Экстрапунитивность

Гадаев Алексей Вениаминович
Экстрапунитивность - тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации неуспеха желания. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Оно возникает в ситуациях конфликта и приводит к дезорганизации деятельности педагога и снижению её эффективности. В процессах общения экстрапунитивность выражается во враждебном, агрессивном отношении к людям. Аффект ярости , бешенства сопровождается сужением сферы сознания и бесконтрольными агрессивными действиями[Большой психологический словарь/под.ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко/ СПб.: Прайм-Еврознак, 2006, c.620]
Работа педагога-психолога в школе сложна и сложна до невозможности. Невозможно всё время работать наилучшим образом и с каждым учеником. Невозможно не делать ошибок. И невозможно всегда понимать, почему ученики не ведут себя достойно. Невозможно обучить всему каждого и невозможно всё время оставаться спокойным и уравновешенным, рациональным и профессиональным.
Первая стадия развития отношений.
 Каждый ученик испытывает учителя на прочность, но каждый учитель должен настоять на принятии учащегося его "формального авторитета". Учитель должен показать, что его авторитет закономерен, что он существует  для того, чтобы увеличивать результаты обучения и воспитания. Педагоги обязаны и должны демонстрировать уверенность в том, что они могут поддерживать свою власть и авторитет. У педагога есть права на формальные отношения с классом и взять их его основная задача. Учитель вправе требовать подчинения вашим решениям относительно работы и поведения. Вы имеете право на то, что вас будут слушать в тишине.  Вы как учитель пришли обучать, а без порядка обучать чему-либо невозможно, так, что используйте власть. Уверенно используйте свой авторитет. Вместе с тем вы почувствуете уверенность только в том случае, если вас будут слушаться. Это неприятный парадокс. Для начала вам потребуется актерское мастерство.
Д. Петти пишет, что для начала вам потребуется актерское мастерство, двигайтесь по классу так, как будто вы нисколько не сомневаетесь в своём контроле над учащимися, старайтесь выглядеть уверенно в себе и расслаблено - особенно если на самом деле не так! Это особенно важно на первых уроках или в случае возникновения проблем. Формальный авторитет поддерживается невербальными методами. Стойте прямо, плечи назад, смотрите учащимся в глаза, давайте инструкции уверенным голосом и ожидайте. что они будут исполнены. Если вы просите ученика сделать что-то, не мельтешите вокруг него, пытаясь угадать. выполнит он вашу просьбу или нет. Давайте инструкции уверенно. Если в течении разумного времени учащийся не выполнит вашу просьбу, действуйте уверенно. Вы можете высказать удивление проявленной дерзостью, но никогда не проявляйте замешательство. `Я хочу, что бы вы перестали разговаривать!`, Я желаю, что бы вы начали работать? Почему вы не начали этого делать?`
Авторитет демонстрируется с помощью `языка тела`. А также можно использовать особые приемы.
*Расстояние.
* Контакт глазами.
* Вопрос.
Такие приемы стимулируют учащихся к активной работе. Если возникают проблемы с контролем над классом, никогда не оставайтесь за столом. двигайтесь по классу и используйте контакт глазами. Если в какой-то части класса возникают посторонние разговоры. подойдите туда и посмотрите в глаза учащимся. Но не стоит злоупотреблять наведением дисциплины: интересные уроки, хорошие отношения, продуктивная атмосфера в классе гораздо более эффективны для поддержания порядка. Не бойтесь заработать "врагов": чтобы стать популярным, вы должны уметь показать, что не боитесь потерять популярность.
Контакт с учащимися и личный авторитет вторая стадия отношений между педагогом и учеником.
Необходим уход формального авторитета учителя в сторону авторитета личного. Важным "источником" влияния учителя с учащимися станут желание учащихся заработать положительный имидж в его глазах учителя. Такой авторитет можно назвать "личностным". Каким образом развивается личностный авторитет?
Этот процесс занимает месяцы. Учитель разовьёт личностный авторитет если будет профессионалом, но кроме того:
* Проявление эмпатии (сопереживание). Феномен общения. выраженный способностью человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним, разделяя настроения другого человека.
* Наличие чёткого свода правил, которые используются постоянно и справедливо, не изменяясь вместе с настроением от урока к уроку;
* Обращение к учащимся по именам;
* Проявление обычной вежливости к учащимся - использования слов "пожалуйста", "спасибо";
* Исключение из общения сарказма или унижающих высказываний;
* Хорошо спланированные и организованные уроки, опрятный вид и пр.;
* Терпение;
* Выбор методов обучения, которые позволяют учащимся проявить активность, и поощрение этой активности;
* Заинтересованность в отношениях, чувствах и потребностях учеников;
* Проявлять интерес к личности учащихся через улыбки, контакты глазами, разговоры "с глазу на глаз", принятие личностных особенностей учащихся - черт характера, интересов, стиля одежды и пр.;
* Сформировать спокойный и уверенный стиль преподавания, который не слишком формален и опирается, где позволяет ситуация, на юмор (что не включает и периодическое подсмеивание над собой).
Если контакт с учащимися не установлен, возникает психологический барьер, который мешает ученикам беседовать с вами, задавать вопросы или общаются за помощью. Главное не пытаться форсировать развитие отношений. Будьте терпеливы. Вы не будете нравиться. если всем понятно, что вы хотите нравиться.
[Джефф Петтти. Современное обучение, М.: "Ломоносов" 2010.c.120-132].