Глава 10. Варанаси- город храмов, мифов и религий

Наталья Ческидова
Раньше в Варанаси было очень много храмов, университетов и библиотек, в которых хранились тексты еще ведических времен. Сейчас доисторических зданий практически не осталось, они были полностью разрушены мусульманами, а бесценные книги сожжены.
За прошедшие два столетия в Варанаси вновь построены тысячи индуистских храмов, их не меньше, чем две тысячи, причем они посвящены почти всем божествам  индийского пантеона: Шиве, Вишну, Ганеши, Дурге и другим богам и святым.
Самым почитаемым храмом, посвященным богу Шиве, считается храм Каши Вишванахт, еще его называют Золотым Храмом. В священных книгах, написанных еще до нашей эры, впервые упоминаниется о том, что на этом месте был огромный храм Шивы, но пришли мусульмане и уничтожили святыню. Во время правления великого шаха Акбара, отличавшегося веротерпимостью,  храм был вновь восстановлен. Но это продолжалось недолго, он вновь был стерт с земли правнуком Акбара, уже известным нам Аурангзебом, отличавшимся нетерпимостью ко всему индийскому. По его приказанию на этом  месте была построена мусульманская мечеть.
В 1785 году храм построили заново и вернули ему первоначальный облик, при этом кровлю его башни отделали чистым золотом. На это ушло 820 кг, а кто-то говорит, что почти тонна!
Конечно, все хотят посмотреть на это чудо света. Мы оставили сумки в машине, чтобы не возникло никаких проблем, и в сопровождении местного гида двинулись ко входу Золотого храма. Это оказалось не так-то просто.
Вначале мы пробирались по узкой улочке шириной около двух метров. С одной стороны сидели торговки шафранами, разложив их на деревянных подставках, а с другой более низкой стороны текла грязная вонючая жижа. Мы боялись в нее наступить, зато индусы, попадавшиеся нам навстречу, спокойно шагали по ней босыми ногами. Цветы и грязь- в этом вся Индия!
Затем повернули в такую же, но еще более узкую улочку, затем в третью и, наконец, подошли к полицейскому кордону.
Здесь в целях безопастности всех  проверили миноискателем, а затем разделили по половому признаку. Мы подошли к двум средних лет женщинам, одетых в полицейскую форму и белые перчатки. В аэропорту Каджурахо нам тоже проводили личный досмотр, но все  происходило как-то деликатно. Здесь же женщины- полицейские  вели себя просто по-хамски. Одна из них, которая меня осматривала, была средних лет и на голову ниже. Ее небольшой рост не помешал ей как-то продолжительно ощупывать мою грудь, а затем она сделала такое движение, как-будто бы искала бомбу у меня между ног! Это было уж слишком! Да и взгляд у нее был недобрый и с усмешкой, как будто бы она хотела сказать: "Идешь смотреть нашу святыню, вот и терпи!" Я еле сдержалась, было противно, но не хотелось устраивать скандал.
Та же женщина стала пересчитывать купюры в кошельке у Ирины, как будто бы между ними можно было найти микроскопическую бомбу, при этом отпуская замечания такого рода:" Богатая, и денег у тебя много!"
Мы все мужественно стерпели, хотя, честно говоря, хотелось стукнуть ее по физиономии.
Затем двинулись дальше, кружа по узким улочкам, и наконец уперлись в строительный забор. В это время в Золотом храме производилась частичная реставрация, и местный гид стал оправдываться, что раньше его не было. Вернулись назад, опять покружили по  узким улочкам, стало казаться, что мы никогда не выйдем из этого лабиринта.
Наконец-то, вынырнув из какого-то закоулка, мы очутились у ворот Золотого храма. Каково же было наше разочарование, когда мы узнали, что европейцев туда вообще не пускают! Надо было блуждать около часа по грязным закоулкам, чтобы это услышать!
В качестве компенсации нам разрешили взглянуть на крышу храма через полузакрытые ворота. Конечно, это было только чуть-чуть, но впечатление оставляло сильное: крыша напоминала какой-то золотой то ли ананас, то ли кукурузу.
Затем такими же закоулками вышли к нашему автомобилю. Водителя не было, и мы стали около машины, ожидая его.
Напротив нас остановился седой мужчина средних лет в грязной, когда-то бывшей белой, набедренной повязке до колен. По виду он был похож на  святого. Никого не стесняясь, он стал онанировать, глядя на нас. Потом закончил свое дело, легким движением руки запахнул свою набедренную повязку и двинулся дальше. И все это он проделал так, как будто бы просто съел яблоко.
Мы были в шоке! Впечатления нарастали с каждым часом: вначале увидеть куски несгоревших тел, затем плавающие в Ганге трупы, потом почувствовать руки нахально ощупывающих тебя женщин-полицейских  и теперь еще и это. Нас просто прилюдно изнасиловали! Это было точка сегодняшнего дня!
Пришел водитель, мы сели в машину и, не сговариваясь, замолчали. Наш умный гид почувствовал наше состояние, наверно, мы были не единственные, кто испытывал такое же чувство опустошения. И он сказал одну- единственную, великую, по-моему мнению, фразу: "Индия- удивительная страна!" Не красивая, не богатая, а именно удивительная с таким разнообразием впечатлений!
Пока мы "переваривали"  увиденное за сегодняшний день, гид рассказал нам о некоторых богах Индии и какое место они занимают в индийской мифологии.
Например, у индусов самыми главными являются три божества: Брахма,  создавший  живой и неживой мир, поэтому он считается отцом вселенной, Вишну, поддерживающий мир и  отвечающий  за него, он его преобразовывает и развивает и Шива, который все прекращает и заканчивает, в том числе и человеческую жизнь, поэтому его так почитают индусы, особенно в Варанаси, где каждый хочет закончить свое земное существование.
У каждого из этих богов обязательно есть жена, индусам вообще чужд аскетизм, а любовь является для них одним из главных проявлений жизни.У бога Шивы, как мы помним, была жена Парвати, после смерти которой ее сожгли на берегу Ганга, а прах развеяли вдоль реки, что и послужило началом этого ритуала у индусов.
У Вишну старшей женой является Лакшми-богиня красоты, грации, любви, процветания и семейного очага. Если Вишну олицетворяет собой все мужское, янь, то имя Лакшми обычно связывают со всем женским, инь. Она-символ материнства. Обычно ее изображают с лотосами или сидящей на нем. Она тоже является одной из почитаемых в Индии, в ее честь в Дели, Джайпуре и других городах построены красивые храмы.
И наконец, у Брахмы жена по имени Сарасвати- богиня знания, учености и мудрости, а еще она является покровительницей  всех наук и искусств.
Обычно бога Брахму изображают с четырьмя головами и четырьмя руками, но в отличие от других божеств он не держит в них оружия, а только книгу и четки, благодаря которым он подсчитывает бег времени. У его жены Сарасвати в руках тоже книга и четки. Очень интеллигентные боги!
Согласно легендам, между Лакшми и Сарасвати идет нескончаемый спор: кто важнее и главнее. И все-таки индусы отдают предпочтение Лакшми, ученость у женщин Индии, видимо, не в почете.
Пока мы слушали эти байки, подъехали к небольшому храму, построенному из красного песчаника. Это оказался храм богини Дурги, еще одной из почитаемых  в Индии. Построен он был в 18 веке, но посетителей в этом храме не было. Его оккупировали обезьяны в таком количестве, что еще чаще храм Дурги называют храмом Обезьян.
Мы хотели посмотреть его поближе, но наш гид предостерег нас от этого опрометчивого поступка, потому что обезьяны ведут себя нахально, а порой и агрессивно, могут выхватить фотоаппарат, видеокамеру или снять очки. Все это цветочки по сравнению с тем, что бывали случаи, когда обезьяны выхватывали у посетителей сумки с деньгами и документами. Мы решили не испытывать судьбу, ведь на следующий день надо было улетать в Дели, а затем в Москву, кто будет бегать за нашими сумками или восстанавливать документы и авиабилеты, если произойдет такой казус? Ограничились тем, что посидели недалеко от храма.
Кто же она такая, эта богиня?
Дурга - это богиня справедливости и порядка. Она уничтожает все виды зла - бедность, страдание, голод, дурные привычки, болезни и грехи. Дурга- это  богиня-воительница, защищающая  богов и людей от зла, поэтому  обычно ее изображают  десятирукой, восседающей на льве или тигре, с различным оружием в каждой из рук. Она также  одна из главных богинь Индии, потому что сохраняет мировой порядок, а грозная богиня Кали является одним из ее проявлений.
Далее мы посетили новый трехэтажный храм, построенный из белого мрамора. На каждом этаже и в нишах стояли скульптуры бога Ганеши- еще одного любимого божества индусов. Перед совершением каких-либо дел, они обязательно советуются с этим богом, защищающим очаг и  приносящим в дом богатство и удачу. Обычно этот бог изображается милым толстячком с человеческим телом, но с головой слона. Почему у него голова слона? И на этот случай у индусов существует легенда.
У бога Шивы и его жены Парвати родился милый, красивый  ребенок. Как и положено, остальные боги пришли на него посмотреть. Среди них был бог Сатурн ( в Индии его называют Шани), который своим взглядом мог кого угодно испепелить. К сожалению, Шани не всегда мог сдерживать свой взгляд. Так и случилось: он взглянул на ребенка и испепелил ему голову. Велико было горе родителей! Но умный Брахма подсказал убитому горем Шиве, чтобы тот приделал голову своему ребенку  от первого же существа, проходившего мимо. Как вы уже догадались, этим существом оказался слон.
Конечно, все храмы Варанаси посетить за такое небольшое время практически невозможно.
И напоследок мы поехали в исторический центр Индии, где на всей площади   большого зала был сделан объемный макет Индии с ее реками, горами, Тибетом, городами, железными дорогами и омывающим ее океаном. Действительно большая страна!
Далее наш путь лежал в Сарнатх, небольшой городок, находящийся в 10 км от Варанаси. Быть там и не посетить это место- большой грех для туриста, потому что в Сарнатхе Будда впервые произнес свою речь, в которой изложил суть своего учения.
В Индии примерно 15 % буддистов, но очень много паломников, приезжающих посетить это святое место. Кстати, когда мы были в буддийском храме, туда пришла группа 9-10- летних детей, приехавших с Филиппин.
Храм находится в центре Сарнатха, внутри его бронзовая статуя сидящего Будды больше человеческого роста, везде горят свечи и курения, много монахов в оранжевом одеянии. А во дворе неподвижно сидят паломники- буддисты, некоторые из них- европейцы,  застывшие в одной позе и с отрешенными взглядами, наверное, мидитируют. Никто даже глазом не моргнул и не шелохнулся, когда мы проходили мимо них. Рядом с храмом  в человеческий рост из воска или какого-то другого материала изображен сидящий Будда в окружении  четырех учеников. Они одеты в оранжевые одеяния. Глядя на них, сразу и не поймешь, то ли это статуи, то ли люди. Все застыли, а может, уже достигли Нирваны.
Недалеко от храма находится Ступа ( это типа колонны), с которой Будда произнес свою первую речь. Говорят, что царь Ашока, правивший в то время и одним из первых принявший буддизм, построил эту ступу  для Будды, и она первоначально была около 100 метров, теперь она разрушилась, от нее осталось примерно 15 метров. Ступа расположена в  большом парке,  раньше  бывшим лесом, в котором  водились олени. Вот они и были первыми слушателями проповеди Будды, потому что, как гласят легенды, его язык был понятен не только людям, но и зверям. Сейчас в этом парке можно увидеть живых оленей, а рядом расположены храмы практически всех мировых буддийских конфессий, потому что это место считается священным.
Если мы рассказали о  главных индийских богах, то нельзя не вспомнить  и о Будде.
Родился он в 6 веке до н.э. принцем в доме непальского царя, а при рождении получил имя Сиддхартха Гаутама, что на санскрите обозначает "сын Гаутамы, который добился своей цели". При его рождении ученые брахманы заявили, что из него получится или великий царь, или великий святой.
Конечно, его отец хотел, чтобы сын по наследству стал великим царем, а не религиозным деятелем. Для этого он  оградил сына  от религиозных учений и постарался, чтобы тот не видел никаких страданий.
Мальчик жил в роскоши в трех дворцах, в 16 лет женился на красавице, которая  через несколько лет родила ему сына. Так Сиддхартха дожил до 29 лет.
Однажды он вышел за пределы своего дворца и увидел нищего, больного, мертвого и отшельника. Тогда он осознал, что рядом существует жизнь, полная горя. Он не смог жить по-старому, оставил свой дом, семью, богатство и отправился на поиски пути  избавления от страданий.
Он бродил по  юго-восточной Индии, пытаясь постичь смысл жизни тем, что отказывался от еды, питаясь только одной рисинкой в день. К нему присоединились пять спутников. Так прошло шесть лет. Но он не мог сосредоточиться, потому что его отвлекали мысли о еде. И он понял, что суровые аскетические методы просто затуманивали его ум и изнуряли  тело, не давая сосредоточиться на понимании- как преодолеть страдания, для этого нужно что-то другое. Он отказался от аскезы, но его спутники не поняли его и ушли, решив, что он их предал. А Сиддхарта отправился странствовать в одиночестве. В одной деревне он поел рисового путинга с молоком, а потом сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи и поклялся, что не встанет, пока не достигнет истины.
Он мидитировал 49 дней и в ночь своего 35- летия в 594 году до н. э.  Гаутама достиг просветления и понял , как преодолеть страдания. Люди назвали его Буддой ( в переводе с санскрита это обозначает "пробудившийся") .
Данное знание получило название "Четыре Благородные Истины", с которым он пришел в Сарнатх, чтобы рассказать о нем людям и показать "восьмиричный путь",  с  помощью которого можно разорвать Колесо Сансара ( или колесо непрерывного круга рождений и смерти).
В течение 45 лет Будда проповедовал в долине реки Ганг и Центральной Индии, а  умер  в возрасте 80 лет, освободив свою бессмертную душу  от бренного тела. Его тело было кремировано в соответствии с традициями, а останки и пепел разделены на 8 частей, которые положили  в основания специально воздвигнутых для этого ступ.
Конечно, не посетить такое священное место, как Сарнатх, невозможно.
Недалеко от храма находится исторический музей, который мы, конечно, тоже посетили. Снимать ни на видео, ни на фото здесь нельзя. Во дворе продолжались вестись раскопки. Вначале казалось, что тут особенного:  куски колонн, разбитые скульптуры. Везде есть такие же достопримечательности, но в последнем зале увидели колесо диаметром около 2,5 метров с какими-то изображениями на нем.
Я робко, чтобы не ошибиться, произнесла: "Колесо сансара?" Гид обрадовался, что мы кое-что слышали о философии Индии, и подтвердил, что это колесо Сансара.
Что это за колесо и что на нем изображено? "Сансара" на санскрите обозначает "круговорот", а колесо Сансара  наглядно демонстрирует бесконечные круговращения человека  от рождения до смерти и нового рождения, ограниченные его кармой. Колесо разделено на круги. Во внутреннем круге мы увидели изображения трех животных, кусающих друг друга за хвост. Это были
-петух, символизирующий алчность и похоть;
-змея, символизирубщая зависть, ненависть и отвращение;
-свинья, символ невежества, темноты, глупости.
Эти животные олицетворяют наши разрушительные эмоции, которые порождают друг друга и не дают человеку вырваться из первого круга сансары. Если это ему удаестся, то есть он накапливает положительную карму, тогда он переходит на второй круг, а затем на третий. Если карма остается отрицательной, то человек перерождается в низших формах.Таким образом, благодаря своим положительным и отрицательным эмоциям, человек блуждает туда и обратно. Вырваться из колеса сансары и достичь Нирваны смертному человеку практически невозможно. Только Будда смог повернуть колесо Драхмы или сансары и вырваться за его пределы. ( Индийские философы считают, что и Христос, и Магомет тоже вырвались из колеса Сансары).
И это было изображено на музейном  колесе, возраст которого около трех- четырех тысяч лет! Это поражало! Ни мотыги, ни орудия для обработки земли, ни сосуды для хранения зерна, вина или масла, которые можно увидеть в каждом музее мира, а колесо Сансара! Вот такая древняя индийская философия!