: они собирались на спектакль в театр, некоторые уже сидели на каменных скамьях. Вдруг я услышал грохот, повернулся в направлении источника звука и сначала увидел черный дымкой у берега, а потом летящее ядро. Оно летело в театр. Я не успел ничего крикнуть, как ядро ударило по рядам и задело некоторых граждан. Через несколько секунд в городе началась паника. Исчезли улыбки, ушла радость и веселье. Все побежали по домам. А этот старик выглядывал из своего окна и что-то усердно записывал. Видимо, он всё-таки историк.

Около берега уже было черно. Свист стоял повсюду, начались пожары, некоторые здания уже разрушались, начало засыпать всех камнями. Прошла группа организованных воинов с луками. Некоторые уже овладели ситуацией. Но вот засвистело особенно громко. Ядро упало на главной улице, попало в нескольких лучников. Зазвенел Херсонский колокол, или я только сейчас услышал его. Снова повторился громкий свист, на этот раз ядро летело на меня…

***

Я закрыл глаза в последний момент, а когда открыл, увидел уже полностью разрушенный город. Вернулся к дому старика, или к тому, что от него осталось. Прочитал табличку: «Здесь был дом историка Сириска. Жил в третьем веке до нашей эры. Описал историю города и его…». Дальше читать не стал. Я был прав. Тот добродушный старик был историком. Он описывал события города. Интересно, это была лишь моя фантазия? И пережил ли ту атаку город? Однозначного ответа я, видимо, не узнаю никогда.

Я повернул домой. Пройдя по рядам театра, остановился на том месте где упало первое ядро. Ряды здесь были треснутые, некоторые и вовсе разрушены. Я присел, увидел камешек с кулак размером. Он был похож на то ядро, только меньше и будто слегка помятый. Я поднял этот камень. Он был тяжелее, чем на первый взгляд. Ну что ж, оставлю его себе на память о том, что было или не было вовсе…