Нижнеднепровск. Август 1941. Рассказ моего отца

Просто Валерия
                «В середине августа 1941 года я был направлен в днепропетровское артиллерийское училище на курсы подготовки среднего командного состава. Но к учёбе приступить не пришлось. Враг прорвался к Днепропетровску, и наше училище, в качестве пехотного подразделения, было направлено на оборону города. Надо было надёжно прикрыть эвакуацию гражданского населения и несформированных воинских частей, не имеющих боевого опыта. В ночь на 27 августа, убедившись, что город опустел, наш поредевший отряд переправился на левый берег Днепра, рассчитывая найти там хорошо укреплённый оборонительный рубеж. Но в Нижнеднепровске наших частей не оказалось. На окраине города высадился немецкий парашютный десант, переодетый в форму советской милиции, а с флангов переправились через Днепр немецкие танки и мотопехота.

                Завязались ожесточённые уличные бои. Мы забрасывали гранатами немецких автоматчиков и снайперов, засевших на чердаках, врывались в дома и палисадники и завязывали рукопашные бои. Запомнился один из эпизодов. Обогнув угол дома, мы стремительно ворвались в палисадник, занятый немцами, и я буквально грудь с грудью столкнулся с немецким автоматчиком. Это произошло настолько неожиданно, что на какое-то мгновение мы оба, будто окаменели. Запомнились серое лицо и остекленевшие, округлившиеся от ужаса глаза немца. Чтобы нанести удар штыком, мне нужно было отступить на шаг назад и высвободить винтовку, зажатую между нами. Но это дало бы немцу возможность срезать меня очередью из своего автомата. Очевидно, на какую-то долю секунды я первый пришёл в себя от неожиданности и изо всех сил ударил противника ложей винтовки в лицо. Немец тяжело рухнул мне под ноги, а я, едва удержав равновесие, перепрыгнул через него. Оглянувшись, я увидел, как подбежавший сзади товарищ пригвоздил врага штыком к земле.

                Уже потом, лёжа в госпитале, я задавался вопросом: как мне удалось одолеть врага в этом единоборстве? Думаю, помогли довоенные занятия боксом, который развивает не только силу и выносливость, но и быстроту реакции. А исход схватки зависел именно от этих качеств. За участие в этом бою я был награждён медалью «За отвагу».

P.S. У моего отца, Французова Евгения Михайловича, были и другие награды, но эту медаль он всегда считал самой заслуженной и ценной.