Хогарт. Модный брак. Вскоре после свадьбы

Константин Рыжов
Хогарт. «Модный брак». Вскоре после свадьбы. Между 1743 и 1745 гг. Лондон. Национальная галерея.

«Модный брак» - одна из самых совершенных сатирических серий Хогарта, состоящая из шести картин. Все они требуют самого подробного рассмотрения и изучения, ибо каждая деталь наводит на размышления, служит характеристике человека, позволяет догадаться о том, что произошло или что должно произойти. На первом полотне  этой серии «Заключение брачного контракта» была представлена типичная для Англии того времени ситуация: знатный, но разорившийся лорд женит своего сына на дочери незнатного, но богатого буржуа. Заключение контракта неприкрыто  напоминает торговую сделку.

На второй картине этой серии  мы видим позднее утро  вскоре после свадьбы. Опрокинутые стулья, которые лениво поднимает заспанный слуга, валяющиеся  на полу игральные карты, музыкальные инструменты и тетрадь нот – все говорит о вчерашнем празднике. Муж и жена с трудом приходят в себя. Она - потягивается и пьет чай после ночи, проведенной за танцами и картами; он – в шляпе, только что явился в дом после ночных забав, сидит в тупой задумчивости, не замечая, что собака вытянула из его кармана дамский чепчик. В ужасе уходит прочь управляющий с пригоршней неоплаченных счетов и лишь одной распиской об их уплате. Каминная полка заставлена  множеством китайских фигурок, и сами герои под стать им – напоминают  изящные безделушки, которые можно легко переставить с места на место. Скрытый драматизм этой картины заключен не в действиях или поступках, но в настроениях и характерах.

Жизнь героев «Модного брака» заканчивается печально. В кутежах и маскарадах пущено  на ветер приданное, муж убит на дуэли  повесой-адвокатом, графиня умирает, приняв яд после того, как узнает о казни своего любовника, которого повесили за то, что он убил ее мужа.

ХОГАРТ http://proza.ru/2011/07/05/187