Правила игры ты знаешь. Свидетельство

Братислав Либертус Новинки
Сперва я думал, что этим летом поеду в Москву. Ну, раз друзья зовут к себе - почему бы и нет? Хоть проветрюсь, а то засиделся уж...
А потом они что-то пропали. Ни слуху, ни духу. Я уж и к сестре съездить успел в село, и уже надоело мне там, - уехал оттуда.
Пока ягнята молчат - решил махнуть в Харьков, - благо, узнал, что там сейчас живёт один мой старый приятель, которого я давно не видел, и которого очень захотелось увидеть. То есть, в принципе, в Харькове и кроме него есть у кого остановиться, но мне захотелось именно у него: просто давно не видел. Ну, а там, пользуясь тем случаем, что я в Харькове - заняться делами: попытаться найти людей для своей команды. Для продюсерского состава.

И вот, я уже собираюсь в Харьков. Но накануне поездки, когда мне уже нужно собираться на поезд - что-то такое навалилось на меня... Странное тяжёлое чувство, будто мне не стоит ехать в Харьков... Настолько тяжёлое, что прям к месту пригвоздило, и не могу пошевелиться...
Я пока не могу понять точно, в чём дело, но понимаю только самое главное: Бог не даёт мне туда ехать. Может, не время мне ехать туда, или вообще...

Я начинаю молиться. Просто говорить с Ним: высказывать свои мысли по этому поводу... Говорю: "Пап, я так понимаю, Ты хочешь сказать, что мне не стоит туда ехать?... Если бы там не ждали меня неприятности, то вряд ли бы Ты стал так усиленно меня удерживать от этой поездки... Я, пожалуй, послушаюсь Тебя,  и отменю поездку. Спасибо, что предупредил, Па..."

В общем, я озабочен, растерян, и не знаю, что делать... Я так был настроен на поездку! А теперь что?

"А что теперь, Па? Мне ехать куда, или оставаться в Киеве? Как считаешь? Я не знаю, что мне делать!" - спрашиваю я Его совета...
Тем временем подумываю о возможности остаться в Киеве. Безучастно так думаю. Мне ведь всё равно, где быть...
Но потом чувствую - что-то будто выталкивает меня из Киева.
"Мне уехать из Киева?" - догадываюсь я.
"Да."
"Но куда? В какой город, или, быть может, село? Куда, Па?"
"Вон из Украины совсем. Твоё время здесь вышло. Засиделся." - отвечает мне Он...
"Вон из Украины? С радостью! Но - куда, Па? В Польшу ехать у меня пока загран-паспорта нет, не сделал я; а в Россию... не знаю я..."
"Нет, не в Россию."
"Не в Россию? А куда?"
"В Белоруссию."
"В Белоруссию?!?... Па, я, вообще-то, Ты помнишь, не планировал ехать в неё так скоро... Я думал, она будет последней в списке славянских стран, которые я посещу... Там ведь всё равно, я слышал, на русском языке говорят в основном, - а что я, русского языка не слышал, что ли?... Но Ты говоришь, в Белоруссию пришло время ехать... Хорошо, а куда? в какой город? В Минск?"
"Нет, в Минск попозже. Посмотри на карту. Который город ближе всех?"

Я посмотрел. Оказалось, это Гомель.

"Па, мне в Гомель ехать, да?"
"Да. Будешь жить под Гомелем, к югу."
"Хорошо... Ну что, я поехал? Потом скажешь мне, куда именно под Гомель, в какое село. Дашь мне знать."
"Езжай..." - улыбнулся Он.


На сердце так легко было! Такое чувство поселилось, будто меня там ждут. Бог уже приготовил мне место там!


И я поехал. В пути, держа карту Украины, разглядывал тот клочок Белоруссии, что поместился. Разглядывал названия сёл под Гомелем, пытаясь почувствовать хоть какой-то отклик в сердце на название...

"Нужно выбрать что-то такое колоритное, местное..." - думал я, прикидывая, как название села будет смотреться в моей записной книжке рядом с новыми именами. Конечно, хотелось что-то необычное... Улыбнулся невольно, когда увидел название "Чкалово": "Боже, сколько их, этих Чкаловых! По всей СНГ..."
У меня в записной книжке уже есть знакомые из Чкалова. "Одного Чкалова хватит..." - думал я.
Но, тем не менее, в миграционной карте я написал именно это название: все другие, которые я вычитал перед этим, повылетали из головы.


