Идентификация личности

Александр Машковский
Мы с Мусой полемизировали не только на помосте: между подходами к штанге он агитировал за мусульманство, а я за иудаизм.
Мусса был конкретный парень, юмора не понимал, и я решил достать его абстракциями:
– Знаешь, Муса, - сказал я, - рабби Нахман утверждает, что после смерти человек может не понять, что умер и продолжать жить, как прежде, только виртуально, будто во сне. А в некоторых, особо тяжелых случаях, может вообще забыть, кто он такой, и как его зовут. Может забыть о том, что когда-то изучал Тору; о своей связи с еврейским народом. Это и есть – отрезание души. Представляешь? Для того, чтобы хорошо проснуться, надо еще при жизни реализовать свою душу через заповеди Торы. И тогда все личностные планы, нанизанные на костяк повелений Всевышнего, обретут вечную жизнь и абсолютное пробуждение.
Идентификация личности по иудаизму – это выбор поступать не по своей воле, а по воле Бога. Ведь человек создан по образу и подобию божьему.
– Ну, ты хватил, - мудрёно очень! – отрицательно замотал головой Муса. – У нас черным по белому написано, что после смерти к человеку приходит ангел, бьёт его по щекам, и, когда тот проснётся, - спрашивает: - Кто ты такой?! И человек отвечает: - Я сын такого-то, и зовут меня так-то. И тогда его судят. Праведных - в рай, а грешников – в ад. Когда ангел спрашивает, - сразу ко всем память возвращается, - даже то, что при жизни забыл, после смерти вспомнишь.
– Не верю, - закричал я. – У большинства людей нечего спрашивать. Вот выйдем на улицу – я тебе докажу.
На улице мы подошли к первому встречному, и я спросил:
- Кто ты такой?
Прохожий дёрнулся было бежать, но Мусса ухватил его за лацкан пиджака и рявкнул: - Отвечай, когда спрашивают!
– Мужики! - задёргался прохожий, - да я просто так проходил, я ничего не знаю.
– Знаешь! – ответил Муса, - и залепил ему две увесистые пощёчины. – Говори, кто ты такой?!
– Не знаю, не знаю, я ничего не знаю; я ничего не сделал; я говорю же вам, - мимо шел, - заплакал прохожий, и упал на колени.
- А ну подымайся, - не отставал Муса. – Представь себе, что ты на том свете, и тебя спрашивают: - Кто ты такой? – Что ты ответишь??
– Только не убивайте! Вот кошелёк, вот деньги – берите всё, только не убивайте! Ведь я – никто!
– Да ну его к чёрту! – сказал я. – Кончай бить. Это надо у его мамаши спрашивать, от кого он такой родился. А он ни при чём.
– Так ответил бы, кто его отец, - его бы никто и пальцем не тронул, - огрызнулся Муса, но бить перестал, и мы пошли прочь.