Принцип веры. Разумен ли социолог?

Александр Левицкий 3
                Принцип Веры.


Вера.
В психологии Вера. Понимается как – «Особое состояние человека, заключающееся в полном и безоговорочном принятии каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его «Я» определить некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений»
У Владимира Соловьева вера это « признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат ни каким доказательствам, а значит только что сила В. зависит от особого самостоятельного психологического акта не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями.»
Кант в своей критике разума писал : «Я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческого разума).
Вера (религиозная). Все вышесказаное с добавлением участия сверхестественных сил.
Убежденность.
В психологии. «Особое качество ЛИЧНОСТИ, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций.и выступающее регулятором ее сознания и поведения».
Метод.
Человек не может знать сделает ли он что-либо, даже имея намерения, но он имеет веру, в то что сделает. Если веры нет, то нет и действия. Мы верим женщинам, детям, продовцам,  политикам и в демократию. Принцип Веры пронизывает всю человеческую жизнь. Можно характеризовать его не только как принцип определяющий межчеловеческие, межобщественные отношения, но и как принцип познания человеком мира.
В современном мире, где человек отделен от понимания себя как части «целого» (в связи с пестрым разделением труда, требующим знать «многое о малом», демократической ценности «индивидуума», разрушением института нации и семьи и т.д. ), ведущую роль в формировании общества играют личности. В данном случае не важно реальная ли это личность или исскуственно созданный «бренд». Главное, что в общество внедряется основная характеристика личности как человека взявшего на себя ответственность за собственную жизнь. (В отличии от индивидуума стремящегося переложить эту ответственность на мужа-жену, партию, государство, Господа и т.д.) Здесь не важен уровень знаний личности-бренда, здесь важен психологический аспект самой возможности  принятия ответственности и демонстрация личной убежденности.(на этом психологическом принципе и строится система аристократизма и парламентаризма)
Декларация личной убежденности предназначена для убеждения окружающих присоединится к сильной (харизматической) личности заявившей о личной вере в свою правоту и взявшей ответственность за построение своей жизни путем изменения среды, а не приспособления к ней. Декларирование личной правды имеет целью присоединение к этой правде наибольшего колличества людей с последующим проявлением правды коллективной)
 В процессе личной борьбы за место под солнцем, каждый человек, в силу сложившихся обстоятельств, исходя из личных возможностей, усваивает правила игры, виноват, правила жизни в данном конкретном обществе. Помогает ему черпать из сложившейся культуры все, что он может взять - язык, семья, школа и прочие социальные институты.В течении всей жизни человек осуществляет поиск наиболее устойчивого личного состояния в обществе, баланса внутренней свободы и внешней необходимости. Идеалисты называют этот поиск наиболее устойчивого психического и физического состояния, поиском правды. У каждого из нас своя правда. Но мы живем в коллективе, потому и возникает групповая, семейная или классовая правда. Все эти поиски правд  приводят к необходимости во всеобъемлющих и разумных нормах порядка для всех, что и подводит нас к возникновению государственной идеи. Отсюда понимание государства, как режиссера, призванного построить общество так, чтобы были учтены интересы всех групп, составляющих данное общество.Отметим, что всякая попытка к резкому изменению личного, классового или государственного, исходящего из данной культуры, принципа правды, является интервенцией с целью данное общество взорвать. Проверить чужую правду нельзя, можно только поверить.
Действенным продолжением Веры является доверие. Если человек поверил в правду какой-либо личности, партии, секты, то и сам стремится жить по этой правде всячески продвигая ее в жизнь.
Всякая декларация нуждается в аргументации облаченной в слова. (Иного способа передачи мысли еще не придумали) Поэтому правда личности-бренда вынуждена искать аргументы на все случаи жизни которые затем поступают в массы. Поиск ответов на вопросы и вызовы проявляет момент творчества который поступая в массы рождает иллюзию сотворчества в строительстве «нашей» правды. Индивидуум уверовавший в правду будет нести ее в массы на бытовом уровне сталкиваясь с чужими правдами, что вновь заставит его искать аргументы в свою пользу подводя к самоубеждению, что в принципе является уже признаком веры религиозной или методики целенаправленной манипуляции сознанием.
Поскольку нас интересует реальность происходящего, то в дальнейшем подойдя к моментам доростания психического состояния среды до веры религиозной или целенаправленной внешней идеологической интервенции (внедрение чужой правды) мы будем это акцентировать специально.
Исходя из выше изложеного смею утверждать, что принципы Веры и Правды являются основой любого социального проекта. (партия,секта, НПО и т.д.)
   
