Военная тематика в творчестве Владимира Высоцкого

Владимир Цыкалов
(из архива "Высоцколюбие")

     В новом фильме "Зачем человеку крылья?" звучит песня Владимира Высоцкого "Песня о земле", которая была написана несколько лет назад:
Кто сказал: «Всё сгорело до тла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
     Материнства не взять у Земли,
     Не отнять, как не вычерпать моря.
     Кто поверил, что Землю сожгли?
     Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки – как раны зияют.
Обнажённые нервы Земли
Неземное страдание знают.
     Она вынесет всё, переждёт, -
     Не записывай Землю в калеки!
     Кто сказал, что Земля не поёт,
     Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля – это наша душа, -
Сапогами не вытоптать душу!
     Кто поверил, что Землю сожгли?!
     Нет, она затаилась на время…

     Сам по себе напрашивается вопрос: неужели при сегодняшнем обилии поэтов и композиторов для фильма режиссёра Владимира Шамшурина (известного по фильмам "Безотцовщина", "А у нас была тишина", "Опасные друзья") нельзя было написать новую песню на военную тему? Ответ может быть только однозначный: "Конечно же, можно". Однако режиссёр принял своё неординарное решение и в какой-то мере смелое, оригинальное.
     Я не знаю – является ли кинорежиссёр В.Шамшурин поклонником или почитателем Высоцкого и его творчества. Но для меня ясно одно – песни Владимира Высоцкого никого не могут оставить равнодушным! Они наполнены той неодолимой жизненной силой, которая заставляет нас не только слушать, но и вслушиваться в слова. В слова глубокого философского смысла и практического значения, современного звучания и высокого слога.
     С каждым годом, месяцем, а может – днём растёт и ширится признание (я бы сказал смело) гения В.Высоцкого. ещё У.Шекспир сказал: "Лицом к лицу не разглядеть – большое видится на расстоянии". И это относится к самому творчеству В.Высоцкого. и я уверен: пройдёт ещё немного времени – и появятся научные труды, изучающие песенное наследие народного барда, поэта, актера.
     Выступая в одной из последних программ Центрального телевидения цикла "Это было недавно" ведущий С.В.Образцов, говоря о творчестве Высоцкого, отметил музыкальность этих песен. "Хотя, - как он сказал, - песни не принимали сначала, их не понимали или недопонимали, а теперь видно, что Высоцкий музыкален". Это ли не признание Гения!
     Музыкальность… Она особая в песнях, написанных В.Высоцким о Великой Отечественной войне. Здесь своеобразный сплав и мелодии, напряжённый ритм и громадная сила слога, чуждая дифирамбовому звучанию.
     Военная тема… Когда она вошла в творчество В.Высоцкого? откуда она пришла – такая глубокая, зрелая и весомая?
     Перелистывая страницы биографии Высоцкого, нетрудно заметить, что его детство, отрочество и юность тесно переплетены с понятием "воинская доблесть". Вернее, с людьми, которые постигли это понятие, с людьми, для которых каждый день – это познание военной жизни.
     Сын военного (его отец – Семён Владимирович, рождения 1916 года, кадровый военный, окончил Академию Связи, одним из первых вошёл в Берлин, освобождал Чехословакию, почётный гражданин г.Кладно, полковник в отставке) Владимир Высоцкий по окончании Школы-студии МХАТа (закончил в 1960 году) через два года играет эпизодическую роль моряка Петра в фильме "Увольнение на берег", в этом же году параллельно снимается в роли солдата морской пехоты в фильме "713-й просит посадку". На следующий год он в фильме "Живые и мёртвые" предстаёт в роли весёлого солдата. А будучи принятым в Театр драмы и комедии на Таганке В.Высоцкий в 1964 году Дебютирует в роли лётчика Янг Суна в спектакле "Добрый человек из Сезуана" и играет драгунского офицера в спектакле "Герой нашего времени".
     В.Высоцкий в этот период пробует своё поэтическое перо и настраивает (образно говоря) свою семиструнную гитару.
     В спектакле Театра на Таганке "Пристегните ремни" он исполняет свою "Мы вращаем Землю".
От границы мы Землю вертели назад
(было дело сначала).
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
     Наконец-то нам дали приказ наступать,
     Отбирать наши пяди и крохи, -
     Но мы помним, как солнце отправилось вспять
     И едва не зашло на востоке.
Мы не мерим Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя, -
Мы толкаем её сапогами –
От себя! От себя!..

