Революция французская и русская. Сравнение

Александр Анайкин
Посещая систематически вот уже в течение десятков лет книжные магазины, я обратил внимание на отсутствие у нас литературы о Французской революции. Более того, даже в учебных программах СССР совершенно не упоминается об отношении Ленина к этому явлению. А ведь это странно. Как-никак мы являемся первой страной победившего социализма. Нам ли не изучать первую революцию мира, каковой является Французская. Конечно, от наших советских пугливых деятелей я и не ожидал, чтобы они выпускали у нас, тем более тогда, в СССР, труды теоретиков и практиков французской революции, таких, например, как Робеспьер, Марат, Дантон, чтобы у нас печатали мемуары активных участников тех событий. Мы и речи то секретарей коммунистических партий «братских стран» боялись у себя печатать. Но ведь можно было хотя бы дать советскую интерпретацию. Но нет, у нас и этого не было и нет. Конечно, мало ли какие книги отсутствуют в наших магазинах. Например, у нас даже в крупнейших книжных магазинах невозможно увидеть книги по наладке заводского оборудования, работе на станках, в частности на станках с ЧПУ. И это при том, что наши заводы в данное время представляют из себя весьма убогое зрелище, напоминающее скорее мастерские захудалого колхоза. Интеллектуальное скудоумие вообще является характерной чертой социализма и остаётся этой нашей особенностью по сей день.

Но, не буду отвлекаться. Как бы то ни было, меня столь странное замалчивание о столь грандиозном событии, как первая мировая революция, заинтересовало и, я решил несколько повнимательнее проанализировать причину нашей немоты и заодно сравнить, чем же отличается французская революция от русской. Разумеется, я имею в виду, так называемую Великую Октябрьскую социалистическую. Ну что же, начнём.

Итак, не смотря на то, что французская революция не установила социализма, а всего лишь покончила с феодализмом, она имеет с русской и много общего. Так что же?
Начнём с самого заметного явления – с ликвидации царизма.
Русский царь был сразу же арестован и отправлен на Урал. Людовик со своей супругой ещё долгое время оставались не только на свободе, но и активно участвовали в общественной жизни страны. Например, Мария-Антуанетта имела даже возможность работать на неприятеля и сообщать тому военные планы кампаний.
Депутаты конвента долго дискутировали, как судить короля. И хотя король был арестован в августе 1792 года, первый его допрос состоялся лишь 11 декабря.
Конвент провёл открытое голосование по поводу виновности короля.
Каждый депутат имел право мотивировать своё мнение.
Король имел даже адвоката.
Король несколько раз представал перед Конвентом, прежде, чем был казнён в январе 1793 года.
Так же открыто судили и Марию Антуанетту, прежде чем в октябре она была казнена.
И что интересно. Десятилетний сын короля не был убит, как это произошло у нас в Росси с его почти что ровесником. Мальчишку отдали на воспитание в приёмную семью. Да, за ним у чужих людей был плохой уход. Настолько плохой, что мальчишка, в конце концов, заболел туберкулёзом и умер. Всё так, но его не расстреливали в подвале неизвестные личности. А ведь о наших палачах мы до сих пор ничего по сути дела не знаем. Так, кое что о некоторых.
И что интересно, остальные родственники королевской семьи благополучно эмигрировали и проживали вполне спокойно за границей. Никто их не собирался похищать или убивать.
Более того, после казни Людовика 16 и Антуанетты остальные Бурбоны могли безбоязненно вернуться во Францию.
У нас в России, как мы знаем, уничтожили всех Романовых под корень вместе с грудными младенцами. Всего более ста человек.
То есть тайно вывезли на Урал, тайно казнили и потом нагло утверждали, что не знают даже, где могила. Хотя действительно про могилу ничего не могли знать, потому, как и могилы не было. Людей закопали как собак, даже место утрамбовали автомобилем. В конце концов, даже дом инженера Ипатьева снесли, где содержалась перед казнью семья самого Николая. А где казнили остальных и кто именно мы до сих пор с точностью и не знаем. Словно у ЧК и архивов нет.
И если я заговорил о царях, то необходимо сказать и о попытках спасения коронованных особо, как эти попытки изображаются у нас в литературе.
В той немногой литературе, которая имеется в России по этому вопросу, нам пытаются внушить, что иностранцы, в частности Англия, прямо таки ночи не спали, обдумывая, как бы спасти династию Франции или династию России, устроить бегство из страны Людовика 16 или Николая 2. Чушь собачья. По моему мнению, эти англичане наоборот стремились сделать так, чтобы и король и царь были казнены революционерами. Жизни этих особ не играли никакой роли, а вот смерть приносила дивиденды в виде компрометации этих «кровожадных выродков революционеров».
И не важно, что Людовик приходился родственником Леопольду и Николай тоже состоял в родстве с лордами.

Ну, и если пошла речь об иностранцах, то не лишне сказать и о вмешательстве оных во внутренние дела Франции и России. У нас любое иностранное вмешательство показывают, как попытку сохранить стабильность и старый порядок. Да чушь собачья. Надо понимать, время и действующих лиц. Англия в момент разгара революции во Франции была самым активным образом задействована в войне с нарождавшимися Соединёнными Штатами Америки. И то, что внутри её главного конкурента на материке, во Франции происходила смута, было Англии очень даже на руку. Что плохого в конкуренте, который не может воспользоваться твоими трудностями. Так что Англии революция во Франции была попросту выгодна. А вот что об иностранном вмешательстве говорит французский учёный Альбер Матьез, автор нескольких монографий о Французской революции.
Иностранное золото предназначалось не только для выведывания военных тайн, но и для возбуждения смут и создания всякого рода затруднений правительству.
А вот что говорил депутат Фабр д,Эглантин перед членами Комитета общественного спасения.
В республике существуют заговоры её внешних врагов - англо-прусский и австрийский, которые влекут страну к гибели от истощения.
Надо понимать, что любая смута внутри страны является благом для врагов, а то, что все эти революционеры горланят громкие лозунги, совершенно не страшно.
Недаром депутат Леба писал Робеспьеру:
- Не будем верить космополитическим шарлатанам, положимся только на самих себя.
Потому что предатели революции находились на всех уровнях власти. Собственно это были чаще всего даже не предатели, а скользкие авантюристы, которые шли в революцию ради личной наживы.

