Психология рисования

Герасим Авшарян
Рисую молодоженов.
Начал вчера с двенадцати и закончил в семь или восемь. Рисовал, то есть, восемь часов подряд. Устал, но не мог оторваться. А надо было.

Важно суметь оторваться от работы. Но, конечно, не в начале, а в то время, когда мозги уже работают на полставки. Сил нет, но по инерции работаешь и не можешь остановиться. Вроде бы хорошо, так держать, но не тут-то было: в таком состоянии вряд ли сможешь продуктивно трудиться. Поэтому лучше отдохнуть.

Это, в общем, не только психология рисования, но - психология труда. Продуктивно работать - мастерство, которому надо учиться. Учиться у себя, на своих ошибках и успехах, и у других.

ПС.
А рисунок пока не готов. Сегодня приступаю к самой мучительной, трудоемкой стадии: сделать лица максимально похожими.

ПС.
Еще один момент из психологии труда в общем и психологии рисования в частности: когда начинаешь уставать, то можно переключаться (насколько возможно). То есть, в моем случае - оставить рисовать лицо и перейти к костюму (это легче). Тем самым ты отдохнешь, продолжая рисовать. Отдохнешь от сложного, переключившись на легкое. А потом - снова к сложному. Это - отдых во время работы. То есть отдыхаем, не бросая работу.


Итак, два вида отдыха нужны нам для продуктивной работы:

1. отдых во время работы (то есть переключения от сложного к легкому и обратно) и
2. капитальный отдых (перестать работать).

ПС-2.
И терпение нужно.
Особенно если труд таков, что может и не получиться.
Как в рисовании портретов.

Одно из самых сложных - нарисовать так чтоб было похоже. Гораздо легче импровизировать, чем сделать похожим. В такие сложные моменты (когда не получается как надо) полезно найти выход.

В моем случае он таков: я могу сотни раз переделывать портрет. То есть, если не получилось, то не надо нервничать. В рисовании можно бесконечно переделывать; вовсе не обязательно с первого раза сделать все как надо. Вооружившись такой установкой, я делаю себя менее уязвимым для всякого рода разочарований.