Легенды подводной войны Г. Дрожжина

Герман Андреевич Ануфриев
     «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны». Так называется одна из книг Геннадия Дрожжина, ветерана – подводника, работника  Главного Управления навигации и океанографии Министерства Обороны, члена Президиума  Объединённого совета ветеранов – подводников ВМФ.

Согласно аннотации, автор активно и плодотворно работает в исследовании «белых пятен» в истории ВМФ, публикует некоторые неизвестные или забытые страницы его героического прошлого, в частности подводников, защищает их от клеветнических выводов и измышлений «новых» историков, пытающихся рассматривать классическую историю ВМФ с новых позиций.

Книга рассчитана на широкий круг читателей и, являясь одним из них, помня об исследовании автором «белых пятен» в истории ВМФ, решил, прежде всего, ознакомиться с главой, посвящённой  подводникам Северного флота в годы Великой Отечественной войны.

Геннадий Дрожжин добросовестно изложил всё, что ранее было опубликовано о действиях подводников Северного флота, разумеется, с позиций «классической истории ВМФ», как уже было сказано в аннотации.  Причём утверждая и доказывая их бесспорное превосходство над противником, автор настолько увлёкся, что сотворил уже собственные мифы и легенды, выдавая их за достоверные факты.

 Приведу несколько примеров.  В начале октября 1941 года подводная лодка  «М-171» под командованием В.Г.Старикова проникла в гавань Лиинахамари и атаковала два транспорта, стоявшие у причала. На выходе из фиорда лодка попадает в противолодочную сеть. Немцы обнаружили подводников, стали бомбить, затем бомбёжку прекратили, ожидая всплытия лодки.

 Неоднократные попытки вырваться из западни, обойти сеть были безрезультатны. Находящийся на борту дивизионный штурман Семёнов предложил командиру, учитывая прилив, пройти над сетью на перископной глубине, что и было сделано. Лодка перевалила сеть на перископной глубине и ушла незамеченная кораблями ПЛО противника.

 «Как могло случиться, что вы вошли в гавань свободно, а на выходе попали в сеть?»- спрашивал адмирал А.Г.Головко В.Г.Старикова.  «По-видимому, в месте нашего прохода был разрыв в заграждении, мы проскочили сквозь него, а вот на обратном пути туда уже не попали» - отвечал командир «М-171». ( Н.И.Виноградов «Подводный фронт», 1989, стр. 55 ).

  Дрожжин категорически не согласен с командиром «М-171». Цитирую : «После атаки «М-171», нырнув на глубину 18 метров, полным ходом пошла на выход из гавани. Немцы, подняв тревогу, успели перегородить выход из гавани противолодочной сетью». Утверждение для бывшего военного моряка, мягко говоря, наивное и несерьёзное.

 В своё время мне приходилось заходить в Лиинахамари. Вход в Печенгский залив достаточно широк, с большими глубинами, и постановка на входе глубоководной, стальной противолодочной сети – работа трудоёмкая, требующая весьма солидных временных затрат.

 С изумлением читаю дальнейшее развитие событий : «Командир принимает решение всплыть в надводное положение. На глазах ошеломлённых немцев лодка всплывает, проходит над сетью, а потом снова погружается и отрывается от преследования кораблей ПЛО».  Создавая подобную легенду, автор невольно оглупляет сильного, опытного и жестокого противника с которым мы воевали долгие четыре года.

 Трижды наши подводники проникали на акваторию Лиинахамари, автор последовательно перечисляет их : « 21.08.1941 г. «М-172» ( командир И.И.Фисанович ) прорвалась в Лиинахамари, с дистанции 7 кабельтовых произвёл залп одной торпедой по транспорту, стоявшему на рейде. Транспорт взорвался и затонул.

 26.09.1941г. «М-174» ( командир Н.Е.Егоров ) прорвался в Лиинахамари, произвёл атаку по транспортам, стоящих у пирсов. Лодка находилась на такой близкой дистанции, что  огонь по ней был открыт не только из орудий и пулемётов, но и винтовок.

 И, наконец, 02.10.1941 г. «М-171» ( командир В.Г.Стариков ) Лодка нанесла удар по двум, находящимся там судам. Оба судна быстро ушли на дно». Командир бригады подводных лодок С.Ф. Н.И.Виноградов описание прорыва в Лиинахамари публиковал неоднократно, наиболее подробно в книге своих воспоминаний «Подводный фронт», Москва, 1989 г.

 Нельзя не заметить, что во всех публикациях отсутствует главное : нет ни единого слова  о конкретных результатах торпедных атак «малюток», после столь рискованных и опасных прорывах на рейд Лиинахамари, что совершенно не удивило и не насторожило Дрожжина, приводящего немало выдержек из книги адмирала Виноградова.

О постигшей обидной  неудаче «малюток» стало известно в 1943 году после запроса начальника ГМШ контр- адмирала Ю.А.Пантелеева в адрес начальника штаба С.Ф. : «Прошу сообщить для доклада НКВМФ на основании каких наблюдений или каких-либо данных – штабом С.Ф. в оперсводке № 188-41 доносилось, что ПЛ «М-174» потопила 2 транспорта противника в районе Петсамо.

  К запросу прилагались показания военнопленного из состава  55 противотанкового дивизиона вермахта, подразделение которого в сентябре 1941 года выполняло роль противокатерной батареи на рейде Лиинахамари. Согласно этим показаниям атака советской подводной лодки была безуспешной».

