Под антикультурным слоем

Ольга Ан Сорокина
Опубликовано в еженедельной красноярской газете «АРЕВЕРА–Недвижимость» № 23 (178) 2011 г. (27.06.2011 г.)

«Холодным миром стекла и бетона» называют современный город в рекламе. Нередко и сами жители сетуют на однообразный вид кирпичных пятиэтажек и серость панельных домов, выстроенных в 1960-1980-е годы. Сейчас новостройки Красноярска обрели яркие цвета, но создавать новое – только полдела, не менее важна задача сберечь уже созданное. А нашему городу есть что беречь! Ведь именно в советское время в краевом центре на стенах стандартных «хрущёвок» были созданы уникальные настенные росписи, которые в последние годы, к сожалению, значительно пострадали от человеческого равнодушия и недальновидности.
Правобережье Красноярска, остановка «Затон». В начале 70-х годов прошлого века боковые фасады четырёх пятиэтажек, выходящие на проспект, украсили фресками. Трудилась над ними группа художников под руководством Тойво Васильевича Ряннеля. Роспись полностью покрывает весь фасад здания (примерно 150 кв.м.), т.е. общая их площадь – около 600 квадратных метров! Учитывая то, что выполнялись фрески в сложнейшей и уникальной технике (по сырой штукатурке), можно представить, сколько труда и энергии вложили в этот труд авторы! Художники старались не зря: за прошедшие четыре десятилетия краска ничуть не облупилась, цвета сохранили свою яркость – несмотря на сорокаградусные морозы, летний зной, солнце, ветер, дождь, снег!
Особенно меня поразили мастерски выполненные лица персонажей – открытые, благородные и добрые, они выглядят совсем как живые, будто это увеличенная фотография. Сюжеты изображений посвящены промышленным предприятиям Свердловского района (судостроительному и судоремонтному заводам, лесоперерабатывающим предприятиям, шёлковому комбинату), переживавшим в те годы свой расцвет.
Увы, устояв перед силами природы, уникальные росписи оказались беззащитными перед печально известным «человеческим фактором». В настоящее время из четырёх фресок только две сохранились в относительно неизменном виде, но и они регулярно страдают от расклейщиков объявлений. Нижняя часть росписей обезображена пёстрыми бумажными лоскутками, а часть фрески на доме № 119 ещё и закрашена зачем-то коричневой краской. Понятно, что расклейка объявлений в неположенных местах – это бич нашего (да и не только нашего) города. Но бумажки с отрывными телефонами поверх настенной росписи кисти знаменитого художника смотрятся особенно дико! Так ведь горе-расклейщики могут и на городские памятники объявления прилепить…
Более чем на треть безвозвратно уничтожена фреска, посвящённая шёлковому комбинату (дом № 125), потому что к стене здания пристроен торговый павильон, в котором сейчас находится магазин.
Но больнее всего смотреть на фасад дома № 123, изуродованный незадачливыми рекламодателями в погоне за наживой, от его вида просто хочется плакать! Четверть настенной росписи внизу полностью закрашена зелёной краской – вероятно, для того, чтобы на этом фоне смотрелись рекламные баннеры, которых здесь целый ряд (4 штуки). Ещё один огромный баннер прикрепили прямо поверх фрески на высоте четвёртого этажа, так, что от фигур изображённых на росписи людей остались только ноги – выглядит, мягко говоря, жутковато! Не нужно иметь специального образования, чтобы понять: так обходиться с исторической и художественной ценностью – возмутительное кощунство. И такое безобразное зрелище на одной из центральных улиц города просто не имеет право на существование!
Наверное, трудно сказать о сложившейся ситуации лучше, чем Валентина Михайловна Поздеева, вдова красноярского художника Андрея Поздеева:
– Я помню, как Андрей Геннадьевич рассказал мне о том, что Тойво Ряннель получил заказ на создание фресок на фасадах пятиэтажек. Дома долго стояли в специальных строительных металлических «лесах». Это был серьёзная работа, воспевающий трудового человека. Ведь и главный проспект правого берега, где находятся фрески, так называется: Красноярский рабочий! Может быть, теперь другая идеология, другие ценности, производительный труд не в почёте... Но эти фрески имеют большую художественную ценность. Посмотрите, сколько лет прошло, но на фасадах ни в одном месте краска не облупилась! И, кроме того, фрески — зеркало нашей истории. Может быть, это были не очень лёгкие и весёлые годы, но они же были! Очень печально смотреть на то, как уничтожаются культурные следы прошедшей эпохи, и никто не озабочен их сохранением...
А ведь в домах живут красноярцы, чья трудовая жизнь прошла на тех самых предприятиях, которым посвящены фрески Тойво Ряннеля и его коллег. Можно представить себе, насколько обидно этим людям видеть, как уничтожается добрая память об эпохе их молодости. Но, как пояснили мне в главном управлении культуры нашего города, фрески на фасадах домов №№ 119, 121, 123, 125 по проспекту Красноярский рабочий пока не включены в список охраняемых объектов культурного наследия, и в обозримом будущем это вряд ли произойдёт. А значит, уникальные настенные росписи, имеющие историческую и культурную ценность, ждёт печальная судьба. Действительно, что имеем – не храним. Вот только потерявши, плакать уже будет поздно…

Врезка в текст 1
Тойво Ряннель (род. 1921 г.) – народный художник России, поэт (член Союза писателей России), родился в деревне Тозерово на Ладоге в финской крестьянской семье.  В 1937 г. семья будущего художника была репрессирована и выслана в Сибирь на вечное поселение.
 Талант живописца, проявившийся ещё в детские годы, у Тойво Ряннеля сочетается с талантом поэта и писателя: с 1948 г. его произведения публикуются в поэтических сборниках и журналах, а с 1965-го персональные выставки картин проходят во многих городах России и мира.
Наиболее известные живописные полотна художник: «Горные кедры», «Рождение Енисея», «Угрюм-река», «Тропа великанов», «Сердце Саян» и другие. Опубликовано книги прозы «Мой черный ангел» и «Незваный гость», поэтические сборники: «Капля в море», «Сверкнула пламенем Жар-птица», «В кругу друзей», «Тропа через век», «По перламутру белых рос».

Врезка в текст 2
Осенью этого года Тойво Васильевичу Ряннелю исполняется 90 лет. Художник, живущий сейчас в Финляндии, собирается приехать на открытие своей юбилейной выставки в Красноярск. Будет ли ему приятно увидеть, что стало с созданными им и его товарищами фресками?