Прощание славянки

Беспамятных Леонид
        Однажды присвоили мне очередное воинское звание капитана, сидим в кафе с друзьями по случаю "замачивания" новых звездочек.
   Вспомнился тут случай из времен ГСВГ, куда я попал рядовым солдатом после окончания института в 1970 году. Это был первый призыв на срочную службу выпускников вузов. Попал  в ракетный дивизион.

 Командир  каждое воскресенье устраивал кросс на пять километров. Бежали кросс и солдаты, и офицеры. Сам командир стоял на пригорке, рядом играл духовой оркестр.
   Было время - я любил духовой оркестр. Помню, аж слезы навернулись на глазах, когда у военкомата в Свердловске оркестр грянул марш «Прощание славянки» и мы, призывники, стали грузиться в машины.
                И если в поход
                Страна позовёт
                За край наш родной
                Мы все пойдём в священный бой...

   А после воскресных кроссов даже вспоминать неохота про духовой оркестр. Жара или промозглый холод, в песке увязают ноги в сапогах, а оркестр бубнит и бубнит одно и то же, сердце колотится, сил нет уже, прямо тягомотина...
   - А ну, поднажали! -в спину кричит старшина.

 В голове одна - единственная мысль - добежать до финиша! Мы - как муравьи. Бегу, а сам пытаюсь понять, зачем тут обязательно надо еще и оркестру играть...
  "Вот выдался же денек! Такая жара, - думаю, - не кросс - маета. Скорей бы финиш, что ли?"

  Круг, еще круг - и вот он , наконец, финиш. Командир разрешил передохнуть малость. Я прилег на траву, закинув руки под голову. Тут кто - то потрепал меня по плечу. Я открыл глаза и увидел, что это Женька, мой друг, по прозвищу - Балалайка, он играл в том оркестре на трубе.  Тоже - деревенский, любил в свободное время тренькать на балалайке. Слух был среди ребят - он, якобы, на гражданке в филармонии работал, но когда его девушка вышла замуж - ушел, мол, с горя  в армию. Я его никогда не расспрашивал о личной жизни.
 "Не говорит, значит так надо", - рассуждал я...

  Женьке хорошо, стоит сейчас со своей трубой в обнимку и зубы надо мной скалит:
  - Вижу, кто - то у гвардейцев слюни распустил? Сочувствую... Давай, Леня, вставай...
  - Не - е, не скажи... Побегал бы ты с мое, - огрызнулся я, - Тебе, Женька, хорошо - дуешь в свою трубу, никаких кроссов, марш - бросков.
  - Во - во! - усмехнулся он,  - По мне хоть и беги  целый день. Кому - то надо и потеть, а мне - на дуде дудеть. Тоже не велика радость, я скажу,  - под солнцем навытяжку стоять. Музыканты что - не люди?

  Он оглянулся и сказал шепотом:
  - Знаешь, мне цены тут нет, как - никак закончил музучилище, да еще ефрейтор.  А ефрейтор в духовом оркестре, говорят, поважнее, чем полковник в пехоте. Слышал об этом?
  - Так говорят артиллеристы, это я  слышал...  А в оркестре с ефрейтора какой спрос?
  - Ничего - то ты, Леня, в музыке не смыслишь, - обиженно сжав губы, ответил Женька.

   "Стройся!" - раздалась команда старшины.
  - Когда - нибудь и ты испробуешь, как в жару бежать в полной аммуниции и с автоматом, помяни мое слово! - подмигнул я Женьке и стал подниматься с земли.
  - Ну уж, ты скажешь. Это мы еще посмотрим - где это видано, чтобы  музыканты кроссы бегали?  Мне тогда не автомат, а трубу с собой придется тащить, - хохотнул Женька. - Зря ты, Леня, так... Нас, музыкантов, за один только марш "Прощание славянки" все готовы на руках носить...
   Меня вдруг осенило:
  - Женька! Если на то пошло - сыграйте и нам его сейчас, а?
  - М - м... Как тебе сказать... - почесал затылок Женька, - старшего прапорщика надо просить...
  - Женька! Друг! Когда слышу эту музыку, о многом вспоминаю: отчий дом, родителей,скорый дембель,  - я положил руку на его плечо. - Честное слово! Ну, как ты этого не понимаешь?
  - А что? Один момент. Я попробую... - Женька пошел к оркестру, а я - в строй.  Тут же мне вспомнились другие слова этого марша:

                Не грустите ж о нас, наши милые,
                Там, далеко, в родимом краю!
                Мы все те же — домашние, мирные,
                Хоть шагаем в солдатском строю...

   Дивизион отошел  всего - то метров сто, как грянул марш:

                Не грусти ж ты, моя ненаглядная,
                И бровей своих темных не хмурь!..

    "Подумать только!.. Молодец, Женька! - обрадовался я. - Настоящий друг!"
   

   И надо же было случиться такому, что и Женьке спустя пару недель тоже пришлось выйти на дистанцию в пять километров.  Приехал в часть полковник из штаба армии и заставил всех бежать, в том числе командира, и даже оркестрантов. Нам - то «бывалым» хоть бы хны – привыкли к кроссам и марш - броскам, а вот Женька спекся, не пробежав и половины.