Логово Логоса

Сергей Владимирович Жуков
                Логово Логоса


    В книге 7-й главного сочинения Платона «Государство» говорится о пещере, в глубине которой пребывают люди, видящие не истинные образы, но лишь отражения светоносных идей. 
  Земной мир, по его глубочайшему убеждению, есть не что иное, как пещера, обитатели которой видят не истинные идеи, но их отражения на мрачных стенах. В  пещере до определённого времени пребывают все люди. 
 
   Впрочем, позволю себе привести обширную цитату: «Поэтому вы должны, каждый в свой черёд, спускаться в обитель прочих людей и привыкать созерцать тёмные стороны жизни. Привыкнув, вы в тысячу раз лучше, чем живущие там, разглядите  и  распознаете, что представляет собой каждая тень и образ чего она есть, так как вы  уже раньше лицезрели правду относительно всего прекрасного, справедливого и доброго. По мнению философа, государственные практики-управленцы, равно как и теоретики-законотворцы, которых он именует философами, должны непременно побывать  внизу. Философы же в идеальном государстве Платона необходимы, прежде всего, для нужд самого государства, а точнее, для управления им.
  Для того, чтобы увидеть тех людей, плодами труда которых питается элита, чтобы едва ли не пощупать мощные корневища общественного древа, молодые мыслители обязаны снизойти в «пещеру».
 
    Что же это такое - пещера мира, могущая стать не только приютом, но и склепом?
«Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней». Иоан.11.38. Так описан в Евангелии от Иоанна один из моментов воскрешения Лазаря, само восстание из мертвых которого, равно как и предыдущее захоронение, совершилось в пещере. «И сняв его, обвил  плащаницею и положил Его во  гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен...» Лук. 23.53.
 
   Таким образом,но только рождение, но и погребение самого Иисуса Христа произошло именно в пещере или искусственном гроте, высечением в скале. Многие христианские монастыри размещались в подземельях, как, например, известней Киево-Печерская лавра.
 
   Святой Антоний Печерский основал подземные монастыри у Ильинской церкви города Чернигова. 
 
   Спелеология - так называется современная наука о земных /геологических/ пещерах, представляющих собой разломы земной коры или карстовые вымоины. Само слово "спелеология" звучит как склепология. Однако и в самых глубоких и укромных гротах  есть жизнь, и спелеологи усердно изучают её - бледную, словно спеленатую.
 
    Находясь в нижних слоях общества, молодые философы становятся своего рода социальными спелеологами, исследующими, словно спекшуюся народную утробу. Итак,  философ, в юности побывавший в "пещере" и укрепившийся там для грядущей деятельности, возвращается наверх. "Донное" пребывание дарует человеку не всегда обширное и полное, но всё-таки истинное знание, сопряженное с верой в единого Бога. Как бы ни грандиозны были знания человека, пестуемого на свету, они всё равно не станут достаточно глубокими...
 
    Древнегреческий миф о Тезее и Минотавре представляет, по-моему, ещё одну грань "пещерного" символа. Лабиринт, сооруженный критским царем Миносом, есть не что иное, как искусственная пещера, в недрах которой таится быкоголовое чудовище, пожирающее жертвы, периодически приносимые ему.
Сын афинского владыки Тезей /Тесей/ решился проникнуть в лабиринт, этот дворец - темницу, для того, чтобы убить Зверя. Само имя героя отнюдь не случайно созвучно  древнегреческому слову "тезис", что буквально означает положение или утверждение,  нуждающееся в защите или доказательстве. Вместе с тем у Гегеля это исходная: ступень диалектическо развития.
 
   Итак, тезис - это не что иное, как оформленный логос, само образование и становление которого вершится в смертной тьме пещеры при схватке с воплощением ужаса.
  Тезей доказывает свое право на жизнь только путем жестокой сшибки с подземным  жрецом. Не пассивное ожидание жертвы в пещере необходимо человеку, но жертвенное сражение,  которое должно произойти в глубинах Духа.
 
    Таким образом,созидается "теозис" или обожение человека, не обожествление, а именно обожение, то есть проявление Божественного начала в человеке путем огненной  закалки /обожжения/. Важно то, что Минос после своей смерти был предназначен судить мертвых в царстве Аида вместе с Эаком и Радамантом. Значит, Минос - судья, то Минотавр всего лишь исполнитель приговора.
 
   Хорхе Луис Борхес в одном из своих эссе повествует о Минотавре, который родился  от любовного союза царицы Крита с белым быком, по велению Посейдона вышедшим из  моря. В этом  же опыте Борхес говорит о Данте, вообразившем Минотавра с головой  человека и туловищем быка. На самом  же деле Минотавр быкоголов. Это быкочеловек,  в отличие от героя Тезея, который в итоге схватки становится носителем Логоса.
 
   Далее Борхес предполагает, что возможно, слово лабиринт происходит от названия обоюдоострого топора "лабрис". Но есть еще созвучные лабиринту слова, например, в  латинском "лабораре" значит работать, а также "либералис" - свободный"! Неслучайно  труд родственен свободе. Именно он созидает её. Это выход из западни, воздвигнутой  самим человеком.
 
    Однако вернемся к пещере. Зевс - главный бог языческой Греции в своем раннем детстве укрывался от отца – кровожадного Кроноса /олицетворения времени/ в пещере   Диктейской горы все на том же острове Крит.
 
    Кереньи - венгерский последователь Юнга в своем эссе "Предвечный младенец в предвечные времена" сообщает о том, что бог Гермес родился в пещере.
  Иисус Христос - воплощенный Логос, родился в хлеву, находящемся тоже в пещере... 
Теперь о взаимодействии Логоса и логова, или пещеры и смысла.
 
