Поэзия расчётов

Владимир Куприн
Любовь Тимофеевна Мокшина родилась в Караганде в семье шахтёра и бухгалтера. Мать её – с Дальнего Востока, а отец – павлодарец, уроженец села Голубовки Иртышского района.
В Караганде закончила среднюю школу и поступила в местный политехнический институт. Училась охотно, с большим интересом осваивала довольно трудную профессию инженера-экономиста.
В 1976 году Любовь Тимофеевна успешно одолела гранит науки. Преподаватели прочили ей карьеру сильного преподавателя, убеждали остаться работать в родном вузе и подавать в аспирантуру: «Люба, ты ведь прирожденный математик, оставайся на кафедре! Защитишься, степень получишь…». Но Мокшина (характер!) решила, как отрезала: поеду по направлению, хочу быть ближе к производству, к людям.
Так она приехала в Павлодар. Год была рядовым специалистом, стала старшим экономистом, работала под руководством Бориса Алексеевича Веселова.
То было время и в самом деле «великих строек: сооружались заводы-гиганты, на каждом действовали «свои» строительные тресты и управления, которые позже были объединены в трест «Павлодарпромстрой». В 1979 году Мокшина перешла  начальником планового отдела в специализированное строительно-монтажное управление, руководил которым Василий Витальевич Луговой. Он оставил в памяти Любови Тимофеевны неизгладимое впечатление. По её словам, он был настоящим ЧЕЛОВЕКОМ, настоящим СТРОИТЕЛЕМ.
- А в 1993 году «совершилась революция», - с оттенком грусти вспоминает Любовь Тимофеевна. – Точнее сказать «разухабица». Плановая экономика «канула в Лету», акционерные общества просуществовали недолго и развалились, подразделения треста гиганта то сливались, то разъединялись. Пришёл 1997 год, из нашего ССМУ в конце концов образовался «Павлодаржилстройкомплекс», в котором я и осталась.
Мокшиной пришлось переквалифицироваться в бухгалтеры. Так и получилось, что лет 17 жизни она отдала планированию, а последующие 18 – бухучёту.
Из этих двух профессий Любовь Тимофеевна всё же отдаёт предпочтение планово-экономической сфере.
- Ну, что вы хотите, - комментирует она. – В работе плановика много различных видов анализа. Особенно интересно, когда сравниваешь то, что было намечено, с тем, что реализовано. Наглядно видны и конкретный ход работы, и реальные затраты, и качество, и квалификация работников. А в бухгалтерии – лишь констатация фактов; масса сведений, их требуется только точно фиксировать, чтобы везде были совпадения, и не было расхождений. И, естественно, всё должно соответствовать действительности.
Многим производственникам казалось, что работа в конторе (сейчас говорят – в офисе) не такая уж трудная. В кабинетах, за письменными столами, с пишущими машинками, со счётами, арифмометрами или калькуляторами, теперь уже с компьютерами. Это со стороны так. На самом деле «перелопачивается» масса информации, в которой всегда присутствовала строгая иерархия.
Из Госплана СССР в Госплан Казахстана «спускались» основные общие объемы. Потом они уточнялись и распределялись по отраслям - министерствам, главкам; оттуда уже каждое предприятие получало государственные задания, над которыми трудились плановики-экономисты, доводя эти задания до каждой бригады в конкретных объёмах.
- Доминировал главный принцип плановой экономики, - поясняет Любовь Тимофеевна. – Прежде всего планировалось опережение роста производительности труда над ростом средней заработной платы.
Это краеугольный камень хозяйствования, и в экономике социализма этот принцип эффективно использовался. Координировались и другие показатели - численность работающих, снижение себестоимости, прогнозы, коэффициенты трудового участия, бригадные подряды и прочее.
- Важно, чтобы плановые показатели было сопоставимы с получаемыми результатами, - говорит Любовь Тимофеевна. – Другой раз возникали казусы, особенно в планировании производительности труда. Мой отец работал на шахте и получил почётную грамоту. Как вы думаете, за что? За то, что достиг выработки 400 процентов! Это конечно, не довоенный рекорд Алексея Стаханова или Макара Мазая. Но ведь как поступали? Стоило повысить производительность, как «рекорд» вскоре узаконивался как обычная норма выработки.
Какой бы ни была работа, её надо выполнять. И Любовь Тимофеевна добросовестно обрабатывает документацию, держа весь учёт «в ажуре». Дотошно, пунктуально, не пропуская ни одной детали. Словом, так, как учили её наставники и первые начальники Анатолий Георгиевич Романов и Зоя Сергеевна Некрасова.
Любопытный диалог произошёл в день первой встречи между Мокшиной и Некрасовой.
- Ну что, как будем работать? – спросила Зоя Сергеевна.
- А как научите, - весело ответила выпускница.
У Некрасовой была самая «золотая» черта: она была сверкоммуникабельной и умела договориться с самыми неуступчивыми. Как-то позвонил в ССМУ очень уж рассерженный заказчик, предъявил было большие претензии. Зоя Сергеевна так радушно и душевно с ним побеседовала, так повернула разговор, что он забыл, зачем звонил и попрощался с ней чуть ли не с благодарностью за помощь в решении вопроса.
Мокшиной Некрасова оказывала всяческую поддержку, что называется, «вела за руку». И когда Любовь Тимофеевна отмечала свой юбилей, в домашнем застолье Зоя Сергеевна, одна из главных гостей, произнесла свое поздравление, вспомнила тот давний диалог и спросила:
- Ну как, научила я тебя?
- Даже больше, - ответила именинница.
И она, и коллеги, (Эмма Бернгард из «Казсевсельпроекта», Галина Пахомова из ТОО «Жардем», Галина Григорьевна Пахомова из Совета ветеранов, геодезист Нина Алексеевна Мешалкина и много-много  других видных специалистов из строительной отрасли) стали основным кругом общения и дружбы.
 Счетоводство (как это ни называй, оно счетоводством и остаётся) - дело утомительное, и Любовь Тимофеевна досуг свой отдаёт чтению и путешествиям. Читает она действительно лучшие книги авторов, ставших классиками, и больше других ценит творчество поэтессы Марины Цветаевой, которую часто цитирует наизусть, когда хочет подкрепить свою точку зрения или оценку.
Была помоложе – с удовольствием занималась волейболом, лыжами и плаванием. Были тогда все условия для массовой физкультуры – имелись спортзалы, комплексы, где проводились секционные занятия оздоровительного характера по два раза в неделю. Сохранился даже диплом второй степени, который выдали за победу в лыжной гонке.
Путешествия, которые возможны только в период отпусков, тоже стали неотъемлемой частью активного отдыха.
- Только представьте себе: много любителей пешеходного туризма собрались на Байкале, - оживляясь, говорит Любовь Тимофеевна. - Зажжён костёр, и все презентуют себя, знакомятся. Запомнился инструктор-проводник, который работал инженером-энергетиком, а в отпуске водил группы по маршрутам. Он так хорошо пел романсы, сам себе аккомпанировал на гитаре. А  достопримечательности Санкт-Петербурга, Петродворца, Петергофа, Ораниенбаума и Гатчины! Незабываемо!
Все свои «отпускные» поездки Мокшина хранит в памяти. Они подарили ей яркие впечатления о Байкале, Горном Алтае, озерах Карелии, горах Памира и о Санкт-Петербурге. В северной столице России часто собираются друзья по прежним поездкам, с которым Любови Тимофеевне всегда интересно общаться.