Лобовое столкновение

Алла Валько
               
     Мою первую попытку овладеть навыками вождения автомобиля едва ли можно назвать удачной. Это случилось, когда я гостила  у дочери в Южной Калифорнии.  Здесь в большинстве очаровательных маленьких городков нет общественного транспорта, и чтобы добраться пешком, например, до ближайшего магазина, потребуется не менее получаса, а то и час времени. Поэтому там все жители, начиная с шестнадцати лет, словом, от мала до велика, являются обладателями собственных автомобилей и беспрепятственно колесят по бесчисленным автострадам и дорогам Америки.
     Моя дочь  Лиля была озабочена тем, чтобы при необходимости я тоже могла самостоятельно добраться до какого-нибудь места. Поучить меня вождению вызвался Расс – друг семьи дочери. Расс - ирландец по происхождению, человек добрый, весёлый, жизнелюбивый, с исключительно живописной внешностью: круглый год в черной майке и белых брюках, с длинными, выкрашенными до ослепительной белизны волосами, с усами, склеенными на концах, тоже “под седину”,   и несколькими нитками бус на шее.
      У Расса была машина с механической коробкой передач (КПП). После  нескольких вступительных слов, в которых он заверил меня, что всё очень просто, я, приготовившись постигать азы,  села за руль, а Расс – на место инструктора. Сначала мы ездили с ним по кругу по паркингу. Скорость движения была минимально возможной, порядка 5 км/час, а поскольку людей поблизости не было, то у меня не было  и страха задавить кого-либо, поэтому я делала определенные успехи. Затем Расс  предложил мне  увеличить скорость, и я разогналась аж до 10 км/час. И тут в дальнем конце паркинга показался пешеход. И хотя расстояние между ним и нашей машиной  было не менее четырехсот метров, я испугалась, что не смогу объехать его, и врезалась в кустарник, росший вдоль ограды. Выйдя из машины, мы обнаружили, что бампер изрядно поцарапан.  Я заверила Расса, что непременно компенсирую причиненный ему материальный ущерб, но он только отмахнулся. И все равно я  была счастлива, потому что уже приобщилась к “цивилизации”, и мне казалось, что я осилю  вождение. 
    Несмотря на мой явный неуспех, с точки зрения Лили, она всё же советовала мне научиться водить машину, так как это могло бы пригодиться, если когда-нибудь я решу пожить в Калифорнии, скажем, полгода. “Ты же не сможешь всё время сидеть дома и рассчитывать только на меня”, - добавила она.
    Я преисполнилась важности поставленной передо мной задачи, но понадобилось ещё два года, чтобы я созрела для её выполнения. И вот наступил сентябрь 2001 года. Я уже далеко не молодая дама. Перебираю автошколы в округе и останавливаюсь на автошколе на Гребном канале, в Крылатском. Это не самая близкая от моего дома автошкола, но я подумала, что здесь буду находиться вдали от любопытствующих глаз соседей, которые могли бы стать свидетелями моих возможных неудач.  Я заплатила за обучение  и медкомиссию, которой, к счастью, было совершенно неинтересно состояние моего здоровья, и была зачислена в автошколу.
   Начались теоретические занятия, которые профессионально и доброжелательно вёл преподаватель МАИ. В нашей группе были преимущественно молодые ребята и девушки, несколько человек среднего возраста и два пожилых человека: чиновник очень высокого ранга В.Д. и я.  В 90-е годы многие политические деятели и лица, занимавшие высокие посты в государстве, становились звездами телеэкрана, поэтому в то время  и лицо В.Д. не сходило с экранов телевизоров. Увидев его в нашей группе, я сразу же узнала его. В то время В.Д. казался мне человеком демократичным, интеллигентным, так как держался с нами просто.  Привозил его на занятия водитель на машине с мигалкой, и я как-то спросила, с какой целью он учится вождению. Он ответил, что когда-нибудь лишится этой привилегии и будет вынужден передвигаться самостоятельно.