   Пещера, хранящая сокровища разбойников в известной арабской сказке про Али-бабу, отверзается при посредстве слова сим-сим, означающего кунжутное семя. Здесь слово  служит не только ключом, открывающим двери, но и зерном истины.
   
   Кроме этой пещеры с довольно роскошным материальным содержимым, есть вместилища  духовных богатств: храм Аджанты в Индии, Абу-симбел в Египте, город Петра в Иордании, Гегард в Армении. Все они высечены в скалах...

    "Человек полагает предел  тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной." Иов.28.3.
Какой же камень ищет человек, не тот ли самый легендарный философский,посредством   касания к которому алхимики желали все обращать в золото?
Словом, Логос отыщет смертный в "пещере" и с его помощью раскроет тайну бытия.

     "Я призывал имя твое, Господи, из ямы глубокой." Плач. 3.55. Действительно, о Боге люди часто вспоминают, лишь низвергаясь в бездну.
 
    Пророку Илии Бог открылся в одной из пещер горы Хорив. "И вошел он там в пещеру,  и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и  сказал ему Господь: что ты  здесь, Илия?"3 Цар.10.9.
 
   Пророк Иона на краткое время был поглощен китом, чрево которого не что иное,  как плавающая пещера.
Нахождение в ките было даровано Ионе для обретения пророческого дара.

   Подобным же  образом легендарный пророк финского народа добывал недостающие слова песни и заклятия, необходимые для постройки лодки.
        "Старый, верный Вяйнямейнен,
         Как напевы эти понял,
         Как наслушался он вдосталь,
         Как набрал хороших притчей, -
         Порешил скорее выйти
         У чудовища из чрева,
         Изо рта у великана,
         Из груди у чародея" 
 
   18-я сура Корана озаглавлена "Пещера". Вся эта сура посвящена рассмотрению мистерии возрождения. В данном случае Карл Густав Юнг говорит о пещере "как о месте возрождения" Хадир /зеленый/ - свет, который рождается во тьме. Тьма может быть  укрытием света, но свет не может таить мрак.

   Живот пережёванную пищу переваривает и пережигает подобно живой печке. На старославянском печь не зря произносится как «пещь». Печень же, посредством которой и происходит расщепление пищи, согласно мнению святого Григория Нисского, есть наряду с головой и сердцем один из важнейших органов человеческого тела.
 
    И снова созвучие: печь и печень. Печень печёт пищу, принятую внутрь, готовя её к усвоению. Но и на духовное состояние человека оказывает влияние печень, разливая  желчь и тем самым усиливая и даже вызывая гнев - один из самых страшных грехов.

   Но живот женщины исполняет ещё и другую важную функцию - труд деторождения. Иисус Христос, хотя и был зачат непорочно, но родиться всё же должен быть по человечески.
Так же за внешней сумрачной личиной человека может скрываться яркая душа.
                «...Простим угрюмство - разве это
                Сокрытый двигатель его?
                Он весь - дитя добра и света,
                Он весь - свободы торжество».
                А.Блок.
 
   Интересно сказал по этому поводу великий английский мыслитель Ф.Бэкон: «Ну а у  нас, хотя мы живём на земле и  взираем на небо, души заключены в пещере нашего тела…»
 
    «Тело твоё - пещера голоса твоего…» Это голос Марины Цветаевой. Как же созвучны слова голос и Логос. И состоят они недаром из одних и тех же звуков и букв. Поэтесса Лариса Васильева недаром придумала даже такое наименование «звуква».
 
   Итак, существует и внутренняя пещера,а именно животная наша утроба. Принимая или  вкушая жирную и обильную пищу, человека словно расширяет пещеру, угрожающую пожрать его изнутри. Один из грехов человеческих - чревоугодие или попросту сказать, обжорство. Как в подземной пещере, так и во чреве черви обитают. 
 
   И слова «чрево» и «червь» звучат почти одинаково. Чревато - так говорят про то, что таит угрозу. Внутренняя телесная пещера требует пищу. Пища и пещера - ещё одна дихотомия.
  Зев пещеры чем-то с родни зеву хищника. Оскалиться злобно - ощериться.
 
    Прекрасное библейское именование пещеры - вертеп превратилось в синоним кабака   или даже борделя, где пьянствуют, обжираются и блудят. Вертится человек в вертепе   внешнем и на вертеп внутренний как на вертел насажен.
               
                Здесь на свете лучше радость,
                На земле приятней песня,
                Чем в полях подземных тёмных,
                В мрачном Туонелы жилище!»
 
    Так говорится в Калевале. Значит, и в мрачных глубинах подземного мира звучат  песни. Наверное, звучание песен подобно сиянию того самого света в конце туннеля,   узреть который так жаждет человек, оказавшийся в  пещере.

   Кстати, само слово  «туннель»  не   является   ли   производным   от  финского   Туонела.  Туннель  есть не что иное как пещера, имеющая не только вход, но и выход. Впрочем, из   любой пещеры есть вход. Иногда пещера схожа с неким подземным или подсознательным   трамплином. Для того, чтобы прыгнуть выше и дальше спортсмен - лыжник словно ныряет вниз с головокружительной высоты. Трамплин - параболоид.
 
   Пещеры тоже имеют перепады высот. Вначале это невинный грот, украшенный  сталактитами, затем  лабиринты ходов, подземные реки и озёра, часто преграждающие   путь исследователю. Возможно, спелеологи согласятся со мной в том, что зачастую  пещерное путешествие подразумевает стремление вперёд и вперёд.

   Движение  часто   понуждает  протискиваться  сквозь   узкие  щели   бытия.  Подобно  этому и на  духовном пути люди часто подвизаются, войти «сквозь тесные врата». Лук. 13.24.