А что касается России, то мощь этого гиганта беспокоила всех. Никто не желал ей благ, её боялись. Поэтому смута внутри такой страны как Россия, которая отбрасывает экономику на сотни лет назад, была очень даже желательна всем странам.

Вроде бы и аналогичные события, а сколько здесь несхожести.
Хотя параллелей у двух революций немало. Есть и забавные.
Например, революционные имена, которые стали давать детям у нас в России. Типа Красармия, Дележ (дело Ленина живо).
Во Франции никто детям таких имён не давал. Но там происходило всё же нечто подобное. Во времена французской революции в Польше революционным наместником был известный сказочник Гофман. В то время он был прусским администратором Варшавы. Когда произошёл раздел Польши, то в русской части евреи получали фамилии по своим родным городам или по фамилиям их нанимателей. В Пруссии и Австрии фамилии евреям давали чиновники. Вот революционный чиновник Гофман и изголялся в меру своей литературной фантазии. Многие евреи в то время получили весьма дикие фамилии, например, Вонючка или Кошколапый в переводе на русский язык.
Или взять такое понятие, как «враг народа». Оно тоже пошло со времён французской революции. Даже должность комиссара была и во Франции и в России. Впрочем, так называли и помощников инквизитора в глубокой древности, ещё до всех революций. У инквизитора было два рода помощников – одних ему давало начальство, других он подбирал сам. Какие-то из них и назывались комиссарами.
Впрочем, статус государственных комиссаров был не только во Франции и России, но и в фашистской Германии. Да и члены нацистской партии в Германии обращались друг к другу так же, как у нас – товарищ.

Кстати, посылать рабочих в колхозы на сельхоз работы стали впервые французы. Конечно, тогда колхозов не было, но обмолот хлеба существовал. Вот на обмолот хлеба Комитет общественного спасения и мобилизовал рабочих города, так как крестьяне отказывались задарма работать.
Есть параллели, о которых сейчас вообще никто не ведает. Например, никто уже не знает о том, что мы сразу после революции семнадцатого года отменили старый календарь и ввели по примеру французов свой революционный, где не было названия дней недели, да и сама семидневная неделя была отменена. И названия дней мы заменили номерами. И вообще отсчёт нового революционного времени мы начали с 1917 года. То есть у нас в СССР не было, скажем, 1937 года или 1938 года, а были соответственно года 20 и 21 новой революционной эры.
Есть и другая несколько мистическая параллель. Например, друга народа Марата убила женщина Шарлотта Корде.
В Ленина по официальной версии стреляла тоже женщина, слепая Каплан.
А взять наш крейсер «Аврора», из которого мы стреляли по Зимнему.
Как ни странно, но нечто подобное есть и у французов. Якобинцы в своё время объявили восстание против подкупленных депутатов. А вот сигналом к такому восстанию послужил выстрел из сигнальной пушки. Не крейсер, конечно, но тоже неплохо.

Все эти параллели, конечно, так, курьёз. А революция это перемещение собственности и социальных слоёв. Так как происходило перемещение собственности во Франции?
Французская революция не намечала широкой передачи собственности одного политического класса другому.
Общинные имущества делились по закону, специально для этого изданному.
Даже имущество эмигрантов, тех, кто бежал от революции не отбиралось. Имущество эмигрантов продавалось с молотка. Причём бедным при покупке предоставлялась рассрочка на десять лет.
В общем, во Франции происходила распродажа национального имущества, тогда как в Росси это имущество просто отбиралось силой на вполне «законном основании революционного момента».
Хлеб у крестьян не отбирали, как у нас в России, а покупали. Другое дело, что крестьяне не хотели отдавать хлеб за обесцененные бумажные деньги, но это уже другой вопрос. Никто подчистую не отбирал у крестьянина хлеб.
Революционное Собрание намеревалось даже создать секцию для обеспечения неприкосновенности личности и собственности.
«Личность и собственность находятся под охраной нации», - говорили французы.
Однако попытки ввести всеобщую национализацию продовольствия во Франции делались и даже довольно успешно. И что интересно, эти идеи о национализации имущества распространялись в основном священниками, революционно настроенными священниками. Например, парижский аббат Жак Ру носился с идеей создания общественных магазинов, где были бы жёстко фиксированные цены, как у нас впоследствии.
Впрочем, идеи о национализации оставались не только идеями. В наиболее критический момент для французской республики, когда иностранные армии наступали по всем фронтам, а это был август 1793 года, была проведена не только всеобщая мобилизация, но и вообще всеми ресурсами страны стало распоряжаться правительство. Впервые в истории все товары, съестные припасы, сами люди находились в распоряжении государства.
Сен-Жюстом был даже проведён декрет о конфискации имущества подозрительных.
Ну, а что было у нас в России с личной собственностью и вообще неприкосновенностью личности, думаю, повторяться нет надобности.

Хотя про террор стоит всё же поговорить. В конце концов, ни одна революция не обходиться без террора. Естественно не обошлась без террора и французская революция. Выше я уже упоминал о такой категории граждан, как подозрительные. Что они означали во Франции.
Подозрительными лицами считались:
1) Те, кто своим поведением или своими сношениями, или своими речами и писаниями выказал себя сторонником тирании или федерализма и врагом свободы;
2) Те, кто не могли доказать законность своих средств к существованию;
3) Те, кому было отказано в свидетельстве о гражданственности;
4) Лица, кого Конвент или его комиссии отстранили от должности;
5) Те из бывших дворян, кто не выказал преданности революции;
6) Те, кто эмигрировал в период времени от 1 июля до момента опубликования декрета от 30 марта 1792 года, хотя бы они и вернулись во Францию в срок, указанный этим декретом или даже ранее срока.
О французском же законе о подозрительных известный историк Франции Альбер Матьез писал, что этот декрет представлял угрозу для всех, кто так или иначе мешал правительству, пусть даже и ничего не совершая. Если человек не принимал участие в выборах, к примеру, то он попадал под статью закона о подозрительных.

