Холмогор

Людмила Придворова
На закате тихо ставни закрывают
На  закате прячут девок в дом
Добрым словом  никогда не поминают
По деревне ночью скачет - Холмогор……….
(автор стихов и музыки Придворова Л.)

Давно это было, память потихоньку стирает все красочные моменты этой истории. Но память народа до сих пор хранит эту  историю про Холмогора . Нет-нет да и услышишь где-нибудь в самой далекой деревне тихую,  протяжную песню и память возвращает меня в те далекие дни ……
1891 год, Иван  Селиванов рядчик артели  мастериц, задумал расширять свою артель и снарядил своего лучшего сотоварища Василия Холмогорова, а проще Холмогора - в  далекие селения в поисках лучших мастериц. А нужны были искусные  пряхи, кружевницы, ткачихи, все те, кто мог своими руками чудеса творить.  Ибо за эти чудеса городской люд готов был отсчитывать серебряные монетки. О том, что Иван решил расширять свою Артель, никто не догадывался и  Холмогор уехал из столицы с легким сердцем и тяжелым  кошельком. Велено было Холмогору  не скупиться и щедро одаривать родню и самих мастериц, дабы желание поехать в столицу у них не пропало. Василий отправился в долгий путь не один, а взял с собой прислужника Елисея. Елисей, был телосложения щуплого, ел мало, но двигался быстро и в быту был не прихотлив, наградил бог его умом быстрым и глазом острым. За всю дорогу не раз спасал и выручал Елисей своего хозяина  Холмогора. Решено было путь держать в Томскую волость, так как слух о том, что там живут знатные мастерицы прошел по всей Руси. Долго ехали наши путники, не одного коня сменили и наконец, приехали они на постоялый двор в Томскую волость. Разузнали у хозяина про мастериц, купили у него пару телег и лошадей, заплатили  ему хорошо и поехали по деревням собирать работниц. По-разному складывалась их удача, в одной деревне по три и четыре мастерицы находилось, а в какой наотрез отец с матерью отказывались отпускать своих дочерей из дома. Больно боязно отпускать свое чадо на чужбину в работный дом, неизвестно какая доля достанется.  Сколько Василий не уговаривал, сколько про Артель не рассказывал, сколько денег не давал, не отпускали родичи своих дочерей. Все это время два обоза с девками и прялками тащилось за Василием и Елисеем. Василий и Елисей кормили работниц и бережно к ним относились, долго собирали они мастериц по всей Томской волости, подходило время яблочного спаса. Вот возвращались обратно с мастерицами Василий и Елисей и заночевали  на том же постоялом двору. Хозяин любезно разместил  мастериц, а их на тот момент  собралось  28 человек и Василия с Елисеем. Елисей запасся провизией на долгий путь и поменял лошадей. В результате у Василия получился целый обоз, десять телег, телеги с мастерицами и станками.
- Мне бы мужиков, человек 6-7, сказал Василий хозяину постоялого  двора. Хозяин взахлеб начал смеяться и гладить свою козлиную бородку.
- Да на что тебе такая дружина, ты же не добро, какое везешь, а девок с прялками, али ты золотишко везешь, а деки твои так, для забавы? Спросил  Дементий  и опять закатился
- А, не твоего ума дело, грозно сказал Василий. Твое дело мужиков мне найти, а я сам дальше разберусь, ответил Василий.
- Ох, не нравится мне этот Дементий, уж больно морда у него хитрая, да и имя у него странное -   ДЕ-МЕН-ТИЙ!  Это ДЕМОН, так что ли?  тихонько сказал Елисей.  Глазища у него пустые, смотрел я в них и куда-то провалился, мать свою увидел, зовет так меня,  манит рукой, а она ведь померла годов десять назад. А потом все волосы дыбом встали и мушки, ты заметил целый рой каких-то мошек вокруг него! Нет, странный он человек и  улыбка у него какая-то, вроде улыбается, а на душе погано так, сказал Елисей.
- А, тебя вообще никто не спрашивает, ответил Василий. ДЕМЕНТИЙ - старинное имя, Укрощающий, ты темнота беспросветная. Учишь тебя, учишь, а толку никакого, сказал Василий. А мушки от него, видно  работает много, вот одежда и поганится.  Дементий обещал все порешить, сказал Василий. На том и договорились, на рассвете 7 здоровых мужиков с топорами  и дубинами отправились сопровождать «Бабий обоз». Впереди обоза ехал Елисей, а Василий в первой телеге. Ехали они долго, смеркалось, начали подъезжать к лесу, вдруг как закричит какая-то птица, да так сильно, что конь под Елисеем дернулся и  обоз остановился.
