Наброски Прозы на манжетах - ч. 1

Серж-Бродяга
Часть 1.

Казалось бы, ну, зачем мне лезть в этот странный и непонятный для меня мир «рейтингов и рецензий»?! Ведь не собираюсь же я участвовать ни в каких объединениях «по интересам», ни в любых других «подковерных» играх!

Так с «каких же щей» посетила мою голову эта дурная мысль – написать статью о писательстве вообще и о рецензиях в частности. Тем более, что сам-то как раз к писателям ни коим образом не отношусь.

Вероятно, по той же самой причине, по которой, стоя у края обрыва, вытягивал шею, пытаясь заглянуть вниз – манит, видимо, бездна и сладкий страх высоты или неизвестности.

Да оттого еще, наверное, что первое время долго ждал по-настоящему серьезного разбора своих опубликованных миниатюр и рассказов – не оценил сразу «шутку юмора» создателей сайта с «формой для рецензии»…

Опыта писательского и вообще литературного – у меня никакого, таланта и врожденного «дара» - тем паче. Вот и возмечтал «услышать глас», пусть не Божий, но мужей и дам, достойных звания мастера и матерых (кому нравится – могут называться маститыми) критиков.
Коих, действительно, немало уже встретил на этом сайте.
И, в самом деле, получил от некоторых из них грамотные рецензии и справедливые оценки.
И внимательно к их советам прислушался. Рассчитывая почему-то и дальше на нечто подобное от других…

Я-то ведь предполагал (наивняк простодушный!), что рецензии должны помогать нам, всем – от ошибок не застрахован никто! - чтобы увидеть допущенные небрежности. Я же не принадлежу к какому-то кругу здесь имеющихся авторов, на все лады расхваливающих лишь своих, «избранных», и всем кагалом обрушивающихся на неугодных. Равно как не отношу себя к борцу-одиночке, воющему «против всех» и  партизанящему по всему пространству Прозару («бей белых, пока не покраснеют, бей красных…»)

Вполне вероятно, малый срок пребывания на сайте не дает мне морального права на высказывания, которые последуют ниже, но я воспользуюсь все-таки юридическим «равенством прав» пользователей услугами данного сервера.

Напрасно я самонадеянно рассчитывал на советы и терпение рецензентов – не для того здесь существуют авторы, чтобы инспектировать ЧУЖИЕ тексты! Да и правильно – начнешь всем подряд советовать да помогать, писать самому некогда будет. «Вас так много, а меня так мало».  Или хуже того – нарвешься на неадекватного собеседника, ввяжешься в ненужную полемику и – ага! – «пропал дом», или попал под каток модераторов, регистрируйся заново.

Читая многих авторов, некоторых с превеликим удовольствием, заметил престранную особенность – достойные пространных рецензий произведения, как правило, их имеют крайне ограниченное количество. Зато, и это относится уже ко всем без исключения опубликованным произведениям вообще – безо всяких разумных пределов, просто море разливанное -  славословий! Доброе слово, конечно, приятно любому автору, но…

Дельных замечаний нет, нет ни разборов, ни советов,
ни помощи, нуждающимся в ней, начинающим авторам – одна лесть. Даже на откровенную ерунду, порой в одну строчку, почти полностью состоящую из известной цитаты, с тремя словами своей банальности – типа «мне казалось, а оно вона как!» - можно встретить хвалебную оду, раз в пять превышающую размерами рецензируемое творчество.

Мне повстречались, к счастью, несколько авторов, которые не чураются сложной работы истинного рецензирования, не оставляют, как большинство три-четыре слова, обычно с заглавных букв,  а пишут, не жалея собственного времени, полноценную серьезную рецензию, которую не стыдно назвать работой (ибо написать «рецку» на любой опус, разумеется, значительно проще, достаточно пары минут, включая время перехода к другому «творению»).

При удачном стечении обстоятельств, когда ваши повести, романы, рассказы, сборники захотят издать - такие работы запросто можно использовать в качестве аннотаций, добавив конкретики. Я не претендую на серьезность своей статьи, это не аналитическая работа – жанр публицистики не предусматривает этого. Это просто мысли вслух, без желания кого-либо оскорбить.

*** «Лирическое» отступление - предлагаю модераторам ввести в «форме для рецензии» еще несколько кнопок или окон с «галочками» - «Великолепно», «Замечательно», «Чудесно», «Хорошо», и еще одну.  «Бред какой-то» – все вместе или «нужное отметить «галочкой». Зачем утомлять авторов «рецек» их «написанием»-то?

Но сам факт наличия бесконечной череды «рецек», зачастую вообще состоящих из  одного слова «Спасибо» – приводит в замешательство самого автора произведения, которое «отрецензировали» таким образом – ему-то как реагировать?

Согласен заранее, что множество опубликованный «творений», действительно, порой большего не заслуживает, но большинство-то авторов справедливо рассчитывает не только на беглое прочтение, но и на понимание замысла и на обратную связь!

Я не знаю, нужны ли критики поэту (речь не идет о графоманах), может быть и нет – когда поэты «пишут сердцем», им правила и нормы не указ - но здесь-то ПРОЗА.ру

Даже если произведение написано безукоризненно грамотно и, действительно, относится к разряду шедевров, «придраться» не к чему – неужели автор откажется услышать, КАКИЕ эмоции вызваны его строками, ПОЧЕМУ вызвали такой отклик сердца, КАК отозвались они в душе читателя, ЧТО ему захотелось сказать автору...

Продолжение: http://www.proza.ru/2011/07/04/718