У нас в России никаких законов о подозрительных не было. Просто всякий материально обеспеченный человек автоматически считался врагом. Вообще, когда у нас говорят о красном терроре, то обязательно добавляют, что ведь и белые проводили террор. Но, однако, между красным и белым террорами есть существенное отличие. Красный террор означал фактически политический геноцид. Людей преследовали не за провинности, не за преступления, а потому, что они принадлежали к определённому социальному классу. Белые не убивали людей только за то, что человек был грузчиком или крестьянином. Белый террор это, в конце концов, просто ответная реакция самообороны, но, ни в коем случае не геноцид против своего народа. А ведь у нас происходил именно геноцид. Кстати, то что во Франции происходил в то время политический геноцид, французы признают вполне открыто, мы же этот очевидный факт упорно отрицаем и сегодня, как и отрицали многое другое. Например, мы упорно не признавали подлинности партийных архивов, захваченных немцами на советских территориях во время Второй мировой войны. Ну, фальшивка это. Не могут столь чудовищные документы принадлежать гуманной советской власти. Мы и расстрел двадцати с лишком тысяч, к примеру, польских офицеров отрицали в течение пятидесяти лет. Ну откуда мы знаем, кто там кого расстрелял и почему у этих трупов дырки от пуль в черепах.
Вообще о масштабах красного террора у нас и во Франции того периода можно судить хотя бы потому, что французы для казней использовали гильотину. Да, впоследствии она была заменена расстрелами из ружей и пушек, но всё равно таких масштабов, как у нас в России французский террор не достиг. Тут и сравнивать нельзя. А ведь что сами французы пишут о своём терроре.
Они, например, смело признают, что под предлогом свободы убивалась сама свобода. Да и сам террор сделался повальным.

А что же тогда говорить про Россию?
У нас в России убивали миллионами и не в тюрьмах, а просто в домах. Убивали не по приговору суда. А просто потому, что человек был дворянин, священник, просто обеспеченный. К тому же у нас в России из тюрем были освобождены все уголовные преступники. Они тоже стали и судьями и палачами на вполне законных основаниях, пополнив ряды ВЧК и рабочей милиции. Нормальный человек просто так не пойдёт убивать других.
Не надо забывать, что и сам Сталин был, в конце концов, в первую очередь уголовным авторитетом, знаменитым в преступной среде грабителем инкассаторов. Причём при ограблениях применялись бомбы, а не стрелковое оружие. При взрывах гибли не только инкассаторы, но, так же ни в чём неповинные люди, случайные прохожие у которых, как и у инкассаторов, тоже были и дети и жёны. Впрочем, под взрывы русских революционеров попадали и женщины и дети. Бомба она ведь не разбирает, кто перед ней. Люди, её метающие, те, разумеется, понимали, но им-то как раз было совершенно наплевать на судьбы других.
Проведём ещё раз параллель между нашим террором и террором французским.
В августе, сентябре 1792 года в тюрьмах Франции было произведено уничтожение заключённых.
Вот, например, описание убийств в тюрьмах Франции, которое приводит Альбер Матьез.
«Опьянение убийством было так велико, что убивали без разбора уголовных преступников и политических, женщин и детей. Некоторые трупы, как например принцессы де Ламбаль, были страшно изуродованы. Число убитых, по приблизительным подсчётам, колебалось между 1100 и 1400.»
Повторюсь, у нас в России уголовных преступников в тюрьмах не убивали в массовом порядке, если не считать 1941 года, когда мы истребляли всех заключённых, перед тем как оставить город. Кстати, именно такими расстрелами, которые НКВД не сумело скрыть, очень умело воспользовались немцы, демонстрируя людям казнённых бедолаг, которых коммунисты уничтожили перед отступлением, или, точнее, перед бегством. Но это были меры военного времени. А так, как неоднократно утверждал Шаламов, а ему ли не знать, если человек отбухал в ГУЛАГе двадцать лет, уголовники в лагерях считались для советской власти «друзьями народа». При помощи уголовников чекисты держали дисциплину в лагерях. Например, на строительстве Беломоро-Балтийского канала было всего четыреста чекистов. Охрану я не считаю. Вплоть до пятидесятых годов у нас в стране охрана состояла из вольнонаёмных стрелков. Так вот эти четыреста человек управляли огромной массой заключённых именно при помощи уголовников. И так было повсеместно. То есть власть и уголовщина срослись у нас в стране уже в то время довольно крепко. Да и с чего бы ей не срастись, если сами революционеры были такими же уголовниками. Наиболее яркий пример - сам Сталин.
А вот ещё один факт французской революции.
В Нанте революционер и жуткий пьяница Каррье организовал массовые потопления на кораблях, баржах, лодках. Жертв потопления было до двух тысяч.

Если взять революцию Русскую, то можно видеть несоответствие масштабов террора. Размеры нашего ГУЛАГа превосходят не только всё французское, но и вообще не имеют аналогов своими зверствами и гигантоманией. А ведь террор в СССР это не только годы революции. Это и последующее преследование людей за их происхождение, за то, что у людей родственники за границей, за то, что человек находился в плену, просто на оккупированной территории, был увезён в Германию. Я знаю одну женщину, которую увезли в Германию в грудном возрасте вместе с матерью. Потом ей был закрыт путь для карьеры, профессионального роста. Неважно, что она была в Германии младенцем. Всё равно она уже не имела права поступать в ВУЗ. Именно поэтому эта женщина окончила лишь техникум. И то ей говорили, что должна считать данный факт за счастье. Террор в СССР, вообще принимал самые разнообразные формы, причём зачастую для окружающих совершенно незаметные. Но от этого он не становился гуманнее.
Хотя мы и сегодня стараемся тщательно скрывать масштабы террора. Например, мало кто знает о найденном в СССР захоронении под Челябинском, где в общей яме находилось восемьдесят тысяч трупов с пулевыми отверстиями в черепе. К слову, число жертв только в этом тайном захоронении коммунистов превышает количество жертв в печально знаменитом Бабьем Яре. Эти люди были просто расстреляны, как утверждают власти, в тридцатых годах. Разумеется, убивали бедолаг люди «без страха и упрёка», то есть наши славные НКВДшники. Причём в яме было и много детских скелетов. Не будем забывать, что у нас в СССР полная уголовная ответственность наступала с тринадцати лет. Этот закон был отменён лишь в середине пятидесятых годов. Впрочем, как говорят, там были скелеты и людей более юного возраста. Этот факт говорит о том, что люди не арестовывались в своих домах. Иначе бы они все были рассортированы по половому и возрастному признакам: женщины и мужчины были бы в разных лагерях, дети в детских домах. В данном захоронении все жертвы находились в одной общей могиле. Скорее всего, вся эта масса людей являлась интернированными из Прибалтики или с Западной Украины, или из Молдавии, или из поделённой между немцами и советами Польши. По каким-то причинам их решили не рассортировывать по возрастному и половому признаку, а просто убили. И что интересно, тогдашни власти нашего гуманного СССР тут же запретили вести дальнейшие исследования в данном районе. Это может означать лишь одно – рядом находились и другие подобные захоронения столь же крупные.
Это, конечно, очень печальная тема. Поговорим лучше о человеческом происхождении. Я имею в виду не теорию Дарвина и не расистские разглагольствования нацистов. Меня в данном случае интересует более всего наше отношение к классовым корням человека. Мы же просто не могли обойтись без обвинения человека в его классовой принадлежности. А ведь вменять в вину человеку его происхождение или сложившиеся не по его воли обстоятельства, значит просто руководствоваться бездумным фанатизмом. Разве не так? Но в случае с Челябинским захоронением это уже не столько фанатизм, сколько простое уголовное изуверство людей, наделённых государственной властью.
Если уж во Франции террор, как признают сами французы, был перманентным, то у нас он был вообще всеохватным.

