Коренной народ Европы

Николай Пропирный
Можно ли считать коренным народом Британских островов англичан — в большинстве своем потомков норманнов, захвативших в 1066 году земли саксов, захвативших задолго до этого земли кельтов? Или коренным населением Египта арабов, вторгшихся в VIII веке под зеленым знаменем на занятые македонцами земли фараонов и сегодня называющих себя египтянами? О WASP-американцах даже и говорить не будем — с ними в этом вопросе все понятно. А вот русские в Сибири, пришедшие или, лучше сказать, вломившиеся в ханство Кучума при Иоанне Васильевиче, — они коренной народ? Или наоборот — татары в Поволжье, раз они пришли туда только в 1242-м с Батыем?..

Что касается континентальной старушки Европы со всеми ее бесконечными переселениями народов, то тут достаточно вспомнить пришедших с Волги венгров или болгар под водительством доблестного хана Аспаруха. И ничего — пришли и укоренились. Как норманны в Англии, как множество иных прочих. А вот евреи неизменно остаются в общем мнении народом для Европы не коренным, хотя присутствуют в различных ее странах не одну сотню лет.

Разные словари определяют коренной народ по-разному: «исконное население территории», «народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков» и т.п. Если в качестве критерия «традиционного проживания» взять время пребывания или время появления на территории, то евреи окажутся отнюдь не последними в списках нынешних народов Европы.

Пробежимся по некоторым странам континента. Если верить только документальным свидетельствам и оставить в стороне легенды, раньше всего евреи появились на территории Италии. Центром еврейской жизни Римской империи была столица, а уж оттуда евреи постепенно распространились по всем римским провинциям. Первое точное сведение о большом числе евреев в Риме относится к 139 г. до н. э., когда претор Гиспал… изгнал их из города. Стало быть, было кого изгонять… А вот Цезарь относился к римским евреям весьма благосклонно — он даровал им свободу совести и позволил отправлять деньги для религиозных целей в Иерусалим… Еще одно свидетельство: когда после смерти Ирода Великого (4 г. н. э.) из Палестины в Рим прибыла еврейская депутация, послов встретила толпа из 8000 соплеменников.

Заглянем на британские острова. Известно, что евреев из Англии безжалостно изгнали в XIII веке, но это опять-таки означает, что было, кого изгонять. Так, в грамоте короля Витглафа (833 г.), данной им монахам Кройланда, имеются ясные указания на то, что монастырь получил в дар от евреев землю.

По сообщению летописи, Вильгельм Завоеватель, захватив Британию, привез с собой евреев из Руана. И это понятно: беспокойному герцогу в новообретенной стране были нужны не только воины, но и те, кто будет платить налоги, — торговцы и ремесленники.

Германия. Легенды утверждают, что в некоторых городах, например в Вормсе, евреи жили с I в. н. э., если не раньше. Фактически же первые сведения относятся к IV в.: о существовании еврейской общины в Кельне свидетельствует одно из распоряжений императора Константина от 321 г.

Об изгнании евреев из Испании знают многие, равно как и о золотом веке испанского еврейства под арабским владычеством. Меньше знают о том, что было до арабов. Легенды гласят, что евреи жили здесь еще в эпоху царя Соломона. Впрочем, возможно, это придумали сами же местные евреи, чтобы избавиться от обвинений в распятии Иисуса. Во всяком случае, Гренада называлась еврейским городом, так же как и Таррагона до взятия ее арабами (711 г. н. э.). А Толедо (само имя напоминает еврейское «Толедот» — «поколения»), по преданиям, был построен евреями, изгнанными из родных мест Навуходоносором. Толедо имел для изгнанников значение нового Иерусалима, и они даже основали вокруг него города с такими же названиями и на таком же расстоянии, как от Иерусалима. Эскалуна, Макведа, Иопес и Ацеке, по легенде, были построены в воспоминание о палестинских Аскалоне, Македе, Иоппе и Азеке.

В любом случае, евреи жили в Испании еще до упрочения там вестготов. Кстати говоря, с христианами и язычниками они жили в мире и дружбе, что вызывало недовольство высшего духовенства. И в 306 г. собор в Эльвире под председательством епископа Кордовы Озия воспретил христианам вступать в общение с евреями и даже — значит, было, что запрещать, — заключать с ними браки…

Франция. Первые документированные данные о жизни евреев в Галлии относятся к IV в н. э., но можно предположить, что они жили там и раньше. В жизнеописании епископа Пуатье Гилария (умершего в 366 г.) ему воздается должное за то, что он избегал общества евреев. Декрет императоров Феодосия и Валентиниана от 9 июля 425 г., обращенный к префекту Галлии Аматию, запрещал евреям и язычникам посвящать себя судебной деятельности и занимать государственные должности.

Теперь, что касается Руси. Как доказывает пергамент, обнаруженный в генизе (хранилище пришедших в негодность свитков и книг) каирской синагоги, в первой половине X в. в Киеве уже существовала еврейская община. Письмо, которое ученые датировали 930 г., рассказывает «городу и миру» о горькой участи одного из членов общины, попавшего в долговую тюрьму. Подписано оно членами общины во главе с Авраамом га-Парнасом.

И это коротко и только о нескольких странах. Так как же: тысячелетнее присутствие — это много или мало, или иначе — достаточно ли, чтобы считаться коренным народом?..