Моя семья или генеалогические поиски гл. 2

Владимир Смысловский
Вместе с тем, стали сказываться чрезмерная теснота, ветхость и неприспособленность зданий к новым условиям существования духовной школы. Довольно длительное ожидание улучшений в этом важном вопросе, обширная переписка Правления семинарии с Комиссией духовных училищ затягивались, вероятно, потому, что Комиссия с первых дней преобразования Семинарии не оставляла мысли о перемещении учебного заведения в Минск при первом удобном случае. Такая возможность представилась лишь в конце 30-х годов прошлого столетия, когда по поручению Комиссии духовных училищ был образован Комитет по постройке новых зданий для семинарии. За сходную цену было приобретено недостроенное здание Минского благотворительного общества, в которое после завершения строительства семинария была переведена 1 сентября 1840 года, став Минской не только по титулу епархии, но и по месту своего пребывания. Открытие ее было совершено спустя две недели с особенной торжественностью.
Дальнейшую историю Минской духовной семинарии я опускаю, поскольку она не связана с судьбой Павла Яковлевича
   О периоде обучения Павла Яковлевича в семинарии имеются два документа, которые характеризуют его образовательный уровень. Первый документ – Свидетельство №138:
  «Объявитель сего, приватно обучавшийся в Минской  Грекороссийской  Духовной Семинарии, ученик низшего отделения Павел Смысловский, из окрещенных Евреев, имеющий от роду 21 год, поступил в Минскую Духовную Семинарию 1825 года Сентября 1 дня, обучался в оной семинарии со способностями очень хорошими, поведения очень хорошим, прилежанием постоянным. На испытании бывшем в сем Июле месяце оказался успешным:
В Словесности довольно хорошо
В Истории довольно хорошо
В языках Еврейском очень хорошо
Польском хорошо
Немецком хорошо
По классу чтения Священного Писания хорошо
  И принадлежит к первому разряду учеников Семинарии низшего отделения. Ныне же по предписанию окружной Киевской Духовной Академии уволен он из Семинарии в Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую Академию по Медицинской части, в свидетельство чего и дано ему Смысловскому сие свидетельство от Правления Минской Духовной Семинарии за надлежащим подписом и приложением казенной печати.
1827 года Июля 15 дня.»
     Второй документ – Свидетельство №477:
  «Объявитель сего, воспитанник Минской Духовной Грекороссийской Семинарии низшего отделения, из крещенных Евреев Павел Смысловский, уволенный оною Семинариею для поступления в Императорскую Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую Академию для образования себя по Медицинской части, был представлен в Минскую губернскую гимназию  при отношении Г.Ректора помянутой Семинарии Архимандрита Аркадия, от 26 минувшего Июля за №139, был испытываем учителями оной гимназии 30 того же Июля, сообразно с правилами, данными на сей предмет Правлению Императорского Виленского Университета при предписании Его Высокопревосходительства Г.Министра народного просвещения от 17 июля 1824 года за №2361, в присутствии Директора училищ и его помощника, члена врачебной Управы Оператора Г.Крафта и инспектора сказанной Семинарии Профессора Магистра Г.Суворова – в латинском языке и во всех тех науках, в которых сведение требуется от предназначаемого в вышеупомянутую Академию.
И из произведенного ему Смысловскому испытанию видно, что он может поступить в оную Академию.
В удостоверение чего дано ему Смысловскому сие свидетельство из Минской губернской гимназии за подписанием Директора и его Помощника и приложением казенной печати, Августа 1 дня 1827 года в Минске.»
    Таким образом, сдав вступительные экзамены, Павел Яковлевич поступает в Императорскую Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую Академию. Обучался он в Академии не долго, и уже в начале 1828 года он пишет прошение и переводится в  Санкт-Петербургский Университет, который и заканчивает в 1831 году.
   Из документов архивных  фондов  «Канцелярия попечителя Белорусского учебного округа» и «Канцелярия Витебского гражданского округа» за период 1831-1834 годов известно, что Павел Яковлевич в апреле 1831г. уехал из Санкт-Петербурга на 28-дневный отпуск в Минскую губернию. Уже в мае месяце временный военный губернатор Минской губернии просит продлить ему отпуск еще на один месяц, но Смысловский до 1 сентября из отпуска не вернулся. После этого ректор университета просит Минского временного военного губернатора выслать Смысловского в С.Петербург.
   В ответ 25 сентября ректор получает прошение, подписанное Смысловским, оставить его в Белорусском учебном округе. К этому времени он уже работал учителем русского языка в Лепельском уездном училище. Учитывая нехватку учителей  особенно знающих русский язык, после полугодовой переписки начальства Санкт-Петербургского и Белорусских учебных округов вопрос был решен положительно и Павел Яковлевич остался работать в г. Лепель.
 Вот что написано в отношении министра народного просвещения К.Ливена к попечителю Белорусского учебного округа Г.Карташевскому от 29 января 1832г.:
«Действительный студент С.Петербургского университета Павел Смысловский, допущен Вашим превосходительством к исправлению должности учителя в Лепельском уездном училище, прислал ко мне прошение в коем изъясняя, что С.Петербургский университет требует высылки его сюда просит оставить его на службе в Белоруссии…
Принимая во уважение, что учебные заведения вверенному Вашему превосходительству учебного округа нуждаются в учителях, особенно знающие русский язык, что Смысловский находится уже при Лепельском училище, в коем как Вы, милостивый государь мой, свидетельствуете с пользою занимает класс русского языка и что для министерства все равно, где бы казеннокоштные студенты ни служили учителями, я соглашаюсь на оставлении его в Белорусском учебном округе о чем вместе с сим сообщаю и Г.попечителю  С.Петербургского учебного округа…»
   Кстати в архивных фондах содержится еще один любопытный документ – рапорт директора училищ Витебской губернии К.Водара попечителю Белорусского учебного округа Г.Карташевскому от 5 сентября 1834г. в котором говорится:
     «Управляющий Лепельскими училищами Г.Покровский, представив по службе списки о служащих в его ведомстве рапортом от 1 сего сентября №127, доносит, что в формуляре учителя Смысловского не означил он ни имени отца, ни происхождения, потому что в прежних послужных списках, находящихся при делах Лепельского училища, нет о сем никаких отметок; а без документов Г.Покровский не мог и ныне ничего означить. Учитель же Смысловский по сему предмету объяснил словесно, что он не имеет никаких документов и что имя его отца Яков, а происхождение должно быть означено в выданном ему из С.Петербургского университета аттестате, который находится или в Дирекции, или в Канцелярии Вашего превосходительства…
     Не находя в делах Витебской дирекции документов могущих служить к показанию в формулярном списке учителя Смысловского имени отца его и происхождения, покорнейше прошу Ваше превосходительство приказать выслать ко мне из канцелярии правления Белорусского учебного округа подлинный аттестат учителя Смысловского…., или засвидетельствованную копию оного, или другие какие документы для пополнения вышеизъясненного недостатка в формулярном списке учителя Смысловского.»