Парижский издатель газеты того времени Жак Ру, писал, что нельзя требовать любви и уважения к правительству, осуществляющему свою власть над людьми путём террора. Наша революция не сможет завоевать мир путём возмущения, разрушения, огня и крови, превращая всю Францию в одну огромную тюрьму.
Это то, что и произошло с гуманным СССР. Страна превратилась в один большой концентрационный лагерь, где люди были поделены на палачей и их жертвы.

Да, между Французской революцией и революцией Русской много, очень много схожего, но мне бы хотелось отметить некоторое серьёзное расхождение. В данном случае я имею в виду главных действующих лиц революции. Дело в том, что во Французской революции не было вождей из пролетариата. Все депутаты были дворяне. Был один Жак Бедняк из крестьян. Вот и всё. У нас в России имелось много и не дворян. А на государственных должностях в России после революции вообще оказалось множество людей совершенно безграмотных. Даже среди министров было много людей с двумя классами образования. Да что там говорить про время революции и вскоре после неё. Достаточно вспомнить уровень образования наших членов политбюро уже в восьмидесятые годы. Даже такой хвалёный интеллигент, якобы интеллигент, как Андропов имел за плечами всего лишь речной техникум. А ведь этот человек занимал самые верхние эшелоны власти.

Разумеется, если мы ищем сходство между этими двумя революциями, то нельзя пройти мимо такого явления, как отмена титулов, гербов, сноса памятников королям и их сподвижникам. Мы и в этом вопросе пошлее далее французов. Мы не просто уничтожили все памятники в городах, но даже на кладбищах. Ну а как же, раз человек был «приспешник царизма», то его могилу надо срыть, сравнять с землёй. Что у нас в славном СССР и делалось весьма усердно. И если во всех цивилизованных странах сейчас имеются могилы очень древние, то у нас нигде нельзя обнаружить таковых. Коммунисты постарались, очень постарались. Особенно наглядно такое старание видно на примере бывших социалистических стран, где со времён Первой мировой войны повсеместно были воинские кладбища солдат вражеской армии. Эти кладбища никто не разрушал, пока страны не превратились в социалистические после Второй мировой войны. Социализм разрушил все старые воинские кладбища в социалистических странах. Исчезли могилы прославленных людей. В данном вопросе коммунисты так же проявили вполне классовый подход, отринув не только веру, но и совесть.

Но, если я заговорил о вере, то не лишне будет сравнить отношение к религии наше и французов. Во Франции, кстати, очень многие революционные депутаты были или епископами, или просто кюре.
Конечно, все священники во Франции, подпадали в разряд «подозрительных». Более того, если они не слагали с себя сана, то их просто сажали в тюрьму. Хотя теоретически во Франции в то время существовала свобода вероисповедования. Конвент, к примеру, утвердил даже свободу культов. Более того, такой активный деятель революции, как Робеспьер всерьёз считал, что  преследование христианской религии было организовано иностранными агентами для того, чтобы возбудить среди верующего населения ненависть к революции. Преследование религии Робеспьер считал новым фанатизмом, произрастающим из борьбы со старым фанатизмом. Более того, Робеспьер так же придерживался мнения, что разрушителями церквей являются контрреволюционеры, орудующие под маской демагогии.
Да, во Франции церкви закрывались тысячами, становясь зачастую революционными храмами. Например, Нотр-Дам был превращён в храм разума. Но, всё же французы стремились как то упорядочить этот процесс, проводились какие то революционные реформы. У нас же, в СССР храмы если и не разрушались, то превращались не в храмы разума, а в склады или мастерские, священники же оптом объявлялись «врагами народа» и попросту уничтожались. И этот процесс каннибальства и вандализма у нас в стране продолжался не одно десятилетие.

Конечно, говоря об этих двух революциях, невозможно не сказать о таком общем явлении для социализма, как дефицит всего, спекуляция, глобальное воровство, взяточниство. Не будем забывать, что и сама зловещая аббревиатура ВЧК расшифровывается как Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе со спекуляцией и преступлениями по должности. В связи с этим мне бы хотелось отметить такую деталь, как отсутствие столь суровых органов в странах «загнивающего капитализма». Весь этот букет явлений: саботаж, коррупция, спекуляция, мародёрство, глобальный дефицит всего, взятка как стиль жизни характерны в таких гигантских масштабах лишь для гуманного социализма. Естественно, весь этот набор язв был уже и у французов.
Да, французы ввели фиксированные цены на продукты. И какие последствия? Да пустые прилавки, как и у нас в родном СССР.
Так же как и у нас у французов была введена карточная система на продукты первой необходимости; на хлеб, на сахар, на мясо, на мыло и прочее и прочее. Полное совпадение. Что у них, то и у нас.
И что особенно интересно. В стране, которая всегда славилась своими винами, своими виноделами, виноградниками вдруг стали широко распространяться поддельные вина. Масштаб бедствия приобрёл такие размеры, что были даже введены специальные должности комиссаров для пробы вина. И это в винной Франции! У нас таких комиссаров не было, зато поддельные вина и по сию пору в большом ходу.
Но чем же французский дефицит, тот хаос в торговле и экономике отличается от нашего? Отвечу коротко – масштабом. Например, во Франции никогда не применялась вооружённая сила для проведения реквизиций, лишь была усиленна административная централизация. Наши ЧОНовцы выгребали всё.