     Песни о Великой Отечественной войне – самые сильные в творчестве В.Высоцкого. он старается проникнуть не только в суть людских переживаний, но и понять окружающее этих людей. Как настоящий художник, он ищет формы выражения обстановки того времени. И идёт не упрощённым путём, ни мимолётными зарисовками момента. Наоборот, он рисует такую живописную картину, в которой нет не переднего и ни заднего плана, ни героев и ни фонового занавеса. Его герои – это не только люди – стойкие бойцы, а просто – горы  (ведь это наши горы – они помогут нам"), время ("наше время – иное, лихое") и горное эхо, которое расстреляли и о котором Высоцкий поёт в своей песне, так и названной "Расстрел горного эха":
В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха, помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник,
Жило-поживало весёлое горное, горное эхо, -
Оно отзывалось на крик – человеческий крик…
     Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха, потеха, -
     И это топтали – но звука никто не слыхал.
     К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо –
     И брызнули слёзы, как камни, из раненых скал…

     Следующая песня, которая прозвучит, написана на морскую тему. В.Высоцкий, говоря о ней, отметил: "Эта песня не имеет временного понятия. События её могли произойти и 30 лет назад, и 100 лет назад". Это неважно. Главное в другом – в людях, посвятивших свою жизнь морю…"
     По своему звучанию эта песня – порыв, накал страстей, человеческих чувств, собранных в кулак, подчинённых единому решению, которое принято капитаном – военным человеком, стратегом и тактиком.
     Высоцкий  признавался: "Песня родилась исподволь, не давала покоя ни днём, ни ночью, скребла за душу, чтобы в один день вылиться на бумагу, в музыку".
Работа для В.Высоцкого была сродни самопожертвованию: слог должен быть глубок, отточен, лишён ненужной мишуры, прост и понятен – вот основной девиз этой работы.
     Вначале эту песню "Гибель корсара", впоследствии слова из песни стали её заглавием "Ещё не вечер":
Четыре года рыскал в море наш корсар, -
В боях и штормах не поблекло наше знамя,
Мы научились штопать паруса
И затыкать пробоины телами.
     За нами гонится эскадра по пятам, -
     На море штиль – и не избегнуть встречи!
     Но нам сказал спокойно капитан:
     "Ещё не вечер, ещё не вечер!"…

     Анализируя творчество В.Высоцкого, невольно ищешь ответы в его биографии, его высказываниях и выражениям. Военная тематика в песнях Высоцкого рождает естественный вопрос – где этому начало.
     28 июля 1970 года Высоцкий заполнил анкету, составленную бывшим сотрудником Театра на Таганке Анатолием Меньшиковым,  в которой против вопроса любимая песня – было написано: "Песня "Вставай страна огромная". На вопрос – историческая личность, внушающая отвращение – он ответил: "Гитлер".
     На одном из своих концертов В.Высоцкий сказал: "Я много пишу песен о войне. И часто спрашивают – почему. Я не прошёл через войну. Здесь есть много ответов. Один – самый главный – такой: я для своих песен стараюсь выбирать людей, которое находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, рядом со смертью, у которых что-то сломалось, либо они находятся на рубеже с неизвестностью, а дальше неизвестно что. я их часто нахожу там, в тех сюжетах…" И далее он продолжил: "Я больше всего интересуюсь всегда проблемами, которые всеобщие – предательство, надёжность, верность, добро, зло.."
     Песни Высоцкого о войне – это песни очень настоящих людей. Сильных, мужественных, добрых, усталых. (звучит песня "Чёрные бушлаты"):
За нашей спиною остались паденья, закаты, -
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы  невидимый взлёт!
Мне хочется верить, что чёрные наши бушлаты
Дадут мне возможность сегодня увидеть восход…
     Уходит обратно на нас поредевшая рота.
     Что было – не важно, а важен лишь взорванный форт.
     Мне хочется верить, что грубая наша работа
     Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход! 