( 1 - иллюстрация )
Не мешайте коммунистам!

Похоже, заявив о решении сменить название партии коммунисты
Молдовы решили, самоликвидироваться. Устроить себе этакую коллективную
гекатомбу. Этакое массовое харакири.
Почему я так думаю? Есть исторические примеры.
На рубеже первого-второго тысячелетия секта "исмаилитов"
достигла своего расцвета. У нее было свое государство,
она дотягивалась своими щупальцами до края тогдашней
христианско-мусульманской айкумены. Ни один земной
правитель не мог быть спокоин, что его не посетят
посланцы секты, доведшие до совершенства ремесло
убийц. Как водится рядовые адепты фанатически верили
в то, что если они сделают угодное секте дело, то
тут же попадут в рай. Естественно было несколько
уровней посвещения в скрытое знание, якобы переданное
самим пророком организатору секты. От адептов требовалось
полное послушание вышестоящему брату.
Секта была богата, пользовалась колоссальным влиянием,но
вдруг в одночасье развалилась из-за действий
ее верхушки. Верхушка не исповедывала ислам. Она не
верила ни в Магомета, ни в Христа, ни в Иегову. Она была
атеистична, вернее, обезбожена. Именно в эту истину
посвещали достигших верхней ступени адептов. Обычно они,
ставшие в процессе достижения власти законченными циниками,
воспринимали безбожие с иронией и некоторым облегчением.
И все было хорошо пока некий верховный глава
секты не захотел наследственной власти. Он быстренько
провел своего сынка по всем ступенькам, посветил в
безбожие и сложил полномочия. Бедный религиозный мальчик
умер не сразу. Сначала он собрал всю секту и открыл
фанатикам правду. Его тут же зарезали, а с ним и папика,
и всю верхушку. Разбредшиеся по градам и весям адепты
вскоре дали потомство в секте "асассинов- убийц".
А при чем здесь молдавские коммунисты?
А при том, что цинично-безбожная верхушка не понимает,
чем на самом деле является ПКРМ. Она думает, что ее
электорат продается за деньги. Она думает, что ее адепты
верят в них, в лидеров, мудрых и праведных. Зараженные
западной социологией психоанализа, воспитаные советской
обезбоженой социологией, они напрочь отвергают понятие -
вера. Они не видят, что в нынешнем виде КПРМ превратилась
в тоталитарную секту, которая существует только благодаря
вере нижних адептов в возможность коммунистического рая и
страху быть изгнанным из секты. Современный коммунизм,
это не социальная или экономическая доктрина, и не идеалогия
это - религия. А религия основана на вере.
Хочу обратить ваше внимание на то, что главной составляющей
любой секты, ее фундаментом и цементом скрепляющим является
вера. Попадаются совершенно странные группы, филосовско-
религиозные составляющие доктрины которых не могут быть
совмещены в принципе. Но секты действует! Почему? Потому,
что адепты верит. Все верят. Даже при "научном" атеизме мы верили
в то, что ни во что не верим. Верят либералы, демократы,
коммунисты, сатанисты. Принцип веры,
пронизывает всю человеческую жизнь. Вера- это действие.
А теперь представте, что будет, если коммунисты заявят,
что коммунизма не будет, что они больше не верят в
коммунизм? Нижние исмаилиты были поставлены перед выбором
- кому верить, старшим адептам или пророку? Они выбрали
ислам и решили проблему привычным для них способом.
В случае вероотступничества ЦК, наши нижние правоверные
коммунисты будут так же выбирать
между верой в коммунизм и кучкой уже не коммунистических
буржуев. Нет,они конечно их резать не станут,
мы не так воспитаны и не настолько религиозны.
Но верхушка останется одна, презираемая всеми. А на следующих
выборах будет фигурировать уже иная компартия.
Не пропадать же бренду?
    