Ну, и если мы заговорили про воровство, то не лишне сказать и о революционных полицейских структурах.
Во Франции Собрание учредило чрезвычайный уголовный трибунал, судьи и присяжные которого назначались самим Конвентом, а не выбирались народом.
Обратите внимание на наличие присяжных. У нас в России людей вообще расстреливали без суда и следствия просто за одну принадлежность к классу «эксплуататоров и мироедов».
Во Франции имущество приговорённых к смерти поступало в пользу республики. Несостоятельным родственникам осуждённых при этом оказывалась материальная помощь. Обратите внимание на такую щепетильную деталь, как забота о родственниках осуждённых, которым оказывалась материальная помощь. Наши чекисты просто бы посчитали дураками этих ненормальных французов за такую мягкотелость. Но, как правило, чекисты были людьми безграмотными и никаких мыслей по этому поводу попросту не имели.
А французы? Ну что с них взять. У этих ненормальных имелись у заключённых даже защитники, более того и защитники, и подсудимые могли свободно выражать свои мнения. Вольность неслыханная.
Хотя ко времени термидора, как институт защитников, так и предварительные допросы обвиняемых были всё же ликвидированы.
Эти французы и заговорили к тому времени уже по-другому.
Чтобы подвергнуть наказанию врагов отечества, достаточно их обнаружить. Дело идёт не столько об их наказании, сколько об их уничтожении.
Эти речи уже больше похожи на наши, российские.
Даже само понятие «врагов революции» было в конце концов расширено до такой степени, что под ним понимали всех, кто пытается ввести в заблуждение общественное мнение, воспрепятствовать народному просвещению, развратить нравы и общественную совесть.
Это уже ближе к Ленину и даже к Сталину.
«Пусть террор будет поставлен в порядок дня», - говорил депутат Руайе.
Вот это уже нам значительно ближе и понятнее.
А депутат Шомет прямо предлагал организовать революционную армию наподобие наших ЧОНов. Про части особого назначения это я уже сам добавил, потому как нет у человечества машины времени. Просто по схожести поставленных задач. Эти отряды должны были доставлять в Париж реквизированный хлеб. А далее депутат говорил: «Пусть гильотина последует за каждым таким отрядом». Вполне здравомыслящий человек, который вполне понимает, что так просто никто свой хлеб чужому дяде не отдаст.
Наверное, поэтому до французов всё же стало доходить, что террор это не временное средство, а необходимое условие для создания «демократической республики». Может, не все так считали, но депутат Сен-Жюст считал именно так.
Вообще, хотя сами французы и считают, что в то время происходил политический геноцид, меня, как человека родившегося в нашем гуманном СССР, просто поражает мягкотелость этих лягушатников. Вдумайтесь сами, Дантон, этот архитектор революции добился, чтобы ни один генерал, министр или депутат не мог быть привлечён к суду без специального декрета Конвента.
Какой суд? Какой специальный декрет? Да эти французы просто ненормальные. Меня лично мягкотелость этих французов просто изумляет. Например, председатель трибунала Монтане даже пытался спасти убийцу Марата Шарлоту Карде.
Ну, кто столь долго церемонился у нас с этой слепой истеричкой Каплан, которая якобы стреляла в Ленина. Не важно, что она в двух метрах не видит человека, главное её поймали. А значит надо быстренько её расстрелять.
Вообще с французскими карательными органами творилось чёрт те что. Например, в назначенном Комитетом общественной безопасности и Комитетом общественного спасения трибунале среди судей и присяжных не оказалось ни одного рабочего.
Ну, куда это дело годится?
А среди назначенных членов трибунала у этих французов имелись даже высшие дворяне, например, маркизы.
Это в трибунале маркизы? Это же жуть! У нас в России такого, разумеется, не было.
Да, странные люди эти французы. Они и королей то судили открыто. Например, политический процесс над королевой проходил открыто и продолжался несколько дней.
Уму непостижимо. Нет, чтобы казнить тайно, как это сделали мы, в каком-нибудь подвальчике, так они всё на публику выносят. Ну, не ненормальные ли?
Вообще совершенно бесхарактерный народ, никакой революционной твёрдости. Правда, появился у них закон об ускорении приговоров, который даже привёл к увеличению смертных приговоров. Но цифры, но цифры.
С 6 августа по 1 октября 1794 года было приговорено к смерти всего 29 человек.
Это просто какая-то насмешка над революционным правосудием. Даже если учесть, что в следующие три месяца были приговорены к смерти 117 заключённых.
Разве это масштаб?
И что самое ужасное, так это то, что многие из осуждённых вообще были оправданы. Некоторые приговорены к ссылке, некоторые к тюрьме, для некоторых аресты даже не имели никаких последствий.
Это просто издёвка над революцией!
Хотя не всё так печально в этой мягкотелой Франции. Они таки поумнели.
Комитет общественного спасения организовал бюро административного надзора и генеральной полиции.
Эти французы начали даже действовать решительно. Например, по приказу Бонапарта за границей хватают герцога Энгиенского и привозят во Францию для казни.
Герцога, разумеется, казнили. Но, что интересно, Мюрат, губернатор Парижа в то время, долго не соглашался поставить свою подпись под смертным приговором герцога. Мюрата пришлось уговаривать и даже подарить ему после казни герцога кругленькую сумму в сто тысяч франков за его подпись на приговоре. Но меня не это удивляет, а то, что в СССР Мюрата бы в подобном случае никто не стал уговаривать, его бы просто казнили вместе с похищенным герцогом.
Да, странный народ эти французы. А ещё о каком-то геноциде талдычат. Хотя несколько сот тысяч революция у них всё же уничтожила. Но разве эту цифру можно сравнить с нашими масштабами?

