Версаль построили на болоте и восхитили им мир

Юрий Красавин
ТЕРНИСТЫМИ ТРОПАМИ


Версаль не советуют посещать в групповых экскурсионных поездках по Франции. Как правило, турагентства предоставляют лишь пару-тройку часов, чтобы посмотреть интересный городок в 24 километрах от Парижа, самый большой в Европе королевский замок и обширнейший парк на тысячи гектаров. Какие впечатления можно получить за столь короткое время?

Если вы когда-нибудь видели Екатерининский дворец в Царском Селе, фонтан «Самсон» в Петергофе, пруды и беседки в Гатчине, то вскоре по прибытии в Версаль будете разочарованы. Действительно, не всякое золото блестит. Под Парижем вы увидите драгоценный желтый металл на статуях и колоннах потрескавшимся, очень темного, старого цвета, словно уставшего от взора туристов. Фонтаны, как вполне может случиться в ваш приезд, не работают, рощи заперты на замок за решетчатыми стенами, а дворец и вовсе закрыт.

Пробежавшись по лабиринтам королевского сада, можно уйти из него полностью обескураженным и, вернувшись домой из загранпоездки, смело заявлять родным и знакомым: «Та! Видел я этот Версаль! Ничего интересного. Наш Петергоф лучше».
Примерно такие же впечатления были и у меня в первые часы пребывания в Версале, потому как приехал сюда, совершая самостоятельное путешествие по европейским странам, совершенно спонтанно и не подготовившись.  Хоть уходи, с досады махнув рукой на туристическую неудачу...

Но так как погода была в тот летний день жаркая, а времени впереди много, то я прилег на травку в тени дерева и погрузился в приятные мысли. Парки ведь очень к этому располагают, особенно большие и ухоженные. За что их, собственно, и любят. Кулек дешевой клубники, купленный в пригороде Парижа, скрасил одиночество в тени раскидистого вяза на берегу огромного пруда, грозившего запрыгнуть водной гладью за горизонт. Фотоаппарат за день неспешной прогулки по парку запечатлел самые примечательные моменты из увиденного. А уж потом, вернувшись из заграничной поездки, захотелось сесть за путеводители, чтобы понять и разобраться, чем же так восхищается весь мир.

Прав Бенуа

Версаль — почти что нарицательное имя. Петродворец называют «Русским Версалем», Сан-Суси в Потсдаме — это немецкий Версаль, Шёнбрунн — австрийский и так далее. Пока что в словарях не закреплено, но версаль — это роскошный парк фрацузского типа: с замком, фонтанами, ветвистыми деревьями и виляющими дорожками, множеством статуй, клумб... Так-то оно так, но не всегда, оказывается, можно сравнивать сравнимые вещи. Вот, например, убежавший в прошлом веке в Париж от советской власти известный русский художник и искусствовед Александр Бенуа указывал, что «Петергоф часто сравнивают с Версалем, но это по недоразумению».

Фонтаны в Петергофе — не придаток, а главное  украшение паркового ансамбля. Так было задумано изначально. Инженерные водопроводные сооружения под Петербургом спроектированы и построены таким образом, что водонапорных башен почти не требуется. Вода благодаря умелому использованию ландшафта естественным образом может бить вверх все лето. В Версале же фонтаны  - дополнение, сюрприз к появлению короля. Это очень дорогостоящее мероприятие даже в наше время. Поэтому и в XXI веке их включают, но только в определенные часы. Бывайте в Версале почаще — и вам тоже, может быть, случайно окажут королевскую почесть. Либо надо тщательно изучать информацию о мероприятиях парка, чтобы оказаться в нужном месте и в нужный час. Все другие парки созданы для удобства человека, а Версаль, наоборот, к себе требует внимания как капризная королевская особа. Именно потому все другие парковые ансамбли похожи на него и друг на друга, но он не похож ни на кого.

Версаль часто называют родоначальником, законодателем мод в масштабном ландшафтном парковом строении. Здесь впервые от дворца и до горизонта геометрия господствует над природой и разумно подчиняет себе сады, пруды, дорожки и цветочные клумбы. Парк разбит ландшафтным архитектором Андре Ленотром, перед которым стояла задача создать нечто божественное. Король Людовик XIV, видите ли, отождествлял себя с Аполлоном. Поэтому на смену прямоугольной геометрии пришли расходящиеся лучи, что и явилось революционным словом в строении ландшафтов.

Пока строился парк, французский король всячески пропагандировал свое начинание в Европе. Впрочем, побудительные мотивы на строительство нового чуда света у него могли быть и очень низменными.

