15. На железной дороге, ч. 4-я

Феликс Рахлин
Рмсунок художника Нинель Шаховой


Стояли мы как-то раз с женой в очереди к одной из касс Курского вокзала – за билетами до Харькова. За нами пристроился молодой, сельского вида мужчина в защитной «сталинской» фуражке, холщовом пиджаке, мятых, бесформенных штанах, заправленных в грубые «кирзачи», и с физиономией обветренной и красной – то ли от ветра же, то ли от подпития. Возле него живчиком вился пяти-шестилетний мальчуган, каждую секунду норовивший отбежать куда-то в сторону, что мужчину явно беспокоило, и он всё покрикивал на мальца:

- Витька, ты куда?  Витька – назад!  Стой рядом, не то… еврей заберёт!  Ну? Я кому сказал? Гляди – не бегай: еврей зеберёт!!!

Он так часто повторял эту нелепую угрозу, так непривычно она звучала  (а ведь, прожалуй, если б он пугал цыганом, я бы и ухом не повёл…), что мне стало не по себе.

- Послушайте, - сказал я, ну чего вы всё евреем стращаете?

- А тебе-то чё? – огрызнулся он. – Кем хочу, тем и стращаю. Чтоб не убёг, не затерялся.

- Но неприятно слушать, объяснил я. – Ты вот всё: «Еврей-еврей», а мне и обидно: ведь я еврей и есть, но детей не ворую.

- Кто: ты – еврей? – засмеялся он и даже ладонью своей огромной отмахнулся. – Брось, не заливай!

- Да нет, я вправду еврей. Хочешь – паспорт покажу? – и я полез во внутренний  карман  пиджака. Но он неожиданно так смутился, что его обветренное Бог знает какими ветрами лицо стало вдруг уж совершенно багровым.

- Мил-человек! – по-старомодному воскликнул он и порывисто  схватил меня за руку. – Не надо паспорта – я те и так верю. Понима-шь, дело-то какое: я ведь еврея за всю жисть, ей-Богу, в глаза не видал! Ты вот – первый!  Ну, не обижайся, будь другом!

И заметив, что я не сержусь, стал рассказывать с хмельной словоохотливостью:

- Понима-шь, я – чабан из Оренбургской области. У нас там, зна-шь, степя какие?!  Конца-краю не видать. И я там пасу отару: пятьсот голов, восемьсот…  Кругом только овцы,  да пара овчарок, да конь подо мной. А рядом  Витька – сынок.  Он ничё не боится!  Скажи ему: «Волк!» - и волка не испугается: он его сто разов видел. А «еврей» - что-то непонятное, еврея он не встречал. Да у нас завсегда так детишков пугают!
 
Тут он понёс что-то про свою отару, про то, как ловко прячет от учёта молодняк  и на том даже нажился («Вот, к родне в гости еду, и при  денежке…»  Витька, между тем, постоял немного, послушал, поморгал плутовскими глазёнками – и опять наладился куда-то в разведку… Отец опять прикрикнул:

- Вить, ты куда? Гляди: ев...

Он вдруг осёкся, взглянул на меня – и оба мы рассмеялись: он – заливисто и безмятежно, я же…

Тебе ли объяснять, израильский русскоязычный читатель,  с каким чувством я смеялся?!

                --------------

                (Опубликовано в  еженедельнике «Еврейский
                камертон» - приложении к газете «Новости
                недели», Тель-Авив, 17 июля и 14 августа 1998
                г, а также  в литературном альманахе
                «Долина»,   выпуск  2-й, Афула, 1999).   

Далее следует очерк XVI "Соцсоревнование в царском дворце" http://proza.ru/2012/02/02/2146
    
                -----------

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ! МНЕ ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО ТВОЁ МНЕНИЕ ОБ ЭТОМ ТЕКСТЕ, ИЗЛОЖИ ЕГО, ПОЖАЛУЙСТА, ХОТЯ БЫ В НЕСКОЛЬКИХ СЛОВАХ ИЛИ СТРОЧКАХ В РАЗДЕЛЕ "РЕЦЕНЗИИ" (СМ, НИЖЕ).
ЖЕЛАТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ОЧЕРКА, ОБЪЕДИНЁННЫЕ ЗАГОЛОВКОМ "НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ". = Автор