Потом на вокзале стоял у стенда, где перечислены названия сёл по всей области. Все были написаны на русском языке, и звучали все как-то по-русски обыденно...

Купил даже карту области, чтобы посмотреть, нет ли каких сёл других, пусть и поглуше, но только чтоб поколоритнее название было...
Нашёл одно. Понравилось: Сож. Ни на что непохоже! И даже речка с одноимённым названием. Забавно!

Пошёл в кассу брать билет. Но в кассе на меня посмотрели как на инопланетянина, сообщив, что такой станции не существует.

Хм...

Отошёл, пошёл бродить по вокзалу, всматриваясь в названия повнимательнее, пытаясь найти хоть какой-то намёк на колорит. На одном из стендов увидел, как пишется на белорусском Васильевка: "Васільеўка". Понравилось. Пошёл к другой кассе. Там у меня спросили:

"А у Вас есть разрешение на въезд в пограничную зону?"

Смутившись, отошёл и от этой кассы...

Чтобы не оплошать в третий раз, стал снова изучать карту, сверяя её с названиями на стенде, где написан список сёл с расписанием пригородных маршрутов.

А в голове всё это "Чкалово" вертелось... Прилипло, как банный лист. "Да не хочу я в это Чкалово! Жил я уже в одном Чкаловом! Сколько можно? Во всех Чкаловах жить, а потом путать, где какое?"

В конце концов, решил смириться.
"В Чкалово, так в Чкалово. Какая разница."
И потопал к кассе. Снова к другой. Их становится всё меньше, в которых не видели моего лица... Надеюсь, в этот раз не оплошаю, и мне не придётся объясняться, куда я всё-таки еду.

На этот раз в кассе у меня спросили: "Вам какое Чкалово?"
Я опешил. Это что-то новое! Даже улыбнулся, заинтригованный.

"А какие есть варианты?" - спросил я у девушки-касирши.
"Чкалово-1, Чкалово-2, Чкалово-3. Вам какое?"
"Давайте Чкалово-2".

Почему-то подумалось, что я непременно должен начать с середины.

Так и вышло. Я сошел в ценре села: дорога направо, дорога налево. Без вариантов. Идти в начало или в конец? Поглядев туда и сюда, увидел, что ближе всех были люди в сторону начала. Посему, не мудрствуя лукаво, пошёл в ту сторону, чтобы спросить, не сдаётся ли где комната или дом...

Нет, не сдаётся. И не знают никого.

Пошёл дальше спрашивать.

Нет, нет, и снова нет.

"Пап, село-то маленькое... Ты вселил в меня уверенность, что меня здесь ждут. А я что-то не замечаю никаких признаков..." - высказал я Богу свои сомнения. И Он мне ответил:
"Правила игры ты знаешь: ты должен идти до конца, пока не выдохнешься. А когда выдохнешься - там и твоя остановка".
"О, да, Пап... знаю..." - покорно ответил я, и пошёл дальше.

"Так мне спрашивать, или не спрашивать? Может, мне просто молча идти, пока не устану?"
"Спрашивай. Конечно, спрашивай!" - улыбнулся Он лукаво - видимо, что-то замыслив...

И я шёл, и спрашивал. Получал отказ, не удивлялся ему, и снова шёл. Дошёл до края села таким образом, и бодро потопал дальше, в соседнее село. Даже не пытаясь останавливать попутку, чтобы сэкономить силы: я хотел, чтобы эта волынка закончилась поскорее. Ведь правила игры я знаю...

И я шёл, и спрашивал. По пути проголодался, сел на какую-то лавочку, подкрепился, отдохнул немного, - и пошёл дальше...

Так дошёл до магазина. Вошёл в магазин, купил фрукты и хлопья, вышел, запихал покупки в сумку. Решил спросить ещё и у продавщиц.
Не знаю, с чего это вдруг меня переклинило, и я (уже заплетающимся от усталости языком) обратился к продавщице на чистом украинском. Лишь к концу диалога вдруг осознал, что я нахожусь в Белоруссии, и что, по определению, меня понимать здесь не должны... Но продавщица, похоже, прекрасно поняла, - судя по спокойному выражению лица, без малейших признаков усилия слухово-мозговой деятельности.

