Спасти рядового Райана
( К обсуждению темы патриотизма в кино на телеканале «Культура» )
Как мне , рядовому кинозрителю, примкнуть к обсуждению этой столь волнующей темы . Как не оказаться полнейшим дилетантом в кругу столь прославленных мэтров , где рядом витийствуют П . Лунгин и П . Чухрай .
Вправе ли я принять участие в обсуждении темы патриотизма , когда само слово патриотизм, несёт в себе элемент , если не всю гамму , целую таблицу периодики Менделеева, а в устах деятелей типа Новодворской , это уже и прибежище негодяев . Думаю , что мой возраст , и не только , позволяет мне это сделать . И я задаюсь вопросом, где та грань , та человеческая грань , воздвигнутая и построенная либералами , которая отделяет меня , рядового зрителя и гражданина от тех , кто отрицает всё что было , что есть в человечестве и в человеке.
И здесь либералы , эдакое странное сословие , какая –то смесь пошлого , придуманного либерализма , замахиваются на самое святое , священное , без чего у гражданина нет Родины , а значит и самого гражданина .. И поэтому я думаю, что тема патриотизма приобретает сегодня , особенно сегодня , тот изначальный смысл , который в песне начинается …. «С чего начинается Родина?» . Российские либералы заквашенные на воровском олигархическом капитале являют собой отвратительное зрелище , а их космополитизм , самый уродливый из всех .
Во всём мире патриотизм является понятием краеугольным , отправным , и в тех странах , которые нашими либералами берутся как образец Демократии и уважения к Правам Человека , используют его для утверждения своих , часто гегемонистских целей , как сегодня говорят , по полной программе .
Наши либералы , толи от абсолютного незнания жизни , толи от желания выдать себя за поборников «цивилизованной» модели развития того или иного Общества, о котором они понятия не имеют , а возможно и от чрезмерного усердия прослыть католиками больше , чем сам Понтифик , пускаются во все тяжкие .
С помощью словесных выкрутасов и такой же телесной эквилибристики , в своём , узко эстетическом кругу , пытаясь продемонстрировать свою эрудицию , не обращая внимание какое впечатление оно оставляе т у зрителя , а главное какую цель преследуют, облизывая зады западного киноискусства , строят свои гипотезы , больше на предположениях , чем на реалиях самой жизни . И тогда , уже в который раз, по поводу и без повода, они шлют проклятия советскому киноискусству, хотя многие из них и в подмётки не годятся выдающимся мастерам советского кино , тому же И .Пырьеву , Г Чухраю , С. Герасимову , Калатозову , Г . Полоке , К. Шахназарову , и др.
Всё это , конечно , к слову , для затравки. Но ведь весь лейтмотив обсуждения свёлся к тому , что всё советское киноискусство и тема патриотизма , были направлены , сконцентрированы на показе жертвенности героев . Другого в старых фильмах ничего и не было , юродствуют эстеты от искусства . В чём -то они правы . А могло ли быть иначе , могла ли страна истекающая кровью, позволить героям фильмов малодушие ? А может быть следовало героизировать предателей, тех же полицейских , находящихся на службе у фашистов? Может быть для победы над фашизмом , этой чумой ХХ века , советских солдат , офицеров и генералов , следовало бы показать танцующих на балу, или гарцующих на ипподроме, а для начала напялить на них панталоны ? Вам нужны такие герои ?
Либералы идут на всё . Ради вкусной похлёбки, желания отовариться в Куршевеле, хорошо ещё , если им удастся заглянуть на Мон-Март, и полюбоваться «ремеслом» художников ? Но совсем хорошо им станет тогда , когда они примкнув к сотням тысяч проходимцам из России , бросят свой спасительный якорь в Лондоне , на берегах Темзы , чтобы спрятать своё ядовитое жало подальше от человеческих глаз . Мы это видим , но мы это не проходили .
Итак мы разобрались , я так думаю . Советский патриотизм превозносил жестокость , самопожертвование ? Или историческая целесообразность диктовала такие условия жизни ? Судя по диспуту , не эта преследовалась цель . Цель совсем в другом . Показать два мира , два отношения к жизни , у нас и в Америке .
И вот здесь , отправной точкой для дискуссии , её сердцевиной , центральным местом , стал американский фильм « Спасти рядового Райана». Судя по всему , и замысел режиссёра Спилберга , и все действия американских солдат и офицеров, служат одной цели , спасению рядового Райана . Война , все военные баталии американской армии , отныне принадлежат одной идее , цели, спасти своего товарища , рядового Райана, который в семье , где погибли три его брата , остался один . Трагедия семьи , человека , человечества , всё воплощено в этой гуманистической идее . Но не всё так просто . Если бы политика и практика правящего класса Америки соответствовала этим целям . Но так , это скорее что? Агитка ? Еще какая , Патриотическая ? Однозначно . Гуманистическая ? Еще бы . Прямая противоположность советскому искусству, где спасение человека не ставится как задача , если чуть ли не наоборот .И никого не смущат , что так можно договориться до абсурда , и даже полудохлую кобылу деда Щукаря поставить позади телеги .
Может быть не стоило заходить так далеко , когда Российское искусство демонстрирует образец надругательства над личностью , и совсем не важно , какие сцены бытуют , бандитский сериал или мелодрама . Герой жизни -бандит , мошенник, вор и , конечно , сутенёр , как в Пермском Крае или педофил в Подмосковье .
Речь о рядовом Райане , о той морали, которую хотят противопоставить , чтобы этот повод дал еще одну возможность оплевать всё то , что еще дорого миллионам зрителей , гражданам страны . В общем всё правильно , всё вполне логично . Спасая рядового Раяна , американцы , за чуждые им интересы , уже после второй мировой, погубили 50 тысяч своих солдат во Вьетнаме . А сколько в других районах мира , наконец, в Ираке и в Афганистане. ? Думаю , что , к сожалению, и это не конец .
Используя свою пропагандистскую машину , новейшие достижения техники, заботясь об одном солдате Раяне , Западное киноискусство , и Американское , не в последнюю очередь, преследует свои , узко эгоистические цели . Понимали ли это те , кто затеял на телеканале «Культура» , добром и умном Телеканале , дискуссию о теме патриотизма в кино. Хочется думать , что да , так как и среди молодых кинорежиссёров и продюсеров , нашлись и те ( фамилии не запомнил) , кто защищал правду , честь страны , кто остался верен подлинно патриотической идее , остался до конца честен .
Свердлов Б.М . Москва
22 июня 2011 года .