Та клята каша!

Борис Ящук
О т   т а     к л я т а    к а ш а !






        Почему –то  мне  летом не хочется  ехать в  лагерь на  море… Лучше  к дедуле  в  село.  Он хоть и  старенький, но мой самый лучший друг. А ещё  его люблю за то, что он никогда не заставлял  меня есть кашу.  Когда родители в очередные каникулы грозили путёвкой на моря, я решительно обещал, что даже из поезда сбегу к деду… Родители поверили и отправили  в  село…
     И  вот я  уже  у  дедова плетня.  Бабуля  в это время вешала на  кол свою любимую макитру, чтобы высохла, и поснимала  мытые глечики  для молока и сливок… А дед  сидел под навесом и что-то клепал на наковальне. Баба  радостно утопила меня в своих объятиях  и  меня окутали родные запахи парного молока, душистой паляныци и  свежего укропа… В этом вся  бабушка  - то корову подоит, то хлеб испечёт, то в огороде снуёт  и оттуда эти с детства знакомые  запахи.  А  деда, увидев меня, отложил  молоток, вытрусил из погасшей  люльки  пепел и  упрятал   её в  кисет с  самосадом, а только потом подошёл ко мне  и по-взрослому поздоровался со мной. И хотя я уже взрослый (скоро одиннадцать), но моя «большая» ладонь  утонула  в дедовой, горячей и шершавой от работ.
      «Здоров будь, онучек!» - весело  прогрохотал он своим   мощным  баритоном. Ну и голосище у деда, хоть бы мне такой!  Мне так нравится, когда мы с дедом вечером распеваем его любимые военные  и козацкие песни. Деда столько их знает, что мне и не снилось. И вообще с дедом так интересно, он такие истории знает! Одна беда, многие он рассказывает на своём родном языке ,- он родился  под Полтавой, а я  в  Самаре и ещё плохо знаю украинский язык, но всё равно деда как начнёт «балачки», то так бы до утра и слушал   его.
       И  уже  совсем по-домашнему  увлёк  меня  в  беседку, всю увитую хмелем, который уже  выбросил маленькие шишечки. Я знаю,- когда они созреют, бабушка бережно соберёт их  в  мешочки… Оттуда они будут кочевать в хлебное тесто и в дедулин  самогон. А  дед  , усадив меня  за стол, стал  «колдовать», приговаривая:
    « Зараз наш козаче поснидае, бо с пустым брюхом  ничого не буде!»  Бабушка забегала за  едой  в летнюю кухню, но дед  распорядился по-своему: « Нэ гомоны, Катруся! Мы самы  розберемося, чим онука  пригостыты!» И стал отрезать  большими скибками  ноздреватый душистый  хлеб, выкладывать из корзинки  громадные помидоры, которые здесь называли «кнышами», принёс прямо с грядки зеленого лука и поставил на стол полную солонку с крупной солью.    «Ось и сниданок козачий!. Кращего не бувае!» Пока мы  с дедом баловались «козачим сниданком», бабушка  готовила  настоящий  обед. Когда она готовит, то  по одному запаху, доносившегося с  летней печурки было понятно, что угощать нас  бабушка Катя будет украинским борщём, заправленным старым толчёным салом,  жареным  курчонком  и  душистой  гречневой  кашей, которую бабушка заправила сливочным маслом  от нашей  бурёнки.  Когда  дед  учуял запах гречки, он   недовольно заворчал: «От  клята  каша!»  Я  конечно каши не очень люблю, но иногда с удовольствием  съём  тарелку  гречневой  каши. Чего же деда так не любит кашу?
Допивая  бабушкину ряженку, я  , наконец спросил дедушку почему он так не любит кашу. Тот после обеда набил свою люльку  самосадом,  прикурил лучиной из печурки и усадил  меня  рядом  с собой! И хотя меня окутало  дымом дедовой люльки, я терпел и ждал  рассказа. Дед пососал свою трубку, потом отложил её на край стола и сказал: «Ну, слухай   Ивасику!»   
       Дедушка  служил  на  Полесье  около города  Житомира  в   зенитно-ракетном дивизионе, который  охранял наше  небо  от  вражеских  самолётов и  ракет. Но дедушка  был  ни  зенитчиком, ни   радиооператором, он  их  всех сам охранял и должность у него была  серьёзная  - он был собаководом( тогда  ещё не звали  его кинологом) , Для  собак он был тоже начальником, небольшим, но начальником – у него было  четыре овчарки, которых он  выводил на  посты  охранения, кормил, и дружил  с ними… 
       От  така  доля   у  мэнэ  онученько!  У  тому дивизиони,  уси  узялыся  шуткувати з мэнэ,  особливо   лейтенант   Карасик – такий  ехидный перец  у погонах….»
 
     - «Так от, слухай дали!  Одного  разу покликал мене той Карасик и каже – Петренко, бегом  в  мастерскую и  принеси  дифцепочку*. Я  пишов та у  литовца  Маляускаса спросив ту  цепочку, а тот разреготався и  послал мене подальше. Отож думаю, що выручу того командира, пишов у свою кладовку , та откусыв  кусок ланцюга для  собак и  прынис  до того лейтенанта. А тот тоже так  захихикав, що аж  руки у мене зачухалыся, натовкти по тыкви  того начальныка!»  Не знаю чего от деда хотели, но мне так кажется, что его  просто хотели  обидеть  -  он ведь простой  сельский хлопец. 
      Ну  деда, я же тебя  о каше спрашивал! – не выдержал внук. « Ич  який нетерпляка – слухай  дали уважно!» Да я и  так внимательно тебя слушаю. А причём каша, а?
Слухай, слухай!  На  другому годи моий   службы  чогось нас  так погано  годувалы,  поганише чим моих цуценят!  Ни тоби якойсь каши, ни пюре картопляного, або горохового., ни борщу.  Сама  гарна страва – це  чай с цукром,та  житний  хлиб.  Хоч  бы  якусь кашу далы!  Одного  дня таки далы  щось таке, чим   шпалэры до стин клеють.  Така гидота -  перевернешь тарилку, а та каша так  прилипае, що нэ отдэрэшь!  От на  мое лыхо, черговым офицэром був той самый Карасик. Ось я и пишов  до нього з той тарелкою та и кажу: Товарищу лейтенант, дивись-ко  яку  липучку нам йисты  дають! – и перевертаю ту кляту кашу над  його головою.  Так  та каша на той раз отлыпла вид тарелки  и  впала на вумну  башку нашого  начальника! Алэ я ж того не бажав, вона сама найшла соби мисце.  А дидови твому тэж знайшли   мисце   - його назва – гауптвахта. Аж на  уси десять диб послалы до каталажки .  Алэ третього  дня  привэзлы назад  -  мои  собакы  бэз мэнэ  никого до сэбе не допускалы и  йижу з чужых рук  не приймалы.  Алэ  з того  часу      ниякои  каши   твой дид  нэ кохае!  *Дифцепочкой в радиотехнике называют соединение сопротивлений и конденсаторов определённой последовательности.