- Не нравится мне все это, сказал Елисей и перекрестился
- Да, тебе все время все не нравится, раздраженно ответил Василий, осматриваясь по сторонам.
Вдруг раздался звонкий оглушительный свист, конь под Елисеем дернулся и понес его в обратную сторону.  Неожиданно из леса выбежала огромная толпа людей, девки начали визжать. Мужики сопровождающие обоз начали звучно ржать. Холмогор напрягся, душа ушла в пятки.
- А, ну, всем молчать! Скомандовал страшный, волосатый мужик на коне. Девки примолкли. Ехавший с Василием в одной телеге мужик, сильно ударил его  по голове кулаком, Василий потерял сознание. Очнулся Василий через несколько часов, он был  привязан к дереву, руки совсем затекали. Открыв глаза, он увидел такую картину:  было темно, на поляне огромный костер, что-то похожее на поросенка    жарилось на вертеле. Пьяные огромные мужики  гуляли по поляне, где-то около самодельных шатров раздавались дикие визги и крики женщин, все это заглушалось бесконечным ржанием мужиков. Женские крики не прекращались, слышно было, что кричала не одна девка, а поди посчитай сколько... Василию было страшно и обидно за все происходящее, ему хотелось вырваться или закричать, но во рту был кляп. Неожиданно ржание прекратилось,  и на поляне показался всадник. Все охламоны встали по струнке и опустили свои бесстыжие головы.
- Вы чего удумали! Громко кричал всадник
-Я, вас охламонов,  обратно на каторгу, в болота отправлю, сгною –ублюдков! Кричал он
- Кто разрешил девок насильничать? Кто я спрашиваю? Разрывался он. Всадник достал плетку и отходил стоящих  подле мужиков.
- Пощади Дементеюшка, мужики совсем оголодали, сказал один из  лихих людей.
- Повесить зачинщика! Повесить немедленно! Кричал разъяренный  всадник. Я этих девок уже всех Басурманину  продал, за хорошие деньги, а вы сукины - дети мне весь товар попортили. Василий не мог поверить, он и представить себе не мог, что этот загадочный всадник  и есть хозяин постоялого двора Дементий.  Вся братва переметнулась  к дереву,  к которому был привязан Василий. Кто-то залез на крону дерева и сбросил вниз веревку. Веревка болталась прямо у носа Василия. Все происходило так быстро и казалось, что вроде бы никто и не замечает, что Василий  привязан к дереву,  было ощущение, что его никто не замечает. Все мужики приблизились к дереву, вокруг дерева образовалась целая цепочка людей, в руках они держали факелы. Схватили какого-то бедолагу, набросили ему петлю на шею и спросили:
- Чего  Ерёма, ты хочешь сказать нам на последок?, спросил Дементий
-Я, хочу, что бы вы  все СДОХЛИ! А особенно ты – ДЕМОН!, кричал мужик с петлей на шее и слышно было, как  стучат  его зубы.
Али забыл, как с нами душегубил  по дорогам?  Бороду  козлячью отрастил, одёжу нову нацепил  – ПОРОСЕНОК  ПРАЗДНИЧНЫЙ !, говорил Ерёма, сплевывая на землю.
- Повесить, крикнул Дементий.  Мужик с петлей на шее начал кричать как полоумный:
- Братки, посмотрите на него, это же ДЕМОН! Ну, разве Вы не видите??!
Василий  находился  за человеком с петлей на шее и зубы у него стучали нисколько не меньше. Он смотрел,  на  Демьяна  в свете ночных факелов и ему становилось страшно от того, что видели его глаза.  А глаза Василия видели что-то несусветное, звероподобное  существо, сидящее на коне, с огромным   хвостом. Мужика повесили, Холмогор услышал хруст  переломившейся шеи и увидел перед собой болтающееся, безжизненное тело и лужу у собственных ног. Не знал, Василий, что это все так ужасно происходит…
- Кто еще хочет понасильничать? Кричал Дементий, мужики молчали, опустив свои морды к  земле.
- На колени! Сволочи! На колени! Кричал  он. Всадник приблизился  к Холмогору.