  Я чувствовала себя не совсем комфортно среди молодых слушателей и поэтому спросила  нашего преподавателя, не помешает ли мой возраст научиться водить машину. Он ответил, что мои ясные глаза вселяют в него уверенность в том, что у меня всё получится. Итак, всё шло отлично: мы делали домашние задания, слушали лекции, решали дорожно-транспортные задачи. У нас были даже контрольные работы и зачеты. Всё это мы, “старички”, преодолевали даже лучше многих молодых слушателей. И вот настало время показать полученные знания на практике – сев за руль.
    Моим инструктором по вождению оказался пожилой мужчина, бывший шофер, который, как потом выяснилось, не обладал и малой толикой терпения. В первый же день практических занятий он заявил, что я должна дать ему триста долларов для ГАИ, чтобы после экзамена получить водительское удостоверение. Я подумала: “Щщас”, - но вслух сказала, что права мне не нужны, а мне нужно просто научиться водить машину.  После этих  слов инструктор изменился в лице, а точнее - рассвирепел, и в дальнейшем наши отношения были весьма далеки даже от просто нормальных. Он непрерывно кричал на меня по любому поводу, а я, отличница в школе, а потом и в институте от этого просто переставала соображать.
    Как-то я пожаловалась на своего инструктора Люде, молодой женщине из нашей группы. Она начала горячо сочувствовать мне и, не посоветовавшись со мной, рассказала о моих переживаниях нашему преподавателю по теории вождения. “Теоретик” был человеком справедливым и посоветовал мне перейти к другому инструктору. Я не знала, как выпутаться из этой истории, и заявила, что сама справлюсь  с проблемой.
  Однажды инструктор по вождению поинтересовался,  с какой целью я пришла в автошколу.  Я ответила, что моя дочь живет в Калифорнии, поэтому, если  доведется жить там, мне нужно будет уметь водить машину. Теперь при каждом удобном случае он ехидно замечал: “Тебе  только и водить машину с автоматической КПП, где соображать не надо”.
   Сначала я ездила с инструктором  в пределах огороженной забором территории, выполняя самые простые, а затем и более сложные задания, например “змейку”. Однако ни одно из них мне не удавалось сделать чисто, без помарок. Тем не менее, наконец, мы выехали за пределы школьного “автодрома” и направились  вниз, к  большой площадке, примыкающей к торцу Гребного канала. На дороге там и сям виднелись выбоины, колдобины, сколы асфальта. Лично у меня была задача никого не задавить, и я начинала волноваться, как только на горизонте появлялся пешеход. Выбоины и колдобины были для меня величинами второго порядка значимости. У инструктора на это был другой взгляд. Как только я заезжала в очередную колдобину, он начинал вдохновенно кричать, что я специально заезжаю во все ямы и не берегу его драгоценную машину. После нескольких таких окриков его слова прочно врезались в мою память, из-за чего спустя несколько дней я чуть не поплатилась его и своей жизнью.
     Как-то мы выехали на  улицу, которая тянется вдоль Гребного канала. Кроме нашей, здесь было ещё несколько учебных машин. Одна из них ехала впереди нас, и мне показалось, что она движется уж слишком медленно. У меня возникла мысль, что неплохо было бы  обогнать ее. Улочка, по которой мы ехали, достаточно узкая, с однополосным движением.  Разделительной полосы на ней не было, но она, очевидно, предполагалась. Мысль перегнать другую машину была бы хорошей, родись она в другое время. Но она возникла не вовремя, а именно на крутом повороте. Я нажала на газ и въехала на “встречную” полосу. В ту же секунду раздался вопль: “Всё! Лобовое столкновение! На поворотах не совершают обгон!” Он продолжал кричать ещё что-то, но я уже закалилась в перманентной войне с ним и, не возражая, позволила ему высказать всё, что он думал обо мне.
     В один из последних дней  практических занятий инструктор снова поинтересовался, собираюсь ли я сдавать экзамен на права. Я ответила неопределенно, но решила ещё раз поговорить с дочерью. Она сказала: “Да заплати ты им. Может, твое водительское удостоверение пригодится”. И тогда я дала инструктору триста долларов. Он мгновенно сменил гнев на милость и сразу же, в последний день занятий, приказал мне выехать на настоящую улицу, с двумя полосами движения, по которой ездят не только автомобили, но и автобусы.