Вообще даже в схожести событий есть много и расхождений. Взять хотя бы революционную армию. У французов солдатам платили, то есть они получали зарплату. Французы даже пытались при помощи армии бороться с безработицей. Например, депутат Шалье предлагал составить армию из безработных и платить им двадцать су в день за службу.
У нас в России никто за службу не платил. У нас и сейчас-то солдаты фактически бесплатно служат, то есть мы службу как бы и профессией не считаем. Кормят тебя, одевают и что ещё? По нашим понятиям этого вполне достаточно.
Да и вообще мы более решительно проводили мобилизацию. У французов, к примеру, богатый человек мог откупиться от армии, как у нас сегодня. Хотя имеется очень существенное различие в методах. Сыновья состоятельных родителей могли откупиться от службы, наняв за себя другого человека. Сейчас у нас никто не нанимает другого человека за себя, но деньги по-прежнему решают всё.
Хотя, во времена революции у нас в России откупиться от армии было нельзя. Старых кадровых офицеров, которых ещё не успели убить, мы насильно мобилизовывали, беря в заложники родственников этих людей. Чтобы особо не дёргались.
Сходство с явлениями в армии проявляется и в массовом бегстве офицеров. Но тут есть и отличия. Французские офицеры в массовом порядке имели возможность иммигрировать из страны. Наших офицеров просто убивали в массовом же порядке. Например, от крови морских офицеров Нева была красной.
Заблуждения безграмотных людей – руководить может любой. И в армиях революционных на командные должности людей выбирали сами солдаты.

Естественно, что при помощи армии обе революции производили перманентную политику, то есть, расширяли революционную экспансию, расширяли за пределы страны.
Французы, как и русские революционеры, воображали, что все народы только и жаждут того, чтобы установить у себя революцию.

Но, в отличие от русских, французы считали, что главными деятелями революции будет интеллигенция, писатели, мыслители. Ведь у них во Франции революция была делом буржуазии. Рабочие не являлись лидерами.
Как и французы, мы также составлялись планы осуществления революции за границей.
Дантом, например, по этому поводу высказался вполне определённо.
«В нашем лице французская нация создала великий комитет общего восстания народов против королей».
Конвент даже принял проект декрета, предложенный Ла-Ревельером-Лепо: «Национальный конвент от имени французской нации обещает братскую помощь всем народам, желающим вернуть себе свободу».
Мы тоже постоянно сували свой нос, вернее дуло «калашникова», куда надо и куда не надо.
Революционеры Франции собирались поднять восстание по всей Европе.
Наши масштабы были значительно шире, мы мечтали о мировой революции, о раздувании «мирового пожара». Ни больше, ни меньше.
Хотя, если разобраться, то и мы и французы вели речь о всемирной войне, собираясь уничтожать старый мир.
Как говорил Альбер Матьез:
- Подобно старым религиям, революция собиралась распространять своё евангелие с мечом в руке.
Монархии нужен мир, республике - воинственная энергия. Мир нужен рабам, республике же - укрепление свободы, - утверждали французы. А мы что, говорили что-то другое?
Здесь у нас с французами полное совпадение взглядов и дел.
Французы начали устанавливать революционные режимы за границей весьма и весьма активно. Впрочем, и мы тоже.
Узурпируя власть, навязывая революционные порядки в других странах и мы, и французы использовали популистский лозунг – «мир хижинам, война дворцам».
На деле эта политика оборачивалась обыкновенным насилием, не более того.
В общем, и те и другие, активно проводили обыкновенную завоевательную политику от которой местное население совсем не было в восторге.
Вспомним хотя бы, сколько миллионов людей бежало из социалистического рая. Из одной ГДР ушло на запад несколько миллионов человек. Это была единственная страна в социалистическом лагере, где население страны катастрофически сокращалось из-за массового бегства.
Но ведь бежали из всех стран социализма. Порой бегство принимало формы просто экстремистские. Только у нас в СССР, начиная с середины пятидесятых годов, произошло сто захватов авиалайнеров. Это за какие то сорок лет.

И если я заговорил о революционной экспансии, то не лишне напомнить, что Французы имели за границей не только многочисленных агентов-агитаторов, но и активно субсидировали газеты.
Мы, при помощи третьего интернационала, тоже совершали всякого рода экспансию во внутренние дела других стран. И довольно назойливо.

