Жизнь замечательных б

Евгений Раевский
«Буколикой гетер не подкупить…»
Евгений Раевский

1. Фрина
В Петербурге, в Русском музее есть одна из самых любимых мною картин Генриха Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». Этим грандиозным полотном я с детства часами был готов любоваться и восхищаться со слезами на глазах.
Фрина… Красавица… Куртизанка. Гетера? Знаменитая гетера! Так кто же она?

Слово «гетера» происходит от греческого Hetaria (Hethes – друг, товарищ), и порой поражаешься, что ещё совсем недавно этот «гетерический» термин вменялся в обязанность обращения ко всем окружающим (т.е. «товарищам») в СССР, и лишь подследственные, ответчики, истцы и подсудимые были «гражданами», но, впрочем, речь о великой гетере Фрине.
Да, действительно, эти женщины прославились как настоящие подруги многих великих мыслителей, литераторов, художников и полководцев. Куртизанок, похожих на гетер, пожалуй, в истории мы не встретим нигде, кроме Древней Греции. Гордых, независимых красавиц-гетер нельзя смешивать с обыкновенными проститутками.
Фрина родилась в беотийском городе Фесписе, не искала триумфов на общественных собраниях, держалась обособленно, жила уединённо. Любила искусства, была натурщицей исключительно у великих мастеров – художника Апеллеса и скульптора Праксителя. И одновременно была благодарной любовницей этих творцов за увековечивание её волшебной красоты в своих творениях. Она гордилась, что позировала им для лучших в живописи и скульптуре образов самой богини Афродиты. Тело её было совершенно по чистоте и гармонии. Судя по картине, не похоже, чтобы Фрина слишком расточала себя.
На религиозных празднествах Фрина появлялась на портике храма, сбрасывала одежды перед восхищённой толпой и скрывалась за пурпурным или золотым занавесом. (Своего рода «ритуальный стриптиз», как бы мы сейчас сказали.) А на представлениях в честь Посейдона и Афродиты, оставляя своё облачение на ступенях храма и прикрывая дивную наготу роскошными чёрными волосами, шла к морю сквозь благоговейно расступавшуюся толпу. После чего, словно богиня моря, погружалась в сверкающие на солнце пенные волны и выходила из воды, как рождённая из морской пены богиня любви Афродита. В довершение ритуала, под многочисленными взглядами, Фрина ложилась на песок, осушала влагу с божественного тела и выжимала мокрые волосы.
Создавался эффект вторичного рождения богини любви. Проходил момент триумфа, и Фрина под шум восторгов незаметно исчезала и надолго возвращалась в своё привычное уединение. Но чем эффектнее было каждое её появление, тем восторженнее рассказы об успехах куртизанки. Желающих только увидеть Фрину было предостаточно, число любопытных на таинствах и празднествах с каждым годом только росло.
Слава феспийской гетеры была слишком громкой, чтобы несчастья не подстерегали её. Кто-то из отвергнутых обожателей обвинил её в бесчестии – и она предстала перед судом. Смертный приговор Фрине был уже предрешён – её обвинили в развращении граждан. Но вдруг молодой оратор протянул руку к осуждённой, показав, что он берёт на себя её защиту. Им оказался некий Гиперид, бывший любовник Фрины.
Беспристрастный трибунал был непреклонен. Тогда Гиперид быстрым движением сорвал с Фрины одежды и она предстала перед лицом изумлённых судей во всей своей великой красоте.
Во имя совершенства женской красоты, во имя процветания греческой эстетики, которую греки боготворили, с Фрины были сняты все обвинения. И, естественно, она не замедлила представить знаки благодарности своему спасителю.
Трудно что-либо предполагать, но попробую всё же, опираясь на скудные факты биографии этой супер-гетеры, заметить, что Фрина любила Гиперида, ибо это событие так настоятельно описано современниками.
Фрина была сказочно богата. Она воздвигла несколько храмов и других зданий в Коринфе и предложила феспийцам восстановить их разрушенный город за свой счёт с одним лишь условием, чтобы на стенах его было начертано: «Александр разрушил Феспис, а Фрина выстроила его вновь». Гордые соотечественники отказались от предложенного гетерой золота на том основании, что оно получено проституцией. Спорный вопрос, если вспомнить, что после смерти статую Фрины, отлитую из чистого золота самим Праксителем, поместили в храме Дианы в городе Эфесе.
Поистине, порой и не поймешь: кто ж более велик – мужчины или их возлюбленные?

2. Аспазия
«Перикл заболел осенью. Страшная эпидемия уже угасла, и он стал одной из последних её жертв. Внешне болезнь протекала легко, но организм пожилого человека – а Периклу было уже за пятьдесят — не мог побороть недуг. Аспазия искала помощи везде, даже обратилась к магии и чарам, хотя за несколько лет до этого она предстала перед судом по обвинению в неверии». (А. Кравчук, «Перикл и Аспазия», пер. с польского, Наука, 1991)

Аспазия родилась в Милете, столице веселья и куртизанок. Переехав в Афины, Аспазия всячески распространяла там свободомыслие. Природа наделила женщину красотой и множеством талантов. Она появлялась в людных местах, окружённая толпой гречанок, молодых, воспитанных, красивых, но таких же гетер, как и она сама. Аспазия со своей очаровательной свитой имела огромный успех. С появлением Аспазии и её подруг Афины действительно стали центром удовольствий, а в доме Аспазии собирались все выдающиеся люди Эллады, они спорили о вопросах философии, литературы и искусства. Сократ, Перикл, Алкивиад, Фидий и вообще вся мужская часть высшей афинской аристократии, были частыми гостями в доме знатной куртизанки. Матроны и их дочери ради Аспазии забывали о правах и обычаях своей страны. «Они шли туда, чтобы слушать речи Аспазии о её нечестивой жизни – нечестивой потому, что она и окружающие её девушки торговали своим телом» (Плутарх, «Жизнеописания»). Пожалуй, характеры цариц так не влияли на умы подданных, как характер Аспазии отражался на афинянах. Она управляла делами народа, решала вопросы искусств, влияла на жизнь мужчин, была законодательницей мод для женщин.
В ней «гетеризм» получил своё высшее выражение. Век великого Перикла был и веком Аспазии. Она настолько подчинила себе Перикла, что тот развёлся с женой и женился на Аспазии. Куртизанка добилась участия в политической жизни Греции. Непрерывными кровавыми войнами греки были обязаны только Аспазии. Даже примирения в войнах не могли состояться без ведома Аспазии, так как она присутствовала на поле битвы со своим отрядом вооружённых куртизанок. Они служили Аспазии для передачи её приказаний военачальникам. Часто посланниц Аспазии полководцы осыпали в награду золотом и драгоценными камнями.
Деспотичный характер Аспазии снискал ей множество врагов, особенно среди женщин. Её философия была признана безнравственной, и она предстала перед ареопагом по обвинению в оскорблении богов. Она была бы осуждена, но Перикл лично являлся на судилище и слезами смягчил сердца судей, чем спас её от неминуемой жестокой кары.
После смерти Перикла Аспазия не оставила своей профессии, долго сохраняла свою власть, настолько сильную, что её новый любовник, молодой и богатый Лизикл, смог занять влиятельное положение в Греции.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Е. Дюпуи. Проституция в древности и половые болезни.– СПб., 1907.
2. Государственный Русский музей.– Л.: Аврора, 1991.
3. Популярная художественная энциклопедия, «Советская энциклопедия», 1986.

Публикуется по изданию: журнал «Русский Джокер», №6–7, 2000 г.