Находка. Валерий Брюсов

Ирина Романова 5
      






                "Каждый  писатель, независимо  от размеров  его дарования, представляет некую замкнутую  в  себе  монаду, как бы  особый  мир. Мировоззрение  автора, все равно - сознательное  или  безсознательное, круг  его  интересов, наконец, его язык, приёмы  его письма, - всё это  выделяет  его  из  числа других.
Чем значительней дарование  писателя, тем  своеобразнее  мир, создаваемый  его  творчеством, но даже  писатели, которые  не  могут  иметь  притязания на  первые места  в истории литературы, остаются  неповторимыми  единицами.  Читатель, знакомый  с  данным  автором, без  труда  угадывает  его имя по  одной  странице,  так  как  она  сразу  вводит  его  в  особую  вселенную, подчиняющуюся своим  собственным  законам, из которых некоторые  не  повторяются  более нигде.

Вот  почему настоящее  понятие о данном  авторе получается  не  из  знакомства  с  его  отдельными  произведениями, даже  не из  избранных  работ,  а именно  из "Полного  собрания  сочинений". Иная  вещь, слабая  сама  по  себе, не  удавшаяся  автору, или  представляющая простое подражание  другому, на  своем месте, в Собрании  сочинений, получает  смысл и значение. Недоговоренное  на  одной  странице, досказывается на  другой, новая мысль объясняет прежнюю, случайно данный  образ бросает  свет на  созданный раньше...."
               

                Март 1913. Валерий  Брюсов

                Предисловие к  Полному собранию  сочинений.






Лет 13 назад, заехав на Новый Валаам, я зашла в летний магазинчик и с удовольствием обнаружила, что там продаются  старые русские книги. Несколько штук я купила сразу и с тех пор Валаамский монастырь, который находится  в  живописном  местечке между Йоенсуу и Варкаус,  стал местом, куда мне хочется всегда.
Книжный магазин работал только летом, и так получилось, что потом я проезжала мимо много раз, но это было то зимой, то поздним вечером, то поздней осенью, когда уже все было закрыто.

В начале  следущего лета я заехала туда снова, магазин ещe не открыли и немного расстроившись, на  всякий  случай, я зашла в монастырскую библиотеку.
Тогда я еще не знала, что в финских библиотеках каждый год устраивают распродажу старых книг и когда заметила на полке томик Валерия Брюсова всего за 10 марок- (это всего 2,5 евро), сразу схватила его.
Такая  неожиданная находка сразу компенсировала все мои зряшные заезды, ведь я держала в руках прижизненное издание известного русского поэта.
Все эти годы, живя в Финляндии, я часто случайно находила старые русские книги, которым было сто и более лет.
Но томик стихов Брюсова 1913 года издания - он заслуживает отдельного внимания.

Я иногда просто беру его в руки,  читаю  стихи, листаю старые  странички и вижу, сколько информации несет эта старая книга.

Книга издана в 1913 гду.

"Валерий Брюсовъ.Собранie cочиненiй.
томъ первый."

Листаю две страницы и далее -

ПОЛНОЕ СОБРАНIЕ сочиненiй и переводовъ.
Томъ I
Юношескiя стихотворенiя - Chefs d`(Euvre.-Me eum esse (Cтихи 1892-1899г.)
С-ПЕТЕРБУРГЪ
Издательство "Сиринъ"
1913
типографiя Акц. О-ва Тип. Дъла въ СПб ("Герольдъ")
Изм.п.,7 рота, 26


под адресом типогафии стоит синий штамп -

LAHJOITTANUT
AARNE MUSTONEN

означающий, что библиотека получила книгу в дар от финна
Ааарне Мустонена.

Далее идёт предисловие к полному собранию сочинений, подписанное Валерием Брюсовым в марте 1913 года,
следущая страница-предисловие к первому тому за подписью автора и-

Р.S.
Издательство "нашло интереснымъ приложить къ этому тому мой портретъ, относящiйся къ 1899г., факсимиле моего почерка того же времени."


Неизвестный, осмеянный, странный
Я изведал безмерное счастье-
Наслаждаться мечтой несказанной
И свободным восторгом безстрастья.

Валерий Брюсовъ

21 авг. 96г. Кисловодск.


Далее -

JUVENILIA

ЮНОШЕСКIЯ СТИХОТВОРЕНIЯ

1892- 1894

ИЗДАНIЕ ПЕРВОЕ

Пямяти Елены К.



В книге 270 страниц, которые вместили предисловие к собранию сочинений, любовную лирику, поэмы и примечания к первому тому.
Книгу приятно держать в руках- она хорошо сохранилась, несмотря на то, что ей  почти сто лет. О солидном возрасте напоминают разрезанные ручным способом листы  книги, есть даже  несколько  страниц, которые не  коснулся  резак, но  я  не стала вмешиваться, оставила так как  есть.
Плотная, с рваными краями, бумага и текст, написанный еще на "ять".
На обложке - золотыми тиснёными буквами -
ИЗД.СИРИНЪ. ЦЪНА 1р75к.

В моей домашней  библиотеке много интересных, познавательных книг, есть  столетние, после-революционные и до-военные.
Дорогие  моей душе издания переехали  много лет назад вместе  со мной на новое место жительства, некоторые я купила на таких библиотечных распродажах, а что-то нашла в антикварных лавках. Есть книги и на финском языке, которым я свободно владею, и на русском.
У каждой из них своя история приобретения, почётное место  на книжной  полке и, несомненно, каждая старая книга - это частичка нашего культурного наследия, которое останется нашим детям и внукам.



Ирина Романова
Май 2011.
Хельсинки.