Но если сравнивать эти две революции, то необходимо сравнить и вождей революции. Это весьма любопытно.
Начнём с Наполеона.
В юности Наполеон, как истый корсиканец, питал ненависть к французам.
А интересно, какие чувства испытывал юный Джугашвили, то ли грузин, то ли осетинец, к русским?
У Наполеона было совсем немного женщин по советским понятиям, хотя и имелся незаконнорожденный сын от полячки, которого так никто никогда и не признал королём. По-крайней мере его победы на сексуальном фронте и близко не приближаются к всеохватному Берии. Да и малолеток, как Сталин он тоже никогда не имел.
Наполеон, как и Гитлер был весьма начитан. Наполеоном были основательно проштудированы Плутарх, Платон, Тит Ливий, Тацит, Монтень, Монтескье, Рейналь.
Меня могут спросить, почему я, проводя сравнение революций французской и русской, упоминаю Гитлера? Да как же можно, говоря о Сталине, не упомянуть при этом и Адольфа? Совершенно немыслимо. Они же как два сапога составляют в истории неизменную пару.
Но продолжим всё-таки про Наполеона.
Наполеон испытал глубокое отвращение к толпе, штурмующей Тюильри, назвав их отъявленным сбродом и подонками.
А интересно, какие чувства питал Сталин, отправляя миллионы ни в чём не повинных на смерть?
Наполеон лично ходил в атаки. А ведь в то время все атаки были рукопашной схваткой. А что такое рукопашная схватка? Лучше всего об это сказано у Юлии Друниной. Наполеон был ранен штыком в одной из атак. Это был боевой офицер.
Сталин и на самолётах то никогда не летал, боялся за свою драгоценную жизнь.
Наполеон очень заботился о своей многочисленной семье. Даже когда он получал весьма скромное жалованье, то и тогда не переставал поддерживать родственников.
Как относился к родственникам Сталин, мы знаем. Все родные его жены были им лично уничтожены.
За свои экстремистские взгляды Наполеон получил прозвище террориста.
Сталина никто так не называл, хотя он и попал в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый убийца. Но и без этого Сталина вполне можно причислить к когорте террористов. Разве не он организовывал нападения на инкассаторов, в результате чего от бомб гибли и случайные прохожие?
Наполеон заигрывал с санкюлотами, заимствуя их жаргон, ругательства.
Сталин ничего не заимствовал, он просто был хамом от природы.
В революцию Наполеон, как сторонник Робеспьера, арестовывался и провёл несколько недель в ожидании казни.
Сталина никто после победы революции не арестовывал.
Наполеон, после казни Робеспьера некоторое время не мог найти работу и даже пытался устроится к туркам офицером.
Для наших революционеров такая биография стоила бы человеку жизни.
Вообще, что касается человечности, то Гитлер, как ни странно это звучит, был, на мой взгляд, более человечнее Сталина. Например, Гитлер помог эмигрировать из страны лечащему врачу своей матери, несмотря на еврейское происхождение.
Что действительно объединяет Гитлера со Сталиным, так это сочинение стихов. Правда Гитлер сочинял для конкретной девушки, а что сочинял Сталин простому народу неизвестно и по сей день.
И Наполеон и Гитлер очень сильно в своё время нуждались. Но, ни тому, ни другому даже в голову не пришло заняться грабежами, как сделал Сталин.
Гитлера военная комиссия признала не годным к строевой, но он подал петицию королю Людвигу 3 с просьбой служить в баварском полку и после этого был призван на военную службу.
Гитлер был награждён Железным крестом первой и второй степени.
Сталин в окопах никогда не бывал.
Наполеон женился на Жозефине Богарне, которая была вдова и на пять лет старше Бонапарта.
Сталин, как известно, выбирал малолеток.
Наполеон тщательно контролировал газеты, следя лично за тем, чтобы пресса создавала его образ для народа в выгодном свете.
Сталин его в этом переплюнул. Об этом даже не стоит распространяться. Недаром Сталина впоследствии обвинили в создании собственного культа личности.
Наполеон, как и Сталин, везде появлялся в скромной одежде. Но, если Сталин носил военную форму, то Наполеон всюду появлялся в скромной штатской одежде. Если же надевал военную форму, то без всякого золотого шитья.
Наполеон, хотя и приказал в своё время расстрелять четыре тысячи пленных турок под Яффой, всё же не был столь кровожаден, как Иосиф. Об этом даже и говорить не стоит.
Членов Директории в Париже откровенно презирали за наглое беззастенчивое воровство, взяточниство, за роскошные каждодневные кутежи.
Сталин вёл себя скромнее. Кутежи он устраивал по ночам, но тоже каждую ночь и это в то время, когда люди буквально умирали с голоду на улицах, как было в тридцатых годах. О таком удручающем положении мы знаем сейчас по сообщениям немецкой разведки того времени, которые сохранились в архивах.
И опять я перескочу к нацистам.
В Германии при нацистах введена единая идеология, введена однопартийная система.
Тоже было и у нас.
Внешняя политика, как революционной Франции, так и советской России отличалась крайней агрессивностью. Впрочем, так же, как и Германии.
Наполеон с женщинами не церемонился. Например, известен случай с одной актрисой, которой он сходу сказал: «Входите. Раздевайтесь. Ложитесь».
А как вели себя за ночными кутежами наши члены, которые политбюро? Что, Берия сидел, пил лучший коньяк, закусывал чёрной икрой и не использовал своих подчинённых, я имею в виду женскую обслугу, челядь? Сомневаюсь. Если уж ему ничего не стоило схватить любую приглянувшуюся женщину с улицы, то что говорить о подчинённых.  А Сталин что, перестал любить малолеток? Вообще не обращал внимания на женщин? Сомневаюсь. С таких-то харчей и у мёртвого встанет.
Эмигрантам разрешили вернуться во Францию. У нас если кто и возвращался, то их в лучшем случае ждал концлагерь на многие годы.
Наполеон о религии имел вполне уважительное мнение. Он говорил, что если у людей отнять веру, то в конце концов ничего путного из этого не выйдет и из них получаться лишь разбойники с большой дороги.
Сталина такие проблемы не волновали. Он сам был разбойником, грабителем, налётчиком на инкассаторов.
Фуше организовал весьма искусную и эффективную сеть полицейского шпионажа, покрывшую всю страну.
А наша политическая полиция была хуже что ли? Малочисленнее? К тому же она была оснащена уже в то время эффективной электроникой, пусть во многом и закупаемой за границей.
Десмонд Сьюард, английский историк, в своей книге «Наполеон и Гитлер» так описывает полицейские методы того периода во Франции.
Аресты из психологических соображений производились в основном по ночам, с арестованными не церемонились и в случае необходимости развязывали им язык пытками.
Если бы я не знал, что это говориться о революционной Франции, то решил бы, что речь идёт о славном СССР, где даже детей пытали, ибо полная юридическая ответственность наступала в СССР с 13 лет. Это означает, что с человеком уже в этом возрасте могли делать всё: пытать, казнить. И этот возраст в тринадцать лет, возраст полной юридической ответственности, сохранялся в славном СССР вплоть до пятидесятых годов.
Наполеон обладал абсолютной властью как гражданской, так и военной и был выше закона. Так пишет о Наполеона английский историк Десмонд Сьюард.
А Сталин какой властью обладал? Абсолютной или не абсолютной?