 В результате произошедшего масштабного разбирательства 15.07.43 года  начальник штаба С.Ф. дал указание командиру бригады ПЛ об исключении из списка торпедированных в Петсамо в 1941 году транспортов подводными лодками  «М-171», «М-172», «М-174».  (М.Морозов. «Подводные лодки ВМФ СССР  в Великой Отечественной войне 1941 – 45 гг. часть 3. Северный флот», стр. 80-81)

 Добавлю, что Г.Дрожжин не может не знать этого, но продолжает выдавать желаемое за действительное.  Следующий пример : В феврале 1942 года подводная лодка  «Щ-403» вышла в очередной поход с заданием  высадить в тылу у немцев разведгруппу, далее действовать в районе Порсангер – фиорда.

 Ночью разведгруппа была погружена в резиновые шлюпки и отправлена к берегу противника. Гребцами на шлюпках были назначены старшины Широков и Климов. Назад они не вернулись, на сигналы не отвечали. После длительного ожидания командир был вынужден уйти на боевую позицию. ( фамилии не вернувшихся старшин следует запомнить )

 Ночью 19 февраля «Щ-403» вела поиск противника в надводном положении, на мостике вахтенный офицер Шилинский, рулевой, сигнальщик. Внезапно лодку атаковала группа немецких кораблей, оказавшаяся в двух кабельтовых. Шилинский, опасаясь тарана начал маневрирование, вызвал командира.

 На мостик поднялись командир С.И.Коваленко, штурман Беляев, военком. Немцы открыли огонь, ранив командира, штурманом была дана команда срочного погружения, все бросились вниз.  В этот самый напряжённый момент порядок на мостике оказался недостаточно чётким и раненый С.И.Коваленко остался наверху в лимузине.

 При погружении лодка получила таранный удар, была атакована глубинными бомбами, но сумела уйти и вернуться в базу, к сожалению, без командира. ( И.А.Колышкин  «В глубинах полярных морей», Москва, 1970, стр. 123 ).

  Всё то же самое в трактовке Дрожжина : «19 февраля «Щ-403» обнаружил минный заградитель в сопровождении двух кораблей ПЛО. Минный заградитель успел открыть по мостику лодки огонь, в результате чего раненый командир лодки и двое старшин оказались за бортом.

 Впоследствии выяснилось, что ни командир лодки С.И.Коваленко, ни старшины Климов и Широков не погибли. Все они  были в бессознательном состоянии подняты из воды и пленены».  Автора совершенно не смущает, что названные старшины, выброшенные по его воле за борт вместе с командиром, были оставлены на берегу с разведчиками в другом районе и на лодке не находились.

  Выдуманная автором легенда – падение командира за борт вместе со старшинами после обстрела объясняется только желанием завуалировать ничем не оправданное оставление раненого С.И.Коваленко  на мостике при погружении.

 Далее большой раздел посвящён экипажу подводной лодки  «К-21» и, разумеется, атаке Н.А.Лунина линкора «Тирпиц», после чего, утверждает автор, на боевой счёт «К-21» было записано повреждение линкора и потопление миноносца. К сожалению, это также не более чем легенда. Не буду повторяться, моя статья «Атака века подводной лодки «К-21» С.Ф.» помещена в интернете ( www.proza.ru/avtor/glebgukow )

 Откроем стр.492, цитирую :  «Командир  «Щ-422» капитан  3 ранга А.К.Малышев из-за своей излишней осторожности, трусости и малодушия не справился со своими задачами. В нескольких боевых походах, подвергая лодку и её экипаж смертельной опасности, он не добился ни одной победы. Военным трибуналом Малышев был приговорён к расстрелу».

Трагическая история с командиром «Щ-422» - это незаживающая рана всей бригады. Автор, разумеется, так и не решился сообщить, что из-за  конфликта с всесильными политорганами  командиру было предъявлено это чудовищное, надуманное и несправедливое обвинение, хотя незадолго до него он был награждён  орденом Ленина.

Не исключено, что аналогичный конфликт мог явиться причиной самоубийства командира подводной лодки  «В-2» капитана 3 ранга Н.А. Панова при нахождении в Англии. Вызывает чувство горечи, что до настоящего времени гласно не восстановлено доброе имя, честь и достоинство морского офицера капитана третьего ранга Алексея Кирьяновича  Малышева.

  Геннадий Дрожжин продолжает шокировать читателя очередным утверждением на стр. 477.  Цитирую :  «11.03. в 19.00  Н.А.Лунин вышел в море с необычным заданием : оказать помощь с таким же номером подводной лодке «Л-21», оставшейся без движения. Придя в назначенную точку «Л-21» не обнаружили»…

 Иначе и быть не могло, поскольку «Л-21» воевала на Балтике, в составе Северного флота никогда не числилась. Искать Н.А.Лунину следовало ( для сведения автора ) подводную лодку «Щ-402».

 Более того фамилии командиров подводных лодок «М-201» и «Л-20» не Банин и не Таммон, а Николай Иванович Балин и Виктор Фёдорович Тамман.   На стр. 489 и стр. 606  Г.Дрожжин рассказывает о Героях Советского Союза Ф.А.Видяеве и Н.И.Виноградове. К глубокому сожалению, это также не более чем легенда. Оба подводника к этой высокой награде представлены не были.

 Не слишком ли много легенд для одной сравнительно небольшой главы? Тема Великой Отечественной войны требует величайшей щепетильности за каждое написанное слово, и писать следует только правду, какой бы горькой она не была. В противном случае автор навсегда теряет доверие и интерес читателя несмотря на высокий служебный статус и солидный тираж переиздаваемых книг