 Метод (продолжение).      
1. Если считать днем рождения социологии выход в свет
последнего тома фундаментальной "Социологии" Огюста Конта,
то в прошлом году ей исполнилось 150 лет. От всей души,
хоть и с опозданием, поздравляю господ социологов с этим
знаменательным событием, желаю крепкого здоровья, счастья
в личной жизни и холодности разума. Однако, должен
констатировать, что мне как сектоведу, вы к сожалению,
помочь не можете. Увы, рассматривая возможности современной
науки невольно возникает вопрос - способна ли социология
наблюдать объект моего изучения т.е. - секты? Прошу
обратить внимание на то, что я выразил лишь легкое сомнение
любящего друга, но не критику!
Позвольте нарисовать картину моего видения ситуации.
Немножко истории.
С самого начала, когда Конт разделил психологию на   
биологию и социологию, социология прежде всего опиралась
на материалистическое мировоззрение. Позитивизм по Конту,
как третья, высшая стадия развития человеческого духа,
объединяет теорию и практику на основе наблюдения и
эксперимента, выявляет постоянные связи и на этом основании
описывает законы. "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть,
чтобы избегать"- девиз позитивизма. Отсюда и пристрастие
социологов к фактам. Здорово! Я ни чего не имею против.
Правда Конт еще завещал внимательно присматриваться к
религии, но об этом забыли. Тем более, что очень
скоро Карл Маркс смог предложить социологии прекрасный
экономический метод исследований. В контексте этого
метода и существовала советская социология. В это же
время западная социология увлеклась фрейдовским
психоанализом, который и хлынул в наши пределы после
советской социальной катастрофы. Перелопатив все эти тома
возникло недоумение. Неужели нас победило это? Или нам
сливают отработанный материал? Если вспомнить высказывание
Хантингтона о религиозной составляющей современных конфликтов,
то невольно приходишь к выводу об учитывании западной
социологией религиозного или пост религиозного фактора
в каком-то определенном параметре.
Я же в своей деятельности только и делаю, что наблюдаю
группы построеные на дикой, извращенной, странной - вере.
Хорошо. Оставим пока, что моих сектантов в покое.
Но разве различные политические партии не стимулируют у
своих адептов прежде всего веру?
Что мы наблюдали на Хрещатике? "Победят оранжевые, и будет
вам щастъе!" Вера, это - действие. Это единственный способ
побудить к действию деполитизированую молодежь.
Я понимаю, что социологические энциклопедии
и справочники такие красивые, в них так хорошо уложены
системы связей, концепции и факты выраженые словом.
Социология основывается на факте. Факт в качестве объекта
исследования описывается при помощи слов и репрезентируемых
ими смыслов. Но о словах позже.

Сектоведение (инструментарий)
Явление "деструктивных культов", на мой взгляд, есть следствие развития
информационного общества. Более того - его вызов. Одной из причин появления
огромного колличества тоталитарных сект является девальвация знаковой системы
слов, когда "туземный" т.е родной язык человеческого общения низведен до уровня
нечленораздельного переругивания. Но ведь именно родной язык бытового использования
обращен прежде всего к рациональной составляющей человеческого сознания?               
Можно сказать,что родной бытовой рациональный язык говорит на языке реальности.
В то же самое время "Однополярный" мир решает кто, когда, через какую организацию
или СМИ, за какие деньги или услугу, донесет до определенной группы или общества,
то или иное сообщение. Капитализация знаковой системы слов, т.е. системы
овеществленной в слове мысли позволяет предполагать экспансию контроля
сознания. Попытки человека вырваться из системы капитализированого контроля
сознания приводят его к поиску группы заинтересованной непосредственно в нем,
в которой беседовали бы лично с ним, которая радовалась бы именно его мыслям и
словам. Которая дала бы ему веру в себя и возможное переустройство мира.
Зачастую такой человек попадает в секту под еще более жестокий контроль сознания.
Увы современное сектоведение, как наука, еще не разработало соответствующей
методологии для изучения и противодействия именно этому аспекту сектотворчества.
По сути у сектоведения всего три точки опоры - Декларация прав и свобод (См.выше),
синдромологическая рубрика F60.7 "Зависимое расстройство личности" как вид
"Расстройства зрелой личности" по Международной классификации болезней
десятого пересмотра (МКБ-10) и религиозная (христианская, исламская, буддистская и т.д.)
социология. Каждая из этих опор, как и вместе взятые, не имеет универсального
характера. Например. "Декларация" не действует по факту существования "однополюсного"
мира или действует избирательно. МКБ-10 начинает работать лишь по факту
доказаного судебного случая, т.е. не имеет привентивного характера.       *
Религиозная социология слышна лишь тем, кто находится в ареале влияния
данной религии.
Каков же путь развития методологии сектоведения? Мне он видится в сотрудничестве
с современной светской социологией. Для чего необходимо учитывание некоторых
аспектов реальности выпадающих из поля зрения секулярной социологии.