На Наполеона было совершено несколько покушений. Одно из них в 1804 году было благополучно предотвращено полицией. Главный исполнитель Жорж Кадудаль, человек необычайной силы, был схвачен полицией. При аресте Кадудаль убил и изувечил нескольких полицейских агентов. Его, разумеется, обезглавили, в конце концов. Но, вот что интересно, главный организатор того неудавшегося террористического акта получил всего два года тюрьмы и затем, после высылки из Франции благополучно жил в Америке.
В Советском Союзе человек получал смертный приговор даже за ошибку в написании фамилии Сталина, вернее, его клички.
Наполеон был весьма воздержан в еде. Обычный его обед состоял из цыплёнка, бульона, чашки кофе и небольшого количества вина.
Как кутили по ночам наши члены политбюро известно сейчас каждому. Кутили и члены обкомов. Особую популярность приобрели кутежи товарищей из Смольного дворца во время блокады. Они совершенно не испытывали дефицита в продовольствии. Для них даже весь период блокады Ленинграда не переставали печь торты.
2 декабря 1804 года Наполеон был коронован императором французов.
Сталина никто не короновал. Но разве его образ жизни отличался от королевского? Да Иосиф и сам признавался своей матери, что он является царём. Ведь его никто за язык не тянул. Точно так же, как никто не тянул за язык и Брежнева, который тоже себя считал царём на полном серьёзе.
Хотя французская революция отменила все титулы, Наполеон впоследствии создал новую знать. Появились и князья, и бароны, и герцоги, и графы. Но давайте зададим себе вопрос, а наши партийные деятели разве не были знатью? Разве все эти секретари обкомом и горкомов не являлись в конце то концов по сути дела обыкновенными удельными князьками? У них было своё снабжение, свои врачи, свои санатории. И всё это на гораздо более высоком уровне, явно не на народном.
Прав вполне наш советский режиссер Сергей Герасимов в своём фильме «Журналист», утверждая, что у нас общество хоть и бесклассовое, но не без кастовое.
Расписывая достоинства советской власти, обычно говорят, что она давала людям квартиры, строила стадионы. Но ведь и при Адольфе Гитлере в Германии для рабочих строились огромные жилые массивы и стадионы.
Да, что касается Гитлера. Ведь он тоже носил вполне скромную форму без знаков различия. Как и великий Сталин, как и Бонапарт.
Описывая безжалостность Гитлера, обычно говорят, что он уничтожал не только настоящих противников, но и просто потенциальных. Так, на всякий случай. При этом Адольф не уничтожал семьи противников. Советская власть уничтожала всех, под корень.
И, если уж я ненароком, к слову упомянул Германию, то стоит сказать пару слов о концлагерях. В 1937 году во всей Германии содержалось чуть более тридцати семи тысяч заключённых.
У нас в том же году нашей политической полицией, этой опричниной Сталина, только офицеров было убито свыше сорока тысяч. В лагерях же находились миллионы.
И если я уж заговорил о Гитлере, то стоит сказать и его кулинарных пристрастиях, которые были весьма скромны, как и у Наполеона. Да, он обожал пирожные и торты со сливочным кремом, но в остальном был вполне умерен в еде. Овощные супы, котлеты из орехов. У меня нет сведений, отказался ли Гитлер от чёрной икры, когда узнал её стоимость, но если и не отказался, то всегда помнил эту цену. Сталину, как и его окружению, на стоимость икры было в высшей степени наплевать, как и на стоимость других деликатесов, которые эти члены политбюро потребляли ежедневно и, конечно, еженощно.
И если я ненароком упомянул Гитлера, то стоит сказать немного о грамотности фюрера.
Гитлер владел французским и английским языками. Пусть не в совершенстве. Но фильмы смотрел без переводчиков, журналы иностранные читал сам, не обращаясь к услугам переводчиков. И, вообще, Адольф очень много читал, как и Наполеон.
Англичане считали, что в этой французской республике люди живут хуже рабов. Вот как высказывался один англичанин о том времени.
Парижское общество выглядит очень жалким – все боятся соглядатаев тайной полиции, а Наполеон нарочно культивирует всеобщую подозрительность, «считая это лучшим способом удержать население в повиновении».
А какой ужас наводила на людей наша политическая полиция? А ведь это всего лишь махонький участок деятельности всеохватного НКВД-КГБ.
Кстати, Наполеон тоже говорил: «Я правлю с помощью страха».
Современные историки дружно соглашаются с тем, что имперская Франция была не в меньшей степени полицейским государством, чем нацистская Германия. Мне бы хотелось в связи с этим задать другой вопрос. А в какой степени полицейским государством был СССР?
Свидетельства того времени указывают, что цензура во Франции была невыносимой. В Париже выходило лишь четыре газеты, по сравнению с семьюдесятью тремя в 1799 году. Каждый номер газеты перед опубликованием прочитывался министром полиции.
Были запрещены к продаже все Британские газеты.
Думаю, что про советскую цензуру говорить нет необходимости. У нас и сейчас то в газетных киосках нет иностранных журналов и газет, а при «развитом социализме» их и подавно не было.
Так как из-за всеобщей воинской повинности не хватало рабочих рук в деревне, то Наполеон начал эксперименты с рабской рабочей силой, используя на сельскохозяйственных работах австрийских военнопленных. У нас в стране, как известно, использовали своих, внутренних «врагов народа». И их, этих врагов, было значительно больше, чем иностранных пленных.
Полиция была вездесущей. Кругом были провокаторы, выслеживающие противников режима.
Это говориться о французской полиции. Но, если данного факта не знать, то вполне можно подумать, что речь идёт о нашей полиции.
Наполеон любил, когда ему выказывали неповиновение. В этих случаях он мог видеть своих противников, и ему было легче сломить их сопротивление.
Думаю, Иосиф был не меньшим интриганом, более того, интриганом очень и очень лицемерным. Все свои жертвы он перед арестом обласкивал, говорил что-то хвалебное жертве. А потом уничтожал человека.
Вот что писал Наполеон своему брату Жозефу, назначенному королём Неаполя: «Мне бы хотелось, чтобы неаполитанцы попробовали поднять бунт». Другими словами он советовал своему брату спровоцировать восстание, чтобы выявить врагов, которых затем уничтожить.
А ведь этот метод является наиболее любимым в СССР. У меня, конечно, нет допуска к советским архивам, но я просто уверен, что и восстание в Венгрии, и восстание в Германии, и восстание в Чехословакии и в других социалистических странах спровоцированы искусственно советами. Для чего? Причин много. Попробую назвать самые ходовые.
Во-первых, выявить врагов советской власти, чтобы иметь повод уничтожить их.
 Во-вторых, под шумок заслать свою агентуру в стан врага. Среди тысяч иммигрантов и даже миллионов очень непросто выявить агентов КГБ. Правильно?
Да больше и ни к чему называть другие причины. Ценность провокации видна уже и из этих двух.
Ничего нового в подобных методах нет. Что касается французов, то двести с лишком лет тому назад премьер-министр Великобритании обвинил французов в том, что они нарочно спровоцировали население Венеции на восстание, чтобы иметь повод для вторжения.
Для советов требовалось лишь небольшое знание истории, никаких нововведений.

Да, ещё несколько слов о различие двух революций.
Когда в Лионе вспыхнуло антиреволюционное восстание, то после подавления дома восставших богачей французы постановили снести. Ненормальные. У нас бы из этих домов сделали большие коммуналки.