Старые приключения д'Артаньяна

К юго-востоку от Парижа к 1661 году виконт Николя Фуке, главный королевский финансист,  построил лучший по тем временам частный дворец. Единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов произвело фурор и вместо радости вызвало зависть и гнев короля. Ну, примерно как отель «Мардан Палас» российского предпринимателя Тельмана Исмаилова в Турции явился одной из причин разгона принадлежавшего ему Черкизовского рынка в Москве.

17 августа Фуке утроил пышный прием по случаю новоселья, а 5 сентября зарвавшегося олигарха по приказу короля арестовали мушкетеры под предводительством доблестного д'Артаньяна.  Да-да, того самого, о приключениях которого написал романы Дюма-отец. Сорок друзей со шпагами, получив приказ арестовать Фуке, чуть было не упустили казнокрада. Была стрельба, погоня на лошадях — все как в приключенческом боевике, который почему-то так никем и не описан.

Двадцать лет спустя после ареста Фуке умер в тюрьме, а подобранных им устроителей ландшафтов и архитекторов заставили строить Версаль. Усадьбу-дворец Во-ле-Виконт конфисковали, деревья на телегах перевезли в новое место, где у короля прежде был просто охотничий домик. В те времена короли увлекались охотой столь же страстно, сколь в наши президенты катаются на горных лыжах. Местность там была болотистая и потому её стали засыпать. Ужас, сколько денег было при этом потрачено! Конкретно -  15228287 ливров, 10 су и 3 денье. В соотношении с государственным бюджетом Франции в наши дни получается  где-то 260 миллиардов евро. Сумма, и сегодня способная разрушить бюджет любого европейского государства. Тем не менее, дворец построили к 1710 году, а уже в 1714-ом в России начали строить Петродворец.

Мода на дворцы с парками и фонтанами как элемент укрепления престижа государства прошла лишь с приходом промышленных ярмарок, которые в свою очередь сменили олимпийские игры, а потом пошли дирижабли, телебашни, космические ракеты...  Правда, современные короли вынуждены каждый раз соизмерять государственные желания с бюджетными возможностями. Иное приводит к краху, что и случилось с СССР.

В XXI веке, похоже, настало время технопарков и наукоградов. Инновационный центр «Сколково» впрямую называют российской «Силиконовой долиной». Сможет ли Россия повторить или превзойти американский аналог, покажет только будущее. Финансовое прежде всего.

Не квакай

Скульптурный мир Версаля целиком погружен в мифологию и с трудом поддается расшифровке. Ну, например, откуда на главном фонтане «Летона», что разместился перед дворцом, лягушки? О чем они квакают?

В поэме Овидия «Метаморфозы» читаем, как Латона со своими рожденными от Зевса детьми скиталась по свету, и попросила разрешения у ликийских крестьян напиться из озера. Те стали злобно гнать ее и нарочно прыгнули в воду, чтобы поднять ил и муть. Латона в гневе промолвила: «Будете жить вы вечно в озере этом!». Таком образом крестьяне превратились в лягушек. А мы должны связать тему лягушек с отношением Людовика к попыткам самостоятельной политической жизни его приближенных. Таких, как бывший министр финансов Фуке.

Образ утонченный, но недостаточно выразительный. Другое дело Самсон в Петергофе — тоже мифологический герой, но просто олицетворяющий  необычайную силу и отвагу выходца из народа. Схватил молодого льва и разорвал его руками, как козленка — здесь все предельно ясно.

В Версале мы можем бродить среди множества памятников отрешённости верховной власти от реальных проблем простого народа. Слабость французского короля Людовика XIV к прекрасным паркам импонирует французам и сегодня, но вот политическая слабость его преемников привела к трагическим последствиям для французской монархии. Родившийся в Версале Людовик XVI, как известно, был казнен. И именно сюда, в Версаль, на главную площадь перед дворцом в октябре 1789 года пришла толпа женщин, протестующая против высоких цен на хлеб. В ответ им изрекли знаменитую фразу Марии Антуанетты: «Если нет хлеба, то пусть едят пирожные». Но это уже придумки сочинителей памфлетов на нелюбимую народом королеву. Современные французские историки все чаще интерпретируют её как жертву черного PR.

Ферма Марии Антуанетты в Версале представляет собой деревеньку, раскинувшуюся по берегам озера. Это была игрушка, в которой крестьянские девушки должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли, как это делают в сегодняшней Белоруссии перед приездом иностранных журналистов, и повязывали им цветные бантики. Сегодня здесь есть ферма с козами и овцами, голубятня, курятник и хлев с забавными черными свиньями, а в хижине королевы выставлены чашки, из которых Мария-Антуанетта угощала гостей молоком от своих коров.

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще великим князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и версальские идеи были позже использованы в  Павловске при сооружении там парка по образцу и подобию.

И у нас не хуже. И даже разнообразнее. И ездить далеко не надо.