Оптимизация времен застоя

Владимир Либман
Представим себе огромное предприятие, в составе которого есть 100 автохозяйств, в которых есть суммарно 18000 автомобилей. Каждый из этих автомобилей периодически нуждается в ремонте. Ремонтируют эти автомобили поагрегатно, т.е., рулевое управление, задний мост, передний мост и так далее.
Существует 120 ремонтных предприятий, которые ремонтируют, как правило, один-два, реже три-четыре и более агрегатов.
Поставлена задача составить план доставки агрегатов в ремонт на территории Украины.
Вот и все.
Мощность каждого ремзавода известна, количество, подлежащих ремонту агрегатов, тоже известно (есть заявки).
Таким образом, вся задача свелась к транспортной задаче линейного программирования.
Разумеется, что к критерию оптимизации – минимизации суммарной стоимости доставки агрегатов - наша группа пришла через споры, ссоры и бессонные ночи. Но пришла.
Академически (не в реальной жизни) задача решается достаточно просто. Есть метод - и вперед. Взял учебник и решай.
Но в реальности перед нами стала тяжелая задача.
Решать пришлось не одну, а несколько задач по числу агрегатов. Решение по главному критерию создавало неудобства для каких-то предприятий. Потому, что рулевое приходится везти в Винницу, задний мост в Черновцы! Несмотря на наличие в Виннице возможности ремонтировать и то и другое.
Другая проблема состояла в том, что надо было уравнять потребности с возможностями. Тут уж построить модель совсем трудно, если не сделать просто: пропорционально всем одинаково скостить потребность и все!
В моей группе разработчиков был прекрасный математик! Фамилия у него была совершенно жуткая! Я решусь ее воспроизвести приблизительно, скажу заранее – очень не точно – Зильберштернблатбергманзон… Звали его Гриша. Как он с такой фамилией поступил и закончил Ленинградский мехмат… Загадка! Но он был гений.
У него было много детей от разных жен. Он забывал, что он женат, разводился, снова женился, рожал, опять забывал где… Ходил он грязный, неухоженный, вечно помятый, небритый. Но гений!
Он смешно ухаживал за женщинами. Скажем, одной женщине из нашей группы, он говорил: «Валя, я хочу придти к тебе сегодня. Ты ведь одна! И я один. Почему бы нам не встречаться? Тем более, что у тебя квартира»… Валя отвечала, мол, я не хочу с тобой встречаться, ты мне не нравишься… Гриша ее уговаривал: «Я побреюсь, у меня есть костюм, и потом я очень хочу поесть, а денег у меня нет»…
При этом Гриша был очень образован, и знал все! От него я впервые узнал, зачем у балерины Дега одна нога длиннее!
Вот этот Гриша был главным, кто создал модель, то есть, «приспособил» ее к нашим условиям.
Коллектив работал здорово. В период, когда надо было выдать план ремонта, наша группа работала параллельно с работниками Управления автотранспорта. Мы выдали все документы за пару дней, тогда как традиционная подготовка и расчеты занимали не один месяц!
Наш план оказался почти на миллион дешевле!
Экономия в миллион! О! Это сулило нам большие премии! Даже награды!
Самый главный автомобильщик (Начальник Управления автотранспорта) с уважением посмотрел на нашу работу, и сказал:
-Ну, бля… что вы там, насчитали ё…
-Так вот,  всем предприятиям выдали план, получили экономию в миллион рублей! – пояснения давал я.
-А почему Полтавской автобазе бля… поставили в ремонтники мать… Хмельницкий ремзавод?
-Этого требует критерий оптимизации. В этом случае общие затраты...
-Ты, ё… б… п…
-Но это ж миллион экономии!
-Да получишь ты свою премию! Б… п… ё… Только мне метод твой не нужен и экономия мне до пи… б… У меня в Полтаве кум! Начальник областного автопредприятия! А ты ему заявку скостил… Б…
-Но этого не было в критериях оптимизации!
-Так, впиши! Ё… мать…
С этими словами (и не только с этими), он велел своему сотруднику переделать то, что выдала модель!
Вспомнилось: "Мы мигом к вам заявимся с лопатами и вилами"...
В оптимизации есть закон, что при произвольном изменении хотя бы одного элемента, даже случайное решение может оказаться эффективнее… Зачем мы считали? Уродовались! Зачем был Гришин гений? Он за время построения модели совсем чокнулся!
Теория оптимизации свидетельствует, что при оптимизации системы надо согласиться, что отдельным элементам системы может стать хуже, чем было.
Если руководитель системы заботится об элементах системы, а не о системе в целом, результат может быть хуже, чем без оптимизации вообще! То есть, он вообще не управляет системой.
Например, для улучшения состояния всей страны, власть вынуждена не учитывать интересы отдельных регионов! Такова грубая действительность! Правда, хорошо бы компенсировать!
Но, кто об этом думал...
Ярко это видно на примере военачальников: планируя военные действия, они вычеркивают квадратики… полки и дивизии! Потому что, перед ними стоит задача общей победы, и им не до интересов каждого солдата. Начнут учитывать – проиграют войну и погубят всех...