Back in USSR. Завод и ракетные комплексы

Генадий Леонов
            Зачастую мы становимся участниками глобальных мероприятий,  но этого просто не замечаем. Мы обращаем внимание на те или иные мелочи, а в целом крупные события остаются вне нашего осознанного внимания. Но проходит время, появляется неизвестная нам  информация, и из ранее разрозненных эпизодов складывается как из пазлов четкая картина ранее происходившего. 

            Машиностроительный завод имени первого секретаря Ленинского районного комитета партии Юсифа Касимова расположен в пригороде города Баку, километрах в десяти на северо-запад. 

            Ни для кого не секрет, что на заводе был именуемый народом «военный цех», на котором машиностроители выполняли Заказы Госплана. Так официально именовалась продукция, предназначенная для крупнейшей воинской части, разместившей свои подразделения по всей территории Советского Союза. 

            Но здесь речь пойдет не об этом. Хочу рассказать, как завод вольно или невольно участвовал в программе «прикрытия» ракетных установок страны. Многие на заводе об этом не знали и не знают до сих пор. Собственно говоря, об этом я догадался совершенно случайно и совсем недавно. Догадался, когда встретил в Интернете информацию, что в  СССР существовали специальные передвижные ракетные  комплексы, которые под видом обыкновенных железнодорожных составов курсировали по определенным маршрутам. Были еще и… 

            Но вот об этом чуть позже.   

            Вначале о событиях более чем тридцатилетней давности.   

            Началось все это примерно в 1976 году, летом. На совещании главка поднимается внеочередной вопрос: один из заводов по ряду причин срывает план  по производству агрегатов, которые монтируются на мощных тягачах МАЗ- 543. Стоимость тягачей очень высока и у главка образовались огромные сверхнормативные остатки материальных ценностей, что никоим образом не может быть поощрено союзным министерством.   

            Ставится конкретный вопрос, как использовать эти тягачи, какую продукцию можно срочно разработать на их базе, и кто вообще за это дело возьмется. В ответ – тишина, желающих нет. 

            И здесь выступает директор нашего завода Курковский Аркадий Исаевич, который  заявляет, что через месяц (!) завод сможет начать отгрузку готовой продукции. На первый взгляд это выглядело утопией, с нуля разработать техническую документацию абсолютно новой продукции и организовать ее производство в такие сроки!   

            Но на деле все получилось как нельзя успешно.   

            Главной проблемой было преодоление бумажной бюрократии. В то время выпуск продукции без соответствующей технической документации и утвержденной на ее базе цены считался одним из главных нарушений на предприятиях.   

            С решения этих проблем и начал  Курковский, приступив тотчас же к делу. К вечеру того дня, а это был четверг, на завод срочно прибывает один из ведущих специалистов главка в области ценообразования Болеслав Доменикович Ионе, которого, несмотря на его солидный возраст, все звали просто - Слава. 

            В течение нескольких часов в нашем плановом отделе мы буквально как в детском конструкторе разбивали на составные части нашу серийную продукции и компоновали новую.   

            Обычно ценообразованию предшествует конструкторские разработки, т.е. вначале определяется, что надо делать и из чего, а уже потом определяется, сколько это будет стоить. 

            Здесь же начинали с нуля и поэтому пошли от «обратного». Мы стали определять, какие составные части серийной продукции (запасные части и отдельно поставляемые узлы по кооперации) уже имеют техническую документацию и есть ли на них утвержденные цены. 

            А далее применили агрегатный метод расчета цены.  Дело в том, что пункт 13 Общих указаний к прейскуранту разрешал в случае изменения комплектации изделия корректировать цену изделия на разницу в стоимости комплектующих узлов.   

            Имея цену на серийные изделия (в данном случае это были кислотовоз на базе шасси автомобиля КрАЗ-255Б  и прицеп-цистерна  на шасси прицепа МАЗ-8926), мы стали плюсовать - минусовать разницу в стоимости автомобилей и других комплектующих.   

            В итоге появилась расчетная цена в 65019 рублей (точную цифру привожу на память, такие расчеты не забываются!) на своеобразный автопоезд с тягачом и двумя прицеп-цистернами, рассчитанный на перевозку 20 кубометров жидкости, которому тотчас же придумали название - Комплекс для перевозки жидкостей КПЖ-20.   

            Под такой «детский конструктор» конструкторам было дано задание срочно скомпоновать  из имеющейся в наличии документации технические условия  на автопоезд. 

            Почему мне запомнился день недели? Да по той простой причине, что пока мы со Славой работали, ему успели купить  и привезти билет на самолет, вылетающий в ближайшее воскресенье!   

            К понедельнику Слава уже был в Москве, имея на руках все расчеты и техническую документацию. И в течение недели согласовал с Миннефтепромом и утвердил в нашем Минхиммаше и технические условия на опытную партию Комплекса, и его цену. А через месяц первая «сороканожка» (так на заводе прозвали многоосный автопоезд) уже была отгружена нефтяникам.   

            Комплекс КПЖ-20 стал прародителем целой линейки аналогичной продукции. Потом были комплексы КТЖ на тракторах Т-4АС4 и Т-100м  и прицепах ГКБ-817. Затем в номенклатуре завода прочно обосновались автоцистерны АЦ-8 на шасси КаМАЗ-5320 и автоцистерны АЦ-10 на шасси КаМАЗ-53212.... 

            А какое же отношение все это имеет к ракетному арсеналу страны, спросит меня дотошный читатель. 

            Самое непосредственное: в то время по всей стране помимо железнодорожных составов с ракетными комплексами разъезжали автомобильные ракетные комплексы с «Тополями»,  на бортах которых яркой краской наносились отлично просматривающиеся из космоса надписи «Вода», «Нефть», «Огнеопасно» и др.   

            Но одной только надписью нельзя долго морочить голову своему потенциальному противнику. Главный принцип маскировки: «Хочешь спрятать дерево — спрячь его в лесу». Вот в роли этого леса и выступали наши водовозные комплексы. И нефтепромыслам польза от них, и шпионским спутникам помеха!   

            Для меня остается пока нерешенным вопрос, не «на публику» ли была разыграна ситуация со сверхнормативами на том совещании? Слишком гладко и практически моментально были преодолены мощнейшие в то время бюрократические препоны!

            Забыл добавить, что завод, сорвавший план, во время войны «втихую» даже от большинства своих рабочих выпускал «катюши»...