Социология секулярная (освобожденная от религии)(далее С.С.) и христианская
(далее С.Х.). 
Сравнительный анализ списан у Центра православной социологии. СПб.
1.(СС)Предмет-социальная реальность,представленная как самодавлеющая данность
структурированная на разнообразные системы,подсистемы уровни элементы и т.д.
Исследует конечные,преходящие ,относительные факты,феномены,процессы, пребывающие
в конкретном социальном пространстве и времяни.
1.1.(СХ) Предмет- социальное бытие человеческих сообществ, как составная часть
земного миропорядка,непосредственно соотносящегося с миром трансцендентных
сущностей. Имеет дело с разнообразными социальными проявлениями таких фундаментальных
диад, как "Относительное -абсолютное" и т.д.
2.(СС) Опирается на способность человека проводить наблюдения,измерения,эксперименты,
систематизировать полученные данные и строить на их основе рассудочные умозаключения.
Не имеет склонности работать с антиномиями, а предпочитает иметь дело с конкретным
тезисом или его антитезисом.
2.2.(СХ)Опирается не только на познавательные возможности рассудка и разума,
но и на способность человека к религиозно-метафизичеким созерцаниям и умозрениям,
результаты которых пребывают вне логики рассудочных доказательств и опровежений.
Обладает способностью выдерживать напряжение от соприкосновения тезисов и антитезисов
в одном проблемном пространстве.
3.(СС)Контекстуализирована в секулярную, децентрированую парадигму. Подчинена принципу
социоцентризма,что на практике привело к потере возможности видеть некоторые аспекты
социальной жизни, а так же к отсутствию устойчивой привязаности к универсальным
ценностно-нормативным иерархиям.
3.3.(СХ)Контекстуализирована в христоцентрическую(аллахо- или буддо)  парадигму
Подчинена принципу теоцентризма и соответствующей ему строгой иерархии смыслов,
ценностей и норм.
4.(СС) Не выходит за рамки позитивистского дискурса при построении моделей.
Это ведет к тому ,что получаемые выводы пребывают в плену мировоззренческих
(идеологических) стереотипов своего времяни и конкретного общества.
4.4.(СХ) Теоцентризм не мешает использовать разроботки социологов-позитивистов.
При этом она сохраняет способность в своих объяснениях социальных явлений использовать
не только принцип причинности, но и свои трансцидентные возможности.
5.(СС)Может попадать под влияние деструктивных идеологем,становясь "служанкой
идеологии" и обретать деструктивную направленость
5.5(СХ) Защищена от влияния деструктивных идеологем. Однако подвержена жосткому
корпоративному давлению.
6.(СС)Устремлена в социально-историческую перспективу, описываемую в категориях
теории прогресса.
6.6(СХ)Устремлена в перспективу конечности бытия.
7.История социологии не имеет фундаментальных академических корней,что связано
во многом с тем,что О.Конт фактически обрубил эти корни, лишил социологию
гуманитарной, духовной наследственности.
7.7.(СХ)Свойственна глубокая укорененность в тысячелетнем исторически описаном
опыте религий. Каковой опыт не всегда дает ответ на вызовы современности.
Таким образом СС и СХ различаются качественными особенностями теоретического
мышления.Связаные между собой общим объектом они различаются в своих исходных
мировоззренческих посылках в характере тех социологем, которые составляют
методологические основания каждой из них. Кроме того существуют некоторые общие
негативные аспекты.
Папа Иоанн Павел 2 утверждает, что "слово
тянет за собой мысль". Крупнейший физик 20 века В,Гейзенберг
доказал, что результат описания той или иной реалии в
огромной степени зависит от позиции, которую исследователь
занял относительно этой реалии. А это предполагает,что
ученый налагает на объект собственную систему смысловых
ценностных и нормативных координат. В результате получается,
что при изучении и описании разными учеными одного и
того же "объекта" возникает множество "предметов" исследования.
Если это верно для естественных наук, то что сказать о
социальном знании? Даже, вроде бы, простое слово "море"
для моряка и пустынника имеют разное значение.
А еще есть "принцип Прокруста", это когда для того, чтобы
объект вписался в схему, от него отсекают все лишнее.