    Сначала я ехала очень медленно, но когда переключилась на вторую передачу, мне показалось, что я мчусь с бешеной скоростью.  Кстати, к этому моменту мне ещё ни разу не давалось задание смотреть в боковые зеркала. Повернув назад к автошколе, я заметила на асфальте выбоину и решила доказать инструктору, насколько бережно я отношусь к его машине. Я самозабвенно вырулила на  левую полосу, чтобы объехать колдобину. В ту же секунду, с криком выхватив у меня руль, инструктор вернул машину на правую полосу - мимо нас по левой полосе с ревом промчалась огромная фура. Я  едва успела заметить  восседавшего почти над самой моей головой водителя фуры и даже не успела испугаться.  Инструктор  продолжал изливать на меня свой праведный гнев: “Не соображаешь, что делаешь! Да он, небось, обмочился, увидев, что ты нырнула ему под колеса!” Крыть мне было нечем. На этом мои практические занятия по вождению закончились.
  Впереди нас ждал экзамен в ГАИ. Среди слушателей прошел слух, что из-за присутствия в группе такой важной персоны, как В.Д., не мы поедем сдавать экзамен в ГАИ, а ГАИ приедет к нам, в Крылатское. Но этот слух не подтвердился.
   Экзамен проходил в ГАИ, где-то очень  далеко от автошколы. Экзамен по теории вождения принимал компьютер. Здесь у меня проблем не было, а дальше было сложнее. Перед началом экзамена по практике вождения я молила Бога, чтобы мне не досталась “эстакада”, которую я видела только издали.
    Мне повезло: я получила задание заехать задом в гараж. Мысленно я довольно сносно представляла себе, что нужно делать, но на практике! да ещё на площадке с уклоном, покрытой тонкой плёнкой льда, всё получилось иначе. Начинаю выполнять задание. Подъезжаю к гаражу  и, поравнявшись с ним, поворачиваю налево. Нажимаю на тормоз и оглядываюсь назад, чтобы убедиться, правильно ли я сориентировала машину относительно въезда в гараж. В этот момент моя нога соскальзывает с тормоза, и автомобиль начинает ползти вперед, в сторону контрольной черты, которую он не должен пересекать. Я пытаюсь достать ногой педаль тормоза, но машина уже пересекает эту черту, и я слышу команду: “Выходите из машины!” Первая попытка не удалась. Но у меня оставалась ещё вторая попытка! Она, правда,  тоже закончилась неудачей. После второй команды: “Выходите!” я поняла, что все кончено.
    Уже вечером  дома звоню инструктору и спрашиваю: “Ну что, я мимо пролетела?” На это он отвечает уверенным тоном: “Ничего подобного. Послезавтра приезжайте за документами”.  Послезавтра мне выдали водительское удостоверение серии МВ N 6…9 на управление транспортными средствами категории В и очень симпатичное “Permis de conduire” - международное удостоверение. Я надёжно спрятала документы в шкаф и за руль автомобиля больше никогда не садилась.

   Часто, сидя в автобусе и наблюдая, как водитель уверенно и бесстрашно управляет своим транспортным средством, буквально ввинчиваясь на повороте в бесконечный поток легковушек, рефрижераторов и пикапов, не уступающих ему дорогу, я поражаюсь, какими способностями надо обладать, чтобы сохранять спокойствие и хладнокровие на наших московских улицах.
    В течение нескольких лет, проезжая мимо автошколы, я в окно автобуса грозила кулаком своему инструктору-обидчику, а пассажиры с удивлением поглядывали на меня. Но постепенно все неприятности забылись, забыла я даже имя своего инструктора-крикуна. Недавно я решила взглянуть на свое водительское удостоверение. Оказалось, что срок его действия ещё не истёк. Так что у меня всё впереди! Может, стоит попробовать?..