О Борисе Филипповиче Кваше

Евгений Раевский
О Борисе Филипповиче Кваше
«Если человек движется только по горизонтали, плоской получается его жизнь, хотя, возможно, и выглядит бурной, стремительной, яркой», – считает Борис Кваша. Его собственная жизнь состоит из покорения вершин. Он не боится этих слов: я сделал себя сам. Мальчик из небольшого украинского села Шукайвода ещё в детстве составил себе план жизни и выполняет его в меру сил и умения. Выполняет настойчиво. Так, что окружающие удивляются: неужели не перевелись ещё такие люди, для которых принцип важнее всего. А он просто поступает единственно возможным для себя способом. Те же окружающие быстро понимают: это не напоказ, это он такой и есть. Если требуется настоящий мужской поступок – значит, будет поступок. Если решение острого вопроса не терпит компромиссов – значит, не будет компромиссов. Коллеги всегда полагались на то, что он не предаст свою школу жизни. Борис Кваша из породы «корневых людей», а это люди особые – они сразу всё доказывают делом.
Сегодня Борис Филиппович – известный учёный, педагог-просветитель, создатель собственной педагогической школы, видный научно-общественный деятель. Он возглавляет Международный институт независимых педагогических исследований (МИНПИ) – ЮНЕСКО, является вице-президентом Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Борис Кваша – чуть ли не «последний из могикан» отечественной воспитательной педагогики. Более 30 лет он развивает наследие выдающихся представителей этого направления – К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Б.Г. Ананьева, А.А. Фролова.
В педагогику Борис Филиппович пришёл уже сложившимся, зрелым человеком, накопившим огромный трудовой опыт. За его плечами были послевоенное детство, Тихоокеанский флот, шахты Донбасса и Шпицбергена. В 1972 году он окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета, в 1981-м – Государственный педагогический институт имени А.И. Герцена. Работу в системе профессионального образования начинал в шахтёрском крае – Донбассе, где занимался обучением будущих горняков. Продолжил в Ленинграде: воспитывал будущих строителей и будущих юристов. Все этапы трудового и научного пути Бориса Филипповича послужили богатейшим материалом для формирования «авторской школы жизни» – так называет учёный свою педагогическую и научную программу.
Три кита этой программы – рабочая педагогика (основы которой, по мнению автора, заложил знаменитый шахтёр А.Г. Стаханов), Ценностная ориентация на профессиональную деятельность, способность к самореализации. Цель такой системы воспитания – формирование человека инициативного, способного решать самые сложные задачи – не только профессиональные, но и нравственные.
Эту школу Борис Филиппович и сам проходит всю жизнь. Модель успеха представляется ему в виде пирамиды, основание которой – энергия, интеллект и свобода инициативы, вершина – достижения, к которым стремится человек.
Верность своей теории академик Кваша не раз поверял практикой, подводя собственные трудовые итоги, наблюдая за деятельностью своих учеников.
В книге, которую Борис Филиппович Кваша представляет вниманию читателей, – воспоминания и документальные свидетельства о разных этапах его жизненного пути, о встречах с выдающимися людьми эпохи. Обо всём, что способствовало становлению его авторской школы. Школы научной, имеющей огромное практическое значение для развития профессионального образования в стране. Школы философской, включающей в себя систему оценок действительности, формирующей особый взгляд на жизнь и отношение к ней.
Сегодня Борис Филиппович активно занимается научной работой, исследует новые направления в сфере образования России, Украины, Белоруссии, Германии, Норвегии, Канады и других стран. Ведёт большую общественную работу. Он возглавляет Международный Акмеологический Центр, является вице-президентом Международного Фонда имени А.Г. Неболсина, председателем Совета «Российско-Украинского Братства», научным руководителем Международного центра «Дальневосточный альянс» и других общественных организаций.
Академик Б.Ф. Кваша – автор более 300 научных работ. За многолетнюю педагогическую деятельность и создание авторской школы награждён орденом Я.А. Коменского «За заслуги в образовании». Удостоен почётного звания «Заслуженный деятель науки» и награждён орденом «Звезда учёного». За монографии цикла «Социально-правовая безопасность человека. Россия на стыке веков» награждён медалями имени М.В. Ломоносова, имени В.А. Легасова и имени Г.Р. Державина. На Первом съезде Добрых Людей Мира удостоен Золотой медали «Честь и Польза» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия». Занесён в энциклопедию истории государства Российского «Лучшие люди России». Он является действительным членом многих международных академий, а также Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина. За многолетнюю писательскую деятельность награждён «Золотой медалью С.А. Есенина» и орденом «Гордость Державы Российской». Украинская Академия Наук приняла Бориса Филипповича в академики и выразила братскую признательность, наградив его «Золотой медалью Платона».
Борис Филиппович Кваша – почётный гражданин города Христиновки (Украина) и почётный груманлан острова Шпицберген (Норвегия).

Публикуется по изданию: Б.Ф. Кваша. Я не геройствовал – я был таким…:
Авторская школа жизни.– М.: Спец-Адрес, 2006.