Частная собственность-1

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм".  Уважаемый Софокл! Строить философскую картину мира нельзя на основе чувств, желаний, того, что нравится, что люблю и т.д. Надо исходить из того, что ЕСТЬ. И попытаться уложить все в причинно-следственную и целевую связь. Сова Минервы вылетает в сумерках, философ осмысливает жизнь лишь после того, когда она завершила определенный цикл. Можно ли предсказать, как она пойдет дальше? Очень проблематично.

Не все, однако, держали себя скромно. Марксу было мало объяснить мир, он решил переделать его по своему проекту. («Прежние философы лишь объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его».) Решение его было претенциозным, безосновательным, амбициозным, дальнейшие исторические события это показали; а все из-за того, что чувства (сделать все хорошо и красиво) взяли верх. Уважаемый Софокл, Вам тоже этого хочется,  но жизнь развивается по своим законам. Да, миром правит разум, но разум этот так тщательно скрыт от человеческого глаза, настолько хитер (Гегель), что дает слишком мало информации для предсказаний и, тем более, для построения прожектов.

Вам не нравится частная собственность. И многие предпочли бы жить на полном обеспечении государства, днем работая по желанию, а вечером отдыхая дома или на лоне природы. Но как быть с достоинством и свободой, которые государство отнимает взамен и превращает граждан в идеологических идиотов или узников совести?  Вы готовы «поступиться принципами»? И здесь дело не только в этом, дело еще и в том, что частная собственность прошла длинную историю развития наряду с другими общественными институтами (государство, армия, церковь, семья), развивалась, совершенствовалась. Строила города и дороги, пахала, торговала, воевала и приобрела статус постоянного члена.  Несла только зло? Это несерьезно. Частная собственность несла в мир и добро. Вы смотрите на мир, как школьник, которому учитель поставил двойку. «Плохой учитель: он сделал мне больно».
 
Маркс решил перевернуть мир: частную собственность уничтожить, семью уничтожить, государство уничтожить, и церковь, разумеется.  Они-де несут только зло. И написал по этому поводу складную теорию. Перевернуть мир - желание многих психически неуравновешенных людей, объединяющихся в партии, ведущих активную пропаганду в средствах информации. Обезумела и часть русской интеллигенции, используя тяжелую ситуацию, в которую попала Россия в 1917 году,  она реализовала коммунистический  бред классика. Государство, армию и семью она, правда, не уничтожила, но с церковью и частной собственностью сильно посчиталась. Результат – известен. А Вы не любите только частную собственность или стопроцентно стоите за Маркса?
 
Основное зло в мире, считаю я, – это рабство, физическое и духовное. Физическое рабство уходит. В XX веке его рецидивы возникли в фашистской Германии и в большевистской России в виде лагерей. Но духовное рабство очень живуче. В современном мире оно царит в диктаторских государствах: Северная Корея, Китай, Вьетнам, Куба, ряд исламских государств. Однако сегодня относительно сытые народы Северной Африки взбунтовались – и они хотят свободы, и они прониклись Христовой  заповедью: не хлебом единым сыт человек. Мирок личного благополучия, когда тебя кормят с ложки, далеко не всех граждан планеты устраивает.

Тот порядок, который мил Вашему сердцу, нигде в мире не существует. Он и не может существовать, потому что основывается не на разуме, а на простейших чувствах и желаниях наивных людей, которые хотят, чтобы все было, как в семье: есть папа и мама, есть бабушка и дедушка, а также – дети; все любят друг друга; никто себе ничего не присваивает, чтобы использовать для найма на работу, для экономического принуждения. Однако жизнь по общественному закону (не по любви), по праву начинается уже в семье, в которой радужные отношения рассеялись, как сон, как утренний туман. Тут тяжба из-за развода, там тяжба из-за квартиры, из-за жестокости, пьянства и т.д. А в сложном обществе, в большом государстве правят бал право и совесть. Каждый стал личностью общества и гражданином государства. (Разумеется, в семье родственные чувства остались.)

Да, частная собственность разъединяет граждан. Но что в этом плохого? «Чтобы объединиться, прежде надо разъединиться» – известная формула известного политика. И в экономике дело обстоит так же. Легко объединить рабов, узников, солдат, забитых крестьян – но из них не создашь эффективного трудового коллектива. А вот когда частные собственники объединяются, кооперируются, образуется эффективное производственное предприятие. Колхозы разорили сельское хозяйство, а кооперативы могли бы его продвинуть. Да, ленивому Ивану, пьяному Петру, неудачливому Владимиру надо помочь. Но почему с ними нужно непременно объединяться?  Почему с ними непременно надо работать в одном колхозе? Я не приемлю ленинско-сталинский вариант общественного устройства.

Частный собственник нередко противопоставляет себя обществу? Верно. Но и в этом нет беды, а есть, скорее, благо. Независимый гражданин не просит ни у кого помощи, он самодостаточен, он кормит себя, готов помочь соседу (и взаймы дать) и уплатить налог государству. А какой прок от того, кто сам стоит с протянутой рукой, кто, возможно, и добр, но никому помочь не может? От доброты нищих, любвеобильных, готовых записаться в любой коллектив граждан, общество только проигрывает. Но, разумеется, пользоваться частной собственностью надо учиться, долго учиться. Потому я и написал в прошлом тексте, что мы только встали на первую ступеньку лестницы буржуазного развития. понедельник, 4 июля 2011 г.


Прибавление. Уважаемый Софокл! Понятие «выгода» - широкое понятие. Вы берете лишь его один аспект, «грязный» аспект. Но в выгоде много и хороших сторон, Вы их не хотите видеть. Не хотите – и все. Это уже личное.

Далее, о самопознании. Вот что я прочитал у Вас: «Сытому и довольному нечего в себе познавать. Сытое брюхо к ученью глухо».  Согласен, бывает и такое. Но чаще всего к познанию глух голодный человек. И еще: «Частная инициатива направлена на преобразование мира в собственных интересах». Пусть так. Однако все вместе частные инициативы делают одно доброе дело – развивают и совершенствуют экономику. О «круговороте жизни» я Вам уже писал.

Родственник у меня (бывший колхозник) напивается и бранит соседа. Называет его «рвачом», «стяжателем», «хапугой» за то, что у него есть свой трактор, своя машина, за то, что он работает круглые сутки. Создает продукт – для себя, но значительнейшую часть его продает государству. Сегодня многие из бывших советских колхозников бранят предприимчивых товарищей. Такова ситуация.  Успехов Вам в поисках истины! пятница, 15 июля 2011 г.