40 Лет Без Джима Моррисона

Алексей Шавернёв
          Знаменитое парижское кладбище «Пэр-Лашез», где похоронены известные личности разных стран, скончавшиеся во французской столице, привлекает множество туристов со всего мира. В большинстве путеводителей по Парижу, в том числе, и в продающемся в Париже официальном русскоязычном издании, говорится, что на протяжении вот уже четырёх десятилетий, самой посещаемой могилой «Пэр-Лашез» является захоронение Джима Моррисона.
           Джим Моррисон – выдающийся американский рок-музыкант и поэт, чьё сердце перестало биться ровно 40 лет назад, 3 июля 1971 года.

          Моррисон известен миллионам поклонников, как лидер и основатель одной из самых успешных и переиздаваемых рок-групп ХХ века «The Doors». Хотя, если быть точными, у группы было два основателя – фронтмен и автор текстов Джим Моррисон и его университетский приятель, клавишник-виртуоз Рей Манзарек. На последнего стихи Моррисона произвели настолько сильное впечатление, что ему сразу же захотелось положить их на музыку, причудливую и необычную, совершенно непохожую на всё то, что исполнялось то этого. Идея создания совместного музыкального коллектива возникла сама собой. Через некоторое время к авторскому дуэту присоединились барабанщик Джон Денсмор и его друг, гитарист Робби Кригер, чтобы создать проект, которого ожидала недолгая, но фантастическая карьера.
          Фронтмен ансамбля обладал невероятной харизмой, и, несмотря на отнюдь не целомудренный образ жизни, был очень начитан и эрудирован. Яркий, самобытный талант Моррисона сделал артиста идолом нескольких поколений.  Кроме того, известно, что IQ Моррисона составлял 149.

          Джим Моррисон (полное имя Джеймс Дуглас Моррисон) родился 8 декабря 1943, в Мельбурне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Стивена Моррисона и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк). В Джиме были смешаны шотландские, английские и ирландские крови.
          В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их
          Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, и в песнях («Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer, а также «Riders on the Storm»). Как он сам говорил: «Я впервые узнал смерть, и, думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

          Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния. В 1962 году он поступает в Государственный Университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма.
          В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем.
          В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал родителям письмо, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына. Фильм, который был его выпускной работой не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень это переживал, и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.

          Создав в 1965 году новую группу Моррисон, Манзарек, Кригер и Десмор взяли название из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли, который,  в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed,/Every thing would appear to man as it is, infinite» (Если бы двери восприятия были чисты/Всё предстало бы таким, как есть — бесконечным). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия».
           «The Doors» разительно отличались от остальных групп. Одним из характерных отличий являлось отсутствие бас-гитары. Вот, где проявился талант клавишника Манзарека, который вошёл в историю, как один из самых блестящих экспериментаторов в рок-музыке. Одним из его изобретений стала одновременная игра на обычном электрооргане и на бас-органе, благодаря чему группа «The Doors» во-первых, не нуждалась в бас-гитаристе, а во-вторых, приобретала некое мистическое и гипнотическое звучание.

           Вскоре коллектив заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла «Elektra Records», выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить ансамблю контракт.
           Первый сингл группы «Break On Through» вошёл в первую десятку американского хит-парада «Billboard», а следующий, «Light My Fire», занял в хит-параде первое место — крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома –  «The End», задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.
           Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома]: «The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством».

           В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

           Творческое горение, изнурительные гастроли вкупе с запойным пьянством и употреблением наркотиков сильно подкосили здоровье Моррисона. Летом 1971 года Джим решил взять тайм-аут и отправился со своей подругой Памелой Курсон в Париж – отдыхать и работать над книгой стихов. По официальной версии Моррисон скончался от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в парижском клубе «Rock-n-Roll Circus», самоубийство, и даже инсценировка самоубийства.
           Вокруг кончины Джима Моррисона до сих пор ходят слухи. Церемонии прощания не было, на похоронах гроб не открывали, что дало повод некоторым поклонникам не поверить в смерть своего кумира.   
          Единственный человек, который видел певца мёртвым – подруга Моррисона Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиками три года спустя.

           В 1978 году был выпущен альбом «An American Prayer»: незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты «The Doors» наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня «The End» вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979).
           В начале 90-х режиссёр Оливер Стоун снял художественный фильм «The Doors», посвященный Моррисону. Роль лидера «The Doors» исполнил Вэл Килмер.
 
           Говорят, Джим Моррисон в последние месяцы жизни нередко затрагивал тему приближающейся развязки. «Вы пьете с номером три… » – заявил он  в баре,  услышав по радио в выпуске новостей,  что вслед за Джими Хендриксом скоропостижно скончалась Дженис Джоплин...
 

                По материалам Internet