Рецензии и рецки на Прозе. ру

Виктор Леонтьевич Лысенко
На сайте я недавно, четыре месяца всего. Разместил свои юморески, подождал результата. Он не замедлил появиться - в форме рецензий. Критических, а часто и положительных. Как за те так и за другие выражаю их авторам огромную благодарность. Здесь напишу только о критических отзывах, ибо считаю своим долгом предостеречь начинающих авторов от ошибок, которые я уже совершил. Например, нужно с самого начала определиться со своей политической позицией. Чтобы люди точно знали, по какую сторону баррикады ты находишься. Ибо литераторы, как и все россияне, условно делятся на две группы: на «патриотов» и «либералов». «Патриоты» - это граждане РФ, которые «эту клёпаную власть» на дух не переносят. Мол, вор на воре и вором погоняет. «Либералы» - прямо наоборот: россияне, которые нашу «клёпаную власть» любят.  Или делают вид, что любят, потому что любить-то её особо не за что. 

Я сдуру оказался между этими двумя группами. Результат? Получил «по полной»  от той и от другой. Подробнее об этом ниже. Имён авторов, написавших критические рецензии, не называю. Во-первых, потому что некоторые  высказали мне свою критику в частной переписке. Во-вторых, кое-какие замечания в свой адрес я слегка переработал: усилил, скажем так, ироническую сторону дела. Хотя в одном случае принципиально не изменил ни лексику, ни орфографию оригинала. О причинах сами догадаетесь.

Вы  меня, небось, спросите: а чего ты, парень, вообще по поводу критики возбуждаешься? Мало ли кто что напишет, стоит ли по этому поводу переживать? Стоит, граждане. Автор я начинающий, а потому особо восприимчив к замечаниям товарищей, опытных в литературном ремесле. То есть - ловлю каждое сказанное ими слово. Ибо, хоть по возрасту я далеко не мальчик, но в сфере изящной словесности, повторяю, новичок. И с точки зрения ветеранов сайта, матёрых литературных зубров, я пэтэушник. Салага. Пацан.

Итак, к делу, господа. 

Есть у меня небольшая новелла: «Подводная лодка». Ничего особенного в ней нет. Написано так, средненько. И почему-то именно на эту новеллу один милый человек написал рецензию. Критическую. Оно бы и ладно, но острие своей критики он направил не на текст, а на меня лично. И пишет он мне, что, мол, физиономия Ваша на титульной странице, уважаемый автор, неестественно счастливая. Как у умственно отсталого. А потому, мягко намекает он, кирпича просит Ваша физиономия. В порядке, так сказать, физиотерапии, чтобы её обладатель от счастья не задохнулся. Опять же и смеюсь я на фотке непонятно чему. Так, что даже кот, которого я на руках держу, удивляется. Да и самого кота этого серого прижал я к телу как-то странно, с элементами сексуального извращения. Ну, и так далее... В утешение мне этот сердечный человек сообщил, что на все мои произведения он, что называется, «положил». Сверху, с «прибором» и навсегда. Не читал, мол, Ваши, Виктор Леонтьевич, опусы и читать не собираюсь. Вот так. 

Что на такую «рецку» ответишь? По существу дела - ничего. «Фотокарточку» мне мама с папой организовали, я здесь непричём. Улыбка? Она у меня и впрямь не супер. Кот? От него жалоб на неадекватное поведение с моей стороны вроде не поступало... Так что ответил я этому милому человеку сдержанно. Без эмоций.

Некоторые вообще ставят под сомнение мою способность смешить людей. Один парень пишет: «Не смешно». А что значит для юмориста услышать такое? Серпом по шее... Другой пишет: «Вам надо бы чувство юмора увеличить». Так и написал – «увеличить». А как его, это чувство, увеличить, не сообщил. То есть, если бы речь шла о какой-нибудь части моего тела, то я, пожалуй, догадался бы, как её увеличить. Ибо пластическая хирургия  творит чудеса, и может величину чего угодно изменить. Но чувство юмора – это такая субстанция, что никакой хирург увеличить её не в состоянии. И медицина здесь, как говорят, бессильна... 

Нет, я не жалуюсь. Сказать, что рецензенты только и делают, что ругают меня, грешного, не могу. Одна дама даже похвалила, мол, следы юмора в Ваших произведениях есть. Без микроскопа видно. Но юмор у Вас, отмечает она, какой-то доморощенный. Местечковый. Описываете жизнь каких-то собачек, кошечек. Крокодилов. Обезьян. И пишет она: шире надо на жизнь смотреть, уважаемый. Серьёзные, политически актуальные темы поднимать... А ведь дама дело говорит, думаю. Надо поработать в этом направлении. И, не отрывая туловища от стула, написал сразу три фельетона. Острополитических. На злобу, что называется, дня.

