Долг

Ирек Фатхелисламов
              Война в окно моего дома постучалась, когда мне исполнилось 16 лет. Особенно близко и остро почувствовал её дыхание после того, как пережил бомбёжку нашего Озёрского хлопчатобумажного комбината. Когда она началась, я побежал к проходной, где увидел страшную картину. Из-под обломков рам и разбитых стёкол поднимались на ноги окровавленные рабочие дневной смены.
              Покружившись ещё некоторое время над комбинатом, фашистские бомбардировщики улетели.
              Такой была первая и страшная встреча совсем юного человека с войной. Будучи учеником электросварщика, я одновременно  обучался и военному делу. А в декабре 1941 года был зачислен бойцом в 57-ой Озёрский истребительный батальон УНКВД Московской области.
              До зачисления меня в батальон, я работал электросварщиком. Основной задачей истребительного батальона была борьба с вражеским воздушным десантом и диверсантами, шпионами и дезертирами. Бойцы ходили по лесам, деревням, рынкам и проверяли документы, охраняли важные объекты в тылу советских войск.
              Там, где в детстве беззаботно бегали с мальчишками, купались, играли, собирали грибы, пришлось сражаться с непрошеными гостями в фашисткой форме.
              Так продолжалось до января сорок третьего. А потом я, выполнив свой долг под Москвой, попал непосредственно на фронт, 1-й Белорусский. Было мне всего-то восемнадцать лет.
              Часто меня спрашивают: «Страшно ли было на войне»? Я всегда отвечаю предельно честно и по-военному коротко: «Да, было страшно. Временами очень страшно, за себя, за товарищей, за отчий дом. Но понимание воинского долга помогало преодолеть страх и идти в бой, выполнять задачу».
              Помню эпизод на плацдарме за рекой Одер в Германии. Под утро мы на автомашине подъехали к первым домам деревни Фогельзанг (в переводе с немецкого – «птичье пение»). Я как командир пулемётного расчёта руковожу разгрузкой, а наводчик с подносчиком патронов увозят крупнокалиберный пулемёт на огневую позицию.  Вдруг наводчик возвращается и докладывает: « Товарищ сержант, за забором фашисты!». Бежим с ним к пулемёту и ложимся. Я заряжаю пулемёт, наводчик показывает на немецкие каски, маячившие за забором. Нажимаю на спусковую скобу и длинной очередью прошиваю забор и фашистов. Однако и нам досталось: попали под артиллерийский обстрел. Но вышли живыми из боя.
              Хорошо помню ещё один бой. На станции Маневичи на Украине идёт разгрузка прибывшего пополнения. В мае дни длинные, но уже время позднее, смеркается. Издалека доносится натужный прерывистый звук, характерный для немецкого бомбардировщика. И в самом деле, он заходит на бомбёжку станции. На большой высоте сбрасывает САБ - светящиеся авиационные бомбы. Потом летят фугасные. Наша рота занимает огневые позиции в 20-30 метрах от крайних рельсов. Весь полк ведёт заградительный огонь, трассирующие снаряды и пули создают настоящий ночной фейерверк. В итоге серьёзного урона немецкий бомбардировщик станции не нанёс.
             Или вот такой фронтовой эпизод. Мы охраняли переправу через реку Одер. Большая часть пулемётов стоит на земляной дамбе, а мой пулемёт в двух метрах от деревянного моста. На бомбёжку немецкие «Юнкерсы» заходят по 20 машин.  «Мессеры» кружат рядом. Пикируя, «Юнкерсы» сбрасывают бомбы, но так как по ним стреляет зенитный полк, немецкие лётчики не попадают по мосту. Бомбы разрываются в заболоченном месте, и поэтому наш расчёт не поражается.
            
             Вот из таких эпизодов складывалась история Великой Отечественной войны. Много и всякого пришлось увидеть и пережить Виктору, в том числе и страх. Но он не смог преодолеть такое ёмкое понятие как долг. Именно долг, любовь к своей семье, малой и большой Родине помогали преодолевать трудности и лишения. Рождали смелость, мужество, стойкость воинов и на рубежах обороны Москвы, и маленькой деревушки, в тылу противника и в наступлении.
             Потому мы и Москву, и страну отстояли, непрошеных гостей выдворили. Мы победили.
            

             Из досье автора:

             Виктор Иванович Соколов, 1925 года рождения, капитан в отставке, уроженец с. Клубня Каширского района. В ряды РККА был призван в 1943, демобилизован из Вооруженных Сил СССР в 1958 году. Прошёл боевой путь от Москвы до Одера в должности командира расчёта крупнокалиберного пулемёта. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями, в том числе «За оборону Москвы».

             В Ступине проживает с 1958 года. Его трудовые годы, в основном, связаны со Ступинским металлургическим комбинатом.