Но и она мне ничем не могла помочь. Впрочем, посоветовала спросить у бабушки, сидящей перед магазином на стульчике, - её было видно через окно.
Вышел, спросил. Она отправила меня к стоящей на противоположной стороне площади женщине, разговаривающей с мужчинами. Пока я шёл к ней, она уже с ними попрощалась. Оказалось, что я уже обращался к ней...

Возвращаясь к магазину, я уже чувствовал, что еле волочу ноги... Сел на лавочку у магазина, чтобы передохнуть и идти дальше.
Но стоило мне только сесть, как усталость свалилась на меня так, что прямо пригвоздила... Я не заметил, как задремал. Проснулся, огляделся, проверил члены свои, - отдохнули ли, готовы ли идти дальше, - и снова задремал, убедившись, что тело мне по-прежнему неподвластно...
Я понимал, что это - знак, что я уже на месте.

Внутри спокойно было. Ведь я знаю правила игры. Бог обещал, что я буду на месте тогда, когда идти не станет сил. Придётся ли мне ночевать на этой лавочке? Возможно. Я знаю только одно: я уже на месте. Осталось только ждать...

И я ждал. Спать хотелось невыносимо, и я спал, сидя на лавочке, уткнувшись лбом в кулаки на коленях. Просыпался, поднимал голову, оглядывался праздно, и снова засыпал. Несколько раз замечал дедушку, слоняющегося во дворе магазина. Не обращал на него внимания. Не думал ни о чём.
Тем временем вечерело.
Я снова проголодался. Сел есть. Одна из продавщиц, проходя мимо меня, спросила с улыбкой: "Ты что, здесь на лавочке ночевать собрался?"
Я так и застыл с полным ртом, не зная, что ей ответить. Замер, как будто в игре "Море колышется". Секунды летели, а я так и не ответил ей ничего, продолжая сидеть, с непрожёванной пищей во рту.
Только глазами провожал настороженно: не было бы только неприятностей каких...
Глупый вид какой-то. Нелепый. Но я ничего не мог придумать. Просто ждал, когда она пройдёт мимо. И мысленно продолжал спать.

Эту сцену видел тот дедушка, что слонялся тут всё время, пока я спал. Он подсел ко мне близко, и спросил тихо: "Что, ночевать негде?".
Спросил так просто, словно знает меня давно. Я кивнул, продолжая сонно поглощать свою трапезу.
"Ко мне пойдёшь. Хорошо?"
Я кивнул.
"Вот и хорошо. Только подождём, когда магазин закроется, и ко мне пойдём. Ты сам откуда-то?"
У меня не было сил отвечать. Только рукой махнул неопределённо.
"Ну, ладно, потом расскажешь!" - он понял меня абсолютно правильно. Я кивнул.

Чуть позже он спросил: "Как звать-то тебя?" - "Братислав." - "Ага, - Славик, значит. А сам откуда ты?" - "Из Карелии."
С этого заветного слова вдруг всё перевернулось. Оказалось, что он тоже карел! Я же, услышав это, забыл о том, что хотел спать только что: сон смахнуло как рукой! Мы произносили родные названия, как пароли, - и восхищались всё больше этой встречей, готовые кричать от радости на всю улицу, что встретили земляка...
Удивителен мир!

"Ты только не уходи никуда! Жди меня! Я сейчас!" - прокричал он, когда подошло время закрывать магазин.
Я улыбнулся про себя: "Куда ж я уйду? Я уже на месте! Мне дальше идти Бог не велел!"

А потом он мне дома уже показал альбом свой армейский, и на деревянной обложке, покрытой лаком, были выжжены знакомые купола: "Кижи!" - закричал я в восторге новое слово-пароль, и не удержался, чтоб не поцеловать изображение их: в священном трепете, какого даже не подозревал в себе по отношению к этим куполам. Я даже не знал, как сильно соскучился по ним!...
В этот миг я понял, что через всю Белоруссию, потом через Литву и Латвию, и Эстонию - я дойду до Карелии...


Продолжение - в рассказе "ДОРОГА В МИНСК" http://www.proza.ru/2011/08/07/1176


Братислав Либертус
июль 2011