А еще СС пронизана духом советского "научного" атеизма
или постпротестантских идеалистических теорий, или "фрейдизмом".
А СХ в свою очередь подвержена догматизму.
Подобным образом описаные факты попадают в энциклопедии
и в свою очередь, выступают продуктом развития понятийного
аппарата социалогической теории. Упаси Бог,
я не предлагаю собрать все книги, да и бросить! Нет.
Я просто прошу обратить внимание на то, что некоторые
схемы годны, лишь для определенных условий.

7)Фактор веры.

Вот мы и пришли к вопросу - может ли современная
секулярная, светская социология заметить секты? Спешу
обратить ваше внимание на то, что главной составляющей
любой секты, ее фундаментом и цементом скрепляющим является
вера. Попадаются совершенно странные группы филосовско-
религиозные составляющие доктрины которой не могут быть
совмещены в принципе. Но секта действует! Почему? Потому,
что верит. Все верят. Даже при "научном" атеизме мы верили
в то, что ни во что не верим. Верят либералы, демократы,
коммунисты, сатанисты и социологи. Принцип "веришь - не веришь",
пронизывает всю человеческую жизнь. Мы верим или не верим
нашим родителям, правительству, телевизору,детям.
Мне кажется, что при изучении жизни социума, фактор веры
нужно учитывать обязательно,т.к. вера предполагает действие.
Я рассматриваю социологическую науку, а следовательно и
социалогическое мышление, как социальное мышление в его
познавательном,теоретико-аналитическом, прикладном преломлении.
Что подводит социологию к уровню профессиональных
рефлексий входящих в соприкосновение с общими картинами
мира и влияющих на них. Что в свою очередь преобразует
социологию в науку прямого действия. Однако для этого
надо учитывать все аспекты реальности.
Сектоведы в своей работе исходят прежде всего из наличия
в исследуемой группе фактора веры. Правда у нас пока не
разработана методология т.к. наука наша еще в зачаточном
состоянии. Зато мы можем пользаваться наработками
христианской, исламской, буддистской социологий.
А еще
мы хотели бы сотрудничать со светской социологией, лишь бы
только она стала учитывать закон Веры. Я понимаю, как это
трудно и возможно странно. Однако в русской цивилизации
есть люди "третьего пути", ныне признанные классиками, по сути своей
бывшие социологами. Они отвергли позитивистскую методологию
но и богословами не стали,разве,что по нужде, просто в своих
трудах они учитывали наличие веры. Н.Данилевский,К.Леонтьев,
Н.Бердяев,С.Франк,Л.Карсавин, Трубецкие и др. понимали, что
социальное не всегда поддается объяснению через социальное.
Поэтому они рассматриваличеловека не только, как существо
укорененное в социально-природном континууме, но и как существо верящее.
Учитывает ли (СС) в своих разработках фактор веры? Увы!
В свою очередь (СХ) учитывает его лишь в определенном ракурсе(см.
ересь,иноверие и т.д.)
Я понимаю, что светским социологам не стать богословами, но и
богословы не стемяться расстаться с корпоративностью.
С другой стороны вхождение в иную систему доводов иногда приводит
к тому, что принимаешь ее за истину и начинаешь в нее верить.
Надо быть мудрым,"аки змий", чтобы сохранить самое себя при
исследовании иной системы взглядов.
Как интересно, у К.С.Станиславского в его системе есть аналогичное
положение о вхождении в чуждую психологическую,социальную среду при
сохранении личного "Я". Положение именуемое "Я в предлагаемых условиях" 
расписывает момент вхождения в образ персонажа и,что самое главное,
расписывает систему выхода. Многие Голливудские актеры не учтя,
момента выхода, так и остались в образе своего героя.
Мне кажется, что разработка момента "входа-выхода",заслуживает
внимания со стороны современной социологии (далее -СвС).

8)Предложения.
1) СвС может обрести "фундаментализм и историю" исследуя методологию
не только "третьего пути", но и христианской, буддистской,исламской и др,
социологий.
2) Исследование "принципа веры" способно придать СвС импульс
жизнедеятельности, что способно преобразовать ее в науку "прямого
действия».
3) Исследование "входа-выхода" способно поставить защиту от
чрезмерного погружения в "принцип веры", какой-либо методологии.


Писано в 2003 году.
Тогда я еще верил в разумность СвС.