     В.Высоцкий написал много песен для кинофильмов, рассказывающих о ратном подвиге советского народа в нелёгкую военную годину. Им написаны песни к фильмам: "Я родом из детства", "Сыновья", "Единственная дорога", "Война под крышами". Следует отметить, что эти песни не являются так называемым "художественным дополнением". Они – полнокровные составные части кинополотна. Песни насыщают, укрупняют и конкретизируют место действия киногероев. Звучит песня "Аисты" из кинофильма "Война под крышами".
Небо этого дня – ясное,
Но теперь в нём – броня лязгает.
А по нашей земле – гул стоит,
И деревья в смоле – грустно им.
Дым и пепел встают как кресты,
Гнёзд по крышам не вьют аисты…
     Воздух звуки хранит разные,
     Но теперь в нём – гремит, лязгает.
     Даже цокот копыт – топотом,
     Если кто закричит – шёпотом.
     Побрели все от бед на восток, -
     И над крышами нет аистов…

     Если пристальней вглядеться в героев военных песен В.Высоцкого, то можно отметить следующий факт: это люди не одного определённого рода войск. Персонажи Высоцкого сражаются с врагом в воздухе ("Я – "Як"-истребитель"), под водой ("Спасите наши души"), на воде ("Ещё не вечер") и на земле: простым солдатом-пехотинцем ("Он не вернулся из боя", "Сыновья уходят в бой"), морским десантником-сапёром ("Чёрные бушлаты"), разведчиком ("Разведка боем"), горным стрелком ("Ведь это наши горы"). И кем бы ни был герой  песен В.Высоцкого, он – настоящий, смелый и мужественный человек, для которого защита Родины – священный долг.
     Его герои всегда в экстремальных ситуациях, в крайне сложных условиях, на грани жизни и смерти. Иными словами, они в тех обстоятельствах, в которых у честных людей  рождается единственно правильное решение – сохранять светлое будущее человечества, победить зло, утвердить мир на Земле.
     Звучит попурри из песен "Я – "Як"-истребитель", "Спасите наши души", "Он не вернулся из боя", "Сыновья уходят в бой", "Песня о новом времени".
Я -"ЯК", истребитель, - мотор мой звенит,
Небо – моя обитель, -
А тот, который во мне сидит,
Считает, что - он истребитель.
   В этом бою мною «юнкерс» сбит –
   Я сделал с ним, что хотел, -
   А тот который во мне сидит,
   Изрядно мне надоел!
      Я в прошлом бою навылет прошит,
      Меня механик заштопал, -
      А тот, который во мне сидит,
      Опять заставляет – в штопор!
         Из бомбардировщика бомба несёт
         Смерть аэродрому, -
         А кажется – стабилизатор поёт:
         «Мир вашему дому!»

Уходим под воду
В нейтральной воде.
Мы можем по году
Плевать на погоду, -
А если накроют –
Локаторы взвоют
О нашей беде.
     Спасите наши души!
     Мы бредим от удушья.
     Спасите наши души!
     Спешите к нам!
     Услышьте нас на суше –
     Наш SOS всё глуше, глуше, -
     И ужас режет души
     Напополам…

Почему всё не так? Вроде - всё как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.
     Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
     В наших спорах без сна и покоя.
     Мне не стало хватать его только сейчас –
     Когда он не вернулся из боя...

Сегодня не слышно биенье сердец –
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
     «На этот раз мне не вернуться,
     Я ухожу – придёт другой».
     Мы не успели оглянуться –
     А сыновья уходят в бой!

Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги, -
Значит, скоро и нам – уходить и прощаться без слов.
По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно к какому концу унося седоков.
     Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
     И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.
     Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
     На скаку не заметив, что рядом – товарищей нет.
И ещё будем долго огни принимать за пожарами мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
О войне будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.
     А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
     И когда наши кони устанут под нами скакать,
     И когда наши девушки сменят шинели на платьица, -
     Не  забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!…

     Почему же поэт, который по своему возрасту не мог принимать участие в войне, всё-таки писал о ней, более того – не мог не писать?
     "А всё дело в судьбе. В твоей личной жизни, - как писал Роберт Рождественский в предисловии к книге В.Высоцкого "Нерв", - которая начинается вовсе не в момент рождения человека, а гораздо раньше. В личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то отдельным, обособленным от других людских судеб. Она, твоя свадьба, - честь обшей, огромной судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей.
     Тех, которые  жили до тебя. Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг на Земле… (Звучит песня "Братские могилы").
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносят букеты цветов
И Вечный огонь зажигают.
     Здесь раньше вставала земля на дыбы,
     А нынче – гранитные плиты.
     Здесь нет ни одной персональной судьбы –
     Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
     У братских могил нет заплаканных вдов –
     Сюда ходят люди покрепче.
     На братских могилах не ставят крестов…
     Но разве от этого легче?!

Сценарий написан в 1985 году.