Ирвинг

Константин Рыжов
Вашингтон Ирвинг родился в Нью-Йорке  в апреле 1783 г. в семье коммерсанта, иммигрировавшего в Америку из Шотландии. С детства он увлекался европейской стариной, зачитывался книгами английских писателей. Еще лучше узнал Ирвинг европейскую культуру  во время путешествия по Италии, Швейцарии, Франции, Голландии и Англии, предпринятого в 1804-1806 гг. Заграничные впечатления позволили ему свежим взглядом взглянуть на американскую действительность.

Первый успех принес Ирвингу  юмористический альманах «Салмагунди» (1807-1808), издававшийся им вместе с группой друзей. Для молодой американской литературы  юмористические зарисовки быта американских городов  были настоящим открытием. В своих очерках Ирвинг добродушно посмеивался  над нелепыми модами, курьезными обычаями  и безобидными чудачествами  соотечественников.   В 1809 г. была опубликована первая книга Ирвинга, принесшая ему широчайшую известность – «История Нью-Йорка». Сам автор определил ее жанр как комическая эпопея. Это бурлескный, полный аллюзий на современность  рассказ о тех временах, когда Нью-Йорк назывался Новым Амстердамом и был мирным поселением голландских фермеров – любителей капусты и свежего бочкового пива. Голландская колония изображалась им как забавный мир добродушных, наивных и неповоротливых чудаков. Все тогда было спокойно, все находилось на своем месте, жизнь текла не спеша и размерено. Никакой торопливости. Никакой суеты. Никакой борьбы за существование. 

В 1815 г. Ирвинг отправился в Европу, где провел следующие семнадцать лет. Он путешествовал по Англии, Франции, Австрии и Германии, продолжая в то же время писать свои замечательные новеллы, отличающиеся особой живописностью и графической  четкостью. В 1822 г. в Нью-Йорке была опубликована его «Книга эскизов», в 1824 г. – сборник рассказов «Брейсбридж-холл» и «Рассказы путешественника».

«КЛАДОИСКАТЕЛИ». Повествование в этой мастерски написанной новелле ведется от имени любимого героя Ирвинга  Дидриха Никербокера – собирателя старинных легенд и преданий о ранней истории Нью-Йорка. На этот раз Никербокер обращается к теме кладов и вспоминает об ранней эпохе английского владычества, когда окрестности Нью-Йорка сделались излюбленным местом для стоянок буканеров (пиратов), изрядно донимавших испанцев своими дерзкими налетами и грабежами. Самым известным буканером той поры был знаменитый капитан Кидд. За годы разбоя он успел накопить и припрятать в разных местах немало сокровищ, но в конце концов был захвачен англичанами и повешен. Итак, Кидд сгинул навсегда, но сокровища его остались и не давали покоя кладоискателям. Беда заключалась в том, что заполучить их можно было только вступив в сделку с дьяволом, который, как известно, стоит на страже всех пиратских кладов. Достоверно известно, впрочем, что некоторым все же удалось прибрать к рукам денежки Кидда. Вот только принесло ли им это счастье?
В этой связи рассказывают, прежде всего, о некоем Томе Уокере. Этот малый был невероятно жаден до денег, но отличался при том дерзостью и известной смелостью. Однажды, возвращаясь домой через болота, он забрел на место старого индейского капища, где краснокожие приносили когда-то жертвоприношения своим духам. И вот, оказавшись в этом мрачном и страшном месте, Уокер повстречался  с таинственным черным дровосеком. Слово за слово завязался разговор. Дровосек рассказал о том, что неподалеку от болота, на возвышенности спрятаны несметные сокровища покойного капитана Кидда, что богатства эти находятся в полной его власти, и что он готов предоставить их Тому, но только на известных условиях. Расставшись затем с гостем, черный дровосек шагнул в болото и быстро погрузился в трясину. А задумчивый Уокер возвратился домой, пребывая в полной уверенности, что говорил с самим дьяволом. Некоторое время он размышлял над полученным предложением и наконец согласился принять его.

Получив от незнакомца деньги, Том открыл в Бостоне меняльную лавку и стал весьма  преуспевающим ростовщиком. Он охотно одалживал деньги, но всегда требовал хороших комиссионных и достаточного обеспечения. И чем бедственнее было положение просителя, тем жестче бывали его условия. «Он скупал их долговые письма и закладные и постепенно высасывал своих должников, в конце концов выставляя их сухими, как губка, которую тщательно выжали, за двери конторы. Он пригоршнями загребал деньги, сделался богатым и влиятельным человеком, задавал тон на бирже и все выше и выше  задирал свою голову в треуголке». С годами, однако, Том стал задумываться над своим  будущим. Обеспечив себе блага этого мира, он начал мечтать о благах мира грядущего. Стараясь увильнуть от взятых на себя обязательств, Уокер зачастил в церковь. А чтобы не попасться врасплох, он не расставался с маленькой Библией, которую постоянно носил в кармане. Кроме того, у него была еще одна Библия – целый фолиант, - который он держал у себя в конторке. Таким образом, Уокер хотел отпугнуть дьявола, но, разумеется, нисколько в этом не преуспел.

Однажды он хотел  предъявить ко взысканию истекшую закладную и пустить  по миру одного маклера. Этот несчастный считался его другом, но все его мольбы об отсрочке платежа оказались тщетны. Внезапно раздался громкий стук в дверь и появился черный дровосек. «Том! За мною!» - грубо крикнул он. «Том отпрянул назад, но уже было поздно; он оставил свою маленькую Библию в сюртуке; его большая Библия лежала под просроченной закладной на конторке; никогда еще ни один грешник не был застигнут настолько  врасплох, как это произошло с  Томом Уокером. Черный человек вскинул его, точно ребенка, в седло, хлестнул коня, и конь помчался  среди грозы и ненастья, унося на своей спине Тома». Обратно в свою контору он уже никогда не вернулся… Когда вскрыли его сундуки, то обнаружили, что все принадлежавшие ему векселя, закладные и другие бумаги превратились в горсточку пепла. Его железная  шкатулка, в которой предполагали  найти золото и серебро, заключала в себе  в действительности лишь щепки  да стружки. В конюшне его вместо  двух его коней нашли два истлевших скелета, и на следующий  день после исчезновения Тома загорелся его большой каменный дом и сгорел дотла.

*****

В 1826 г. писатель перебрался в Испанию, где был назначен на пост атташе  американского посольства в Мадриде. Здесь он пишет «Историю жизни и путешествий Христофора Колумба» (1828) и «Хронику завоевания Гренады» (1829). В 1829 г. Ирвинг продолжил дипломатическую службу в Лондоне, где занял пост секретаря  американского посольства. В 1832 г. писатель вернулся на родину и в том же году издал новый сборник новелл «Альгамбра». Вскоре он предпринял поездку  по западным штатам США и индейским территориям, результатом которой стала книга очерков «Поездки в прерии» (1835).

В 1836 г. Ирвинг поселился  в усадьбе Саннисайд вблизи Тэрритауна (штат Нью-Йорк). В 1842 г. он был назначен на пост посла США в Испании и следующие четыре года провел в Мадриде. В последние годы он работал в основном в биографическом жанре – написал «Биографию Оливера Голдсмита» (1849), «Книгу о Гудзоне» (1849), «Магомет и его приемники» (1850) и пятитомное «Жизнеописание Джорджа Вашингтона»  (1855-1859). Умер писатель в ноябре 1859 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281