- Я раздавлю тебя, как земляного червя! Как лягушку, твоим именем бабы детишек пугать будут, твое имя будет проклято во всей Томской волости. И я обещаю, что люди тебя не забудут.
- Ты, думаешь, мне нужно твое хлипкое тельце? Нет, мне нужна твоя душа, твой  дух! Я изголодался, сказал,  Дементий  подходя  к Василию. Он  обнял Василия за шею, выдернул изо рта кляп  и пристально посмотрел ему в глаза. В глазах Дементия, Холмогор увидел огонь. Липкие руки гладили Холмогора по шее, Дементий   наклонился впритык  к Холмогору и открыл рот.
- Я хочу забрать твою душу, кричал Дементий  куда-то внутрь Холмогора.
Холмогору было так страшно, что он обмочился, он не чувствовал  ни рук ни ног, язык стал как тряпка.
- Я хочу твою,  ДУШУ-СЕЙЧАС!!!!, кричал  Дементий. Происходило что-то странное вокруг Дементия и Василия образовалось огромное облако из маленьких мошек. Было невыносимо страшно! Вдруг откуда-то из леса донеслось:
- Дементий, чурбан поганый!  Отрыжка телячья! Корова  тебя родила да не облизала! Раздавались   гуканье  и свист. Василий сразу понял, что это Елисей забавится, это его излюбленные  ругалки. Внимание Дементия  переключилось и Василию удалось совладеть собой и сказать:
-  А ты лучше приходи через 100 лет, и я  с удовольствием  отдам тебе душу, сказал Холмогор и засмеялся, глядя  Дементию    прямо в глаза. Холмогор и сам не понял, как он такое сказал и почему он так сделал.
- Хорошо, сказал Дементий и схватил себя за горло двумя руками и захрипел.
- Поймать этого голозадого и ко мне, сказал Дементий, он  весь затрясся и упал около Холмогора, он колотился несколько минут, руки, ноги тряслись так сильно, что казалось, что какое-то животное ползает внутри человеческого тела.
- Дайте мне чью-нибудь душу! Кричал на весь лес Дементий,  быстрее, приведите мне какую-нибудь дуру! Быстро!!!!! Мужики перепугались,  подняли Дементий  и волоком тащили его по земле к костру, повели девушку и он  набросился на неё, как будто хотел поцеловать. Девушка вырывалась и кричала на весь лес. Лес вздрогнул, птицы огромной черной массой начали кружить над поляной. Такого крика Холмогор не вынес и потерял сознание. Дементий  выпил  душу из девушки, полежал немного, пришел в себя отряхнулся и прокричал:
- Дюжину самых красивых девок соберите со мной, а за остальными я заеду завтра. Меня уже Басурман  ждет, а я тут с вами время трачу. Мужики отсчитали дюжину девок и посадили их в телеги, погонщики поехали за  Дементием.
 - Этого худосочного ублюдка найти в лесу и убить, а этого и Дементий показал на Василия  постеречь, у меня с ним разговор еще не окончен, и глаз с него не сводите, он мне еще нужен,  сказал Дементий и хлестнул старика плеткой и скрылся в лесу.   Перед самым рассветом Холмогор почувствовал какие-то шевеления сзади. За деревом,  к которому был привязан Василий опять что-то зашуршало.
- Это, я Елисей, сказал голос. Я не один, я с мужиками из соседней деревни, ты тута  пока полежи, мы тебя развязали, а мы за  девками  сходим.  Деревенские  мужики набросились на спящих разбойников и переколотили их. Но спасти удалось, только половину девушек, остальных Дементий  увез в неизвестном направлении. Схоронили на поляне девушку, из которой  Дементий   душу выпил, звали её Тася, а родом она была из Дмитриевки. Не простил Дементий  такую подлянку Василию и отомстил,  как и обещал. Каждую ночь принимал Дементий обличье Холмогора и ездил по деревням, присматривал вечерами девок, знакомился с ними, представлялся именем Холмогор,  подарками дорогими одаривал, а потом находили этих девок мертвых на самых дальних пастбищах. Так продолжалось на протяжении многих лет, пока вся Томская волость  не узнала про Холмогора, что он душегуб и обманщик. Лишь только рой серых мошек летал вокруг убиенных девушек.  Стали люди бояться отпускать вечерами дочерей на улицу, закрывали вечерами ставни и ждали, что ночью раздастся топот копыт под окнами, это Холмогор  высматривал свою будущую жертву………