 И попал я, братцы, с этими своими фельетонами пальцем в небо... Почему? Объясняю. Угораздило меня в одном из них помянуть недобрым словом товарища Сталина, царствие ему небесное. Не потому что я его ненавижу, нет. Просто не люблю: жестокий он был человек. Чрезмерно, не «по делу» жестокий. Ну а «патриоты» с сайта взяли меня за это в оборот. Народ они строгий, суровый, с военной выправкой, некоторые даже в форме. И товарища Сталина в обиду не дадут. А потому берёт один из них меня, фигурально выражаясь, за грудки. И спрашивает: «Знаешь ли ты, пень моржовый, в какой кишке наше общество находилось бы сейчас, если бы не товарищ Сталин?» «Знаю,- отвечаю,- в какой. Пальцем, конечно, указывать не буду, но сказать могу». Он меня не отпускает и задаёт второй вопрос: «А знаешь ты, морж пеньковый, на какой глубине в этой кишке мы все, и ты в том числе, сидели бы в настоящее время, если бы не товарищ Сталин?» Отвечаю, что могу, мол, себе представить, на какой: глубоко, аж дух захватывает... И тут задаёт он мне третий вопрос: а почему же тогда ты товарища Сталина осуждаешь? Ну, я пык-мык, мол, я не совсем чтобы осуждаю, просто не лежит у меня к нему душа. Любви, мол, к этой исторической фигуре с моей стороны не наблюдается.... Отпустил он меня: «Ладно, - говорит, - живи. Сиди на попе ровно и строчи свои «смехопалочки». А в политику не лезь! И товарища Сталина своими нечистыми эмигрантскими пальцами не трогай. Понял?» Понял, отвечаю. Как не понять?

С другим фельетоном тоже нехорошо получилось. Имел я неосторожность брякнуть, что, мол, демократию в той или иной стране устанавливать надо не с помощью бомб и гранат, а исключительно методом убеждения населения страны в преимуществах этой самой демократии. А тут события в Ливии. Получилось, что ихнего диктатора я вроде как под защиту взял. И таким образом попал в стан противников мировой «демократической общественности». Ну, тут «либералы» с сайта дали мне, что называется, под зад. Смотрят на меня как на сумасшедшего. У тебя, мол, парень, что, «крыша потекла»? Как, мол, ты можешь защищать этого людоеда? С виду ты, вроде, приличный человек, даже как бы начитанный, а такую чушь порешь. Один мужчина из «либералов» так разнервничался, что предложил мне метлу в руки дать, чтобы я трамвайные пути подметал: ты, мол, дядя, ни на что другое больше не годишься... Так вот, когда дочитал я эту рецензию  до конца, испугался. Нет, не из-за метлы. Испугался я другого.

Рецензент этот в слове «неймётся» поставил в конце две буквы «ц» и одну «а». То есть буковки, которых в этом слове отродясь не было. Вы скажете: ну поставил и поставил, о чём разговор? Нет, братцы, если человек с высшим образованием в простом русском слове две буквы «ц» рядышком вписывает, дело дрянь. Посудите сами: а если он и дальше в своих литературных трудах в каждом втором слове эту букву будет впаривать? Тихий ужас. Тут лечение требуется, и не простое, а гипнозом. Это когда гипнотизёр гипнотизирует пациента, а потом бубнит ему на ухо, что, мол, нету в русском алфавите буквы «ц», запомни, нету, нету. Через пару сеансов пациент абсолютно здоров и до конца жизни пребывает в убеждении, что буквы «ц» в русском алфавите нет.... Конечно, для маститого прозаика обходиться без этой буквы тоже непросто, но это всё же лучше, чем её чрезмерное употребление.

Чего я испугался? А того, что деньги за лечение этого литератора с меня слупят. Ты, скажут, гад такой, довёл человека своими дурацкими фельетонами до того, что он с русской орфографии «съехал»: вот ты и плати.... Поэтому ответил я своему рецензенту максимально деликатно, бережно, чтобы пощадить нервы человека. Пишу: не расстраивайтесь, мол, дорогой товарищ, всё будет хорошо. И месяца не пройдёт, как прихлопнет «мировая демократия» этого ливийского диктатора бомбой. Или скрутит его в бараний рог. А там, глядишь, и подвесит его на верёвке за ту же самую часть тела, что и Саддама. Так что поводов для радости и торжества у нас с Вами будет предостаточно...

Вывод? Молодым, начинающим прозаикам я посоветовал бы держаться подальше от политики. Ненадёжное, скользкое это дело. Пишите лучше про любовь. Вечная тема.

 